Айгарс Калвитис отработал премьер-министром рекордный для Латвии срок — более трех лет. Все это время его правительство не могли свалить ни телефонные скандалы, ни "красная мафия", ни стремительный рост инфляции. Конечно, хочется верить, что обещанные в свое время экс-премьером "жирные годы" еще впереди, но есть подозрения, что уже совсем скоро народ будет с ностальгией вспоминать о добродушном с виду крестьянине, который так и не сумел стать вторым Карлисом Улманисом.
"Железный Калвитис" не скрывает, что не все задуманное удалось реализовать. Кто-то скажет: "И слава Богу!". А мы попробуем найти хоть что-то позитивное, что-то такое, за что Калвитису можно сказать "спасибо".

Пограничный договор

При Калвитисе Народная партия из национально-консервативной превратилась в национально-прагматичную. Еще два года назад Айгарс Калвитис и Артис Пабрикс не представляли себе пограничного договора без "Абренской декларации", но потом "оранжевые" пошли на дипломатическую хитрость: декларацию отозвали, от претензий отреклись и объявили, что отказ от Абрене и есть лучшее свидетельство патриотизма. Спасибо и на этом.

Инфляция: вызываю огонь на себя

Принято считать, что план по борьбе с инфляцией был принят слишком поздно, и поэтому его эффективность сомнительна. С другой стороны, Калвитис был первым политиком, который взял на себя смелость призвать латвийское общество сократить потребление и обдумать обоснованность своих расходов. При его правительстве гонка ипотечных вооружений замедлилась. Все это — крайне непопулярные решения, но кто-то должен был их принять. Спасибо Калвитису стоит сказать хотя бы за то, что он не побоялся вызвать огонь на себя.

Административная реформа

Даже самые ярые оппоненты Калвитиса признают, что правительство сделало шаг в правильном направлении. Атаку на волостных князьков, не желающих объединяться в более эффективные области, возглавил министр по делам самоуправлений Айгар Штокенбергс. При поддержке Калвитиса под реформу были выделены все необходимые средства. Правда, позже премьер обнаружил, что его министр — ренегат и подрывник. Штокенбергса из правительства пришлось прогнать, но самая грязная работа была уже сделана: несмотря на обильные протесты местных лидеров, долгожданную реформу запустили.

Бюджет-2008: из тумбочки

В 2008 году Калвитис впервые в истории добился утверждения бюджета с излишком в 1% от ВВП. Более того, премьер все-таки отказался от "замораживания" зарплат бюджетников, но профицит от этого не уменьшился — умению Калвитиса искать и находить "резервные средства" можно только позавидовать. Сюда же можно приписать и беспрецедентную кампанию по введению "режима всеобщей экономии", и сокращение неимоверно раздувшейся бюрократии. Тут — спасибо за смелость.

Другие (нечаянные) геройства

Вряд ли можно считать заслугой Калвитиса то, что приватизация Lattelecom по сложной схеме Нила Мелнгайлиса не прошла. Однако факт остается фактом: телекоммуникационный гигант пока находится в собственности государства. Произошло это при Калвитисе. Кстати, средства от приватизации Lattelecom уже были предусмотрительно расписаны министром культуры Хеленой Демаковой на строительство Национальной библиотеки. Но "Замок света" заморожен — и, как бы вы к нему не относились, скажите за это спасибо все тому же Калвитису.

В конце концов Калвитис и его команда, которые выживали в куда менее приличных условиях, стали жертвами собственного успеха. Впервые на парламентских выборах партии предыдущей правящей коалиции не только улучшили свой результат, но и получили парламентское большинство. Впервые выборы не привели к смене главы правительства. И впервые ранее столь любимое правительство оказалось вынуждено уйти по смехотворной для Латвии причине — из-за "снижения доверия общества".

Спасибо ему и за это.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!