Год назад правящие политики, всеми правдами и неправдами продвигавшие Валдиса Затлерса на пост главы государства, обещали, что он станет воистину "народным президентом", который на фоне Вайры Вике-Фрейберги будет работать с уклоном на внутреннюю политику. В свою очередь, оппозиция и эксперты склонялись к тому, что избрание доктора станет началом конца самого института президентства. Увы, на самом деле, Затлерс оказался не "темной лошадкой", а, скорее, "серой кошкой".
Свою президентскую карьеру известный травматолог
начал со скандала
с «конвертами», от которого он до сих пор не сумел отвязаться: декларацию он так и не исправил, а план по ликвидации кризиса в здравоохранении по-прежнему не очень-то работает. Впрочем, нет худа без добра: "конверты" так и не легализовали, кассовые аппараты в кабинетах врачей не появились, и тема "благодарностей" понемногу исчезла с повестки дня. Но не из жизни.

Сразу же после избрания Затлерс предпринял робкую попытку сыграть на поле оппозиции, осмелившись публично усомниться в необходимости  строительства «Замка света». Быстро выяснилось, что президент «не это имел ввиду». Затем — новый шаг навстречу народным чаяниям: обещание  заморозить зарплаты своих подчиненных. В итоге выяснилось, что речь опять шла не о том: систему "упорядочили", но реальные доходы обитателей Рижского замка все-таки увеличились. Потом глава государства неожиданно выступил на митинге «За честную политику!». Шаг был эффектным, но не обдуманным. Толпа требовала разогнать Сейм, президент робко повторял: «Послушайте, что я скажу». Весьма забавно смотрелся и процесс формирования Кабинета министров. Как известно, президент доверил эту миссию Иварсу Годманису при условии, что он соберет в коалиции все пять «правых партий». Обещание не выполнено, но пост премьера Годманис все равно получил.

При этом избранный в зоопарке президент оказался не таким уж профаном во внешней политике. За год он совершил 28 визитов, заслужив имидж большого друга Украины и Грузии. С точки зрения дипломатии, это уже что-то. Параллельно хозяин Рижского замка бодро раздавал ордена и медали, миловал заключенных и знакомился с жизнью «на местах».

А еще Валдиса Затлерса, в отличие от его предшественницы, нельзя назвать латышским националистом. Он мало говорит об оккупации и хотя бы изредка использует обращение «latvijas tauta», вместо укоренившегося «latviešu tauta». Тем не менее, ни в одном из принципиальных для русскоязычной общины вопросов эта часть населения сочувствия не дождалась. Очевидно, изменить существующее распределение ролей между латышами и русскоязычными этому президенту не по плечу.

Справедливости ради надо упомянуть о том, что короля делает его свита. В случае с Валдисом Затлерсом свита оказалась, мягко говоря, неэффективной. Так, пресс-секретарь главы государства Инта Ласе была выдвинута на получение приза Мэрфи за провальную работу в области общественных отношений. Действительно, дозвониться до представителей президента иногда бывает слишком сложно, а выступления и важные реплики главы государства зачастую не доходят до общества, так как пресс-служба не видит в этом необходимости. Добавим, что при личном общении некоторые работники Канцелярии президента признают, что с уходом Вике-Фрейберги в учреждении началась долгожданная спокойная жизнь. Вряд ли это можно считать комплиментом для новой команды советников.

В общем, за прошедший год ничего существенно не изменилось. Валдис Затлерс так и остался милым и приятным человеком, который, как порой кажется, оказался в ненужное время в ненужном месте. Станет ли он «харизматичным лидером», очень сильно зависит от его окружения. Может быть, пришло время подумать о «кадровой чистке».

Впрочем, качество работы президента при парламентской республике особой роли не играет. Поэтому, даже при наихудшем раскладе нынешний латвийский лидер имеет отличные шансы сохранить за собой привилегию раздачи орденов на ближайшие три года. А может, и на все семь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!