Foto: Saeimas administrācija
Идея парламентаризма в Латвии себя полностью девальвировала: Сейм – это не верховная власть, и не "совет 100 умных голов", на заседаниях которого в спорах рождаются решения во благо Латвии и народа.

Цель выборов в Сейм – создать группу поддержки, которая будет голосовать по указке выдвинутого правительства, и выполнять чисто технические функции – "легализовать" решения правительства.

Сам принцип парламентаризма подразумевает, что депутаты дают задание правительству – поэтому Сейм является верховной законодательной, а правительство - исполнительной властью. Есть такая английская поговорка о том, что выступая перед парламентом, министры в Великобритании стоят на цыпочках. Потому что, если они опустятся на пятки - петля вокруг их горла быстро затянется.

У нас же Премьер&Ko передают в Сейм задания с указанием "поддержать", и приходят на заседания только чтобы проконтролировать исполнение. И вот тут уж депутатам правящей "коалиции законности и справедливости" приходится выкручиваться, чтобы объяснить, что мнение должностных лиц как раз и является их собственным мнением. На голосовании 1 ноября по предложениям оппозиции о снижении НДС на отопление до 5% некоторые правящие депутаты попали в неловкую ситуацию. Им, всего несколько месяцев назад с пеной у рта доказывавшим, что снижение НДС на все товары и услуги на 1% принесёт невиданные послабления домашним хозяйствам и огромные блага жителям страны, пришлось теперь объяснять – почему снижение налога только на один вид услуг – на отопление жилья - принесёт исключительно негативный и вредный эффект.

Классика из школы, и называется она "подгонять решение под ответ". На днях премьер-министр Домбровскис выдал в интервью журналистам следующую фразу: "Оппозиция внесла предложения к бюджету 2013 года на многие сотни миллионов латов, но одобрены они не будут".

Зачем нужны дебаты во время заседаний в Сейме, если выступления оппозиции – какими бы они не были убедительными и обоснованными – не способны изменить мнение и исход уже предрешённого голосования? Депутаты от правящей коалиции просто отбывают номер, пока оппозиция не израсходует отведённый лимит времени, чтобы поскорее нажать заранее заказанную кнопку. Может, проще и вовсе лишать оппозицию права голоса?

Но разве депутаты от оппозиции не представляют своего избирателя? Или избиратель "Центра согласия" и Союза "зеленых" и крестьян не заслуживает того, чтобы его интересы были учтены в бюджете? Что позволяет Домбровскису - чиновнику, назначенному на эту должность, утверждать такое до голосования в Сейме? Только то, что он уверен: в Латвии исполнительная власть указывает законодательной.

И ладно бы указывал Домбровскис – в конце концов, у Латвии уже был Карлис Улманис, любимый премьер и президент, разогнавший Сейм и узурпировавший власть. Его, тем не менее, латыши любят и уважают. Но ведь Валдис Домбровскис даже не сам определяет политику. Указания ему выдают в Брюсселе, и он исправно берёт "под козырёк", ничего не требуя взамен. Если Латвия такой последовательный еврооптимист – то где, позвольте спросить, списание внешнего долга перед Европой и МВФ, где дополнительное финансирование из европейского бюджета, где дополнительные дотации Латвийским крестьянам? Всего этого нет.

Вывод печален: Валдис Домбровскис – не узурпатор власти, он банальный наместник, поставленный приглядывать за дальней провинцией. Его функция – следить, чтобы выполняли директивы, и не просили лишнего. Латвия во второй раз уверенным шагом идёт в направлении потери независимости. Но теперь уже по собственной воле, и при поддержке национально озабоченных партий.

"Оставайтесь на своих местах, а я останусь на своём", - произнёс по радио Карлис Улманис, успокаивая народ, когда в Латвию вошли советские войска. Не пора ли и господину Домбровскису произнести эту фразу, уступая независимость Латвии Брюсселю?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!