Руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин об отважной Ингуне Судрабе, адекватном Владимире Путине и симпатичном Валдисе Затлерсе.
То, что решение Конституционного суда (по договору о границе — Ред.) озвучено в день, когда было совместное заседание Счетной палаты России и Госконтроля Латвии и мои встречи с руководством страны, видимо, провидение Божье.
Еще за день до принятия Конституционным судом решения, у меня было ощущение, что все будет в порядке. Поворачивать самолеты — легко, но я — сторонник движения вперед.

Ингуна Судраба вопрос о встрече с президентом Путиным не ставила. Но моя встреча с президентом Затлерсом, видимо, связана еще и с тем, что я — не только руководитель Счетной палаты, но и прошел достаточно большую политическую школу и в парламенте, и в правительстве. Во-вторых, блестящий врач, президент Затлерс в своей нынешней должности человек новый. Он очень интересный, интеллигентный человек, наш с ним откровенный разговор мне чрезвычайно понравился. Ему интересен круг политиков, приезжающих в Латвию. И мне очень приятно, что президент Латвии во время встречи не проявлял никакой кичливости. Кстати, говорили мы по-русски, а не по-английски, что также было очень приятно.

С премьером Калвитисом мы столкнулись лоб в лоб, когда я уезжал после переговоров. Ситуация вокруг премьер-министра известна, и я его прекрасно понимаю, у него сейчас большие проблемы. Но отдадим должное этому человеку: он внес серьезную лепту в соглашение по границе.

Г-жа Судраба — профессионал, чрезвычайно отважный человек, не боится говорить о том, что есть на самом деле. Еще я обратил внимание на то, что, пока мы с ней ехали в машине, она получила порядка двадцати звонков от журналистов. И она принимает для ответа самые сложные вопросы. Госконтроль Латвии резко изменил свою конфигурацию, у Ингуны достаточно большие полномочия в управлении своим коллективом. У меня с кадровыми вопросами сложнее: аудиторы назначаются Госдумой на шесть лет с большими гарантиями. С одной стороны, это хорошо — признак такой почти византийской демократии, если демократия с Византией совместима. С другой стороны, это осложняет принципы управления. И еще: не так много вопросов г-жа Судраба выносит на коллегию; за большую часть проверок отвечает непосредственно проверяющий, а коллегиально обсуждаются лишь спорные вопросы. Такая практика дает возможность работать более оперативно.

По данным Латвии на границе с нею мы запретили въезд в Россию 2 000 грузовикам, а по нашим данным — порядка 10 000. Куда пропали 8000 машин? Хороший вопрос для правоохранительных органов обеих стран. Насколько я знаю, латвийской стороной по этой части жесткие меры уже приняты, в отношении ряда чиновников будут возбуждаться уголовные дела. На мой взгляд, самое прямое мошенничество. Поэтому мы договорились на вопросы транзита посмотреть очень внимательно, и не только с Латвией, а и с Литвой, Беларусью, возможно, Польшей. Тогда и можно будет понять, куда делись "лишние" машины. Но то, что мы на эту тему вышли — это факт совместной работы, о чем Государственный контролер Латвии не скрывала. Я согласен с ее выводами: слишком надолго прикипели к своим одним и тем же местам на одной и той же границе чиновники в погонах, нужна ротация.

Граница существует не для того, чтобы друг к другу НЕ ходить, как было во времена "железного занавеса", а чтобы не мешать людям общаться, и законно зарабатывать, кстати. Поэтому в результате совместной проверки Счетной палаты России и Госконтроля Латвии сформулированы конкретные законодательные, организационные и технические предложения. Надеюсь, что когда-нибудь сбудутся слова моего президента Владимира Путина о том, что Россия готова в ближайшее время войти в единую систему взаимоотношений с Евросоюзом по вопросу границы, по типу Шенгенского соглашения. Зачем закрываться? Пожалуйста, мы — открыты! А вы-то, ЕС, зачем закрываетесь?

Мал ли срок для моих 82 дней в кресле премьера России? Безусловно, я ж — не Керенский, для которого такой срок был велик. А наибольшее удовлетворение получил, наверное, в Министерстве юстиции. Минюст удалось сделать совершенно новым, никто не мешал. А наиболее сложным было премьерство, потому что оно было сопряжено с тяжелым периодом в жизни нашей страны: дефолт 1999-го года, Белградский кризис, на меня свалились переговоры с "большой восьмеркой", переговоры с Клинтоном по долгам. Плюс постоянно висел дамоклов меч: вот-вот тебя снимут, я чувствовал, что долго поработать не придется, но свой долг пытался выполнять профессионально и честно. Насколько это удалось, надо спросить у моих сограждан.

Президент Путин адекватно реагирует на искренность отношений: если мы видим, что руководство страны отвечает на протянутую руку тем же, естественно, Россия всегда пойдет вперед.

Путин — не Буш! Г-жа Вике-Фрейберга была в Москве и Санкт-Петербурге, но эти поездки были связаны с юбилеями. А президент Затлерс в беседе со мною подчеркнул, что хотел бы побывать в Москве, но с официальным визитом. А это предполагает наличие профессионально подготовленного пакета документов, которые теперь могли бы действительно серьезно продвинуть наши отношения вперед по вопросам, которые я беру навскидку: инвестиции, транзит, дороги, социальная защита, расширение культурного обмена, по тому, чтобы русский язык не был бы здесь забыт, по деликатному вопросу — так называемым негражданам. Сегодня — это проблема Латвии, но мы не можем не замечать этого.

Я сам поддерживаю Путина, и лично знаю сотни и тысячи людей, которые искренне относятся к нему с большим уважением. Поэтому истерики в прессе не вижу, а чувство меры, на мой взгляд, должно быть. Абсолютно очевидно, что та поддержка порядка 75-80% населения, которая есть у президента России, абсолютно объективна и реальна. Это я вам говорю как избиратель и гражданин моей страны.

Главным итогом совместной деятельности российской Счетной палаты и латвийского Государственного контроля станет то, если люди и в России, и в Латвии станут жить лучше, в этом — главная цель нашей работы. Будьте счастливы, и не забывайте, что на исторической Родине вас помнят и любят. Может, не так как хотелось бы, и за это прошу прощения.


Статья подготовлена на основе беседы на тему "Россия-Латвия: не подсчитываем, а считаем" Сергея Степашина и Григория Зубарева в его внеочередной программе из цикла "С властью — по-русски" на "Новом радио" (в эфире по понедельникам, с 17 до 18 часов; вопросы к гостям программы принимаются, в том числе, и на портале DELFI, в рубрике "Интервью"). Полный текст публикуется на сайте www.novoeradio.lv.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!