Foto: AFP/Scanpix
Агрессия России, фюрер Путин, кремлевская пропаганда, русский варвар сошел с ума — это и многое другое, что похлеще, слышим мы в последнее время в связи с украинскими и крымскими событиями.

Многими выгодами и стараниями конфликт внутри одного народа становится противостоянием русского мира и северо-атлантической цивилизации. Напряжение нарастает, и больной вопрос — удастся ли избежать открытого боя и большой крови? — пока остается без ответа. Нет ответа и на звучащее "более трех миллиардов долларов потратил Запад, чтобы расколоть единство России и Украины". Цифра, скорее всего, гипотетическая, взятая с потолка, чтобы выглядела побольше и пострашнее. Что же с потолка не взято?

Не взяты вещи очевидные, вросшие в генетическую память народа, составляющие его ментальную суть и основу. И, прежде всего, это общность нашей истории и культуры. Киев не просто город. Киев — мать городов русских. Через Киев пришло на Русь православие, да и сам Киев равно Русь, нравится ли кому-то это или нет. Украина колыбель русской нации. Москва и Русь московская — это то, что сохранило украинцев, спасло запорожскую вольницу от турецких и крымских ятаганов, оградило от окатоличивания, ополячивания, сберегло и взрастило самобытность украинского менталитета.

Гоголь, Шевченко — кто они для русской культуры? Кровь нации. А киностудия Довженко, где снимали Леонид Быков и Параджанов — часть чьей культуры? А украинские песни? И список можно продолжать бесконечно. Если мы говорим о Крыме, там еще проще. Осколок татарского ига в печени России, вплоть до века XVIII — набеги, торговля живым товаром и грабежи. А потом это слава Потемкина, Суворов и штурм Измаила, смертельное ранение Кутузова под Алуштой, оборона Севастополя в 1854 и 1941 годах — слава и жертвы, скрепляющие нацию.

Те, кто сегодня обвиняют Путина и Россию в агрессии, не понимают или умышленно не хотят понимать простой вещи: Украина и Россия — это два государства и единый народ. Оставить Крым наследникам УНА-УНСО для человека русской культуры и менталитета — невозможно.

Это, в каком-то смысле, наш Иерусалим. Предложите евреям обменять Иерусалим на что угодно. Они не согласятся. Это часть их души. Без Иерусалима они не евреи. Где сегодня находится гора Арарат? В Турции или в душе каждого армянина? Есть вещи, с которыми нация не может смирится, как сербы не смогут смирится с утратой Косова. Ибо смирение, в этом смысле, означает гибель нации, бессмысленность жертв и всего хода истории, преобразование народа во что-то другое, отказ от наследия отцов. Поэтому у Путина нет выбора. Он президент и гарант нации. И, в этом смысле, он загнан. Он лишен маневра всем ходом развития русского государства.

Конфликт России и Украины вещь библейская. И те кто сегодня вновь "Каина" натравливает на "Авеля", взращивают братоубийственные настроения. Они будут покрыты позором, как минимум. Есть вещи страшные, непонятные в своей нелепости. Таким было столкновение России и Грузии. Когда спустя 217 лет один народ, что помог выжить другому, стал его братом во вере и крови, стрелял в него и получал пули в ответ. Чем бы это ни объяснялось, но все восстает, все протестует во мне до сих пор. Не прошло и шести лет… Как же сложилось так, что всего через двадцать лет элиты России и Украины поставили свои народы на грань вооруженного конфликта? Тоже вопрос не праздный. Но ответ на него придется искать позже.

Ресурсы Запада несоизмеримы с возможностями сегодняшней России. Она на слабой стороне. Очевидно, что в этом противостоянии горячую картошку к вящей выгоде ребят с Уолл-стрита будут таскать чужими руками. Но в этой ситуации каждый, кто считает себя русским, должен ответить на вопрос: кто он и хочет ли оставаться быть русским? Хочет ли, чтобы его дети были русскими?

Мне поздно меняться, да и не хочу. Я считаю своей родиной Латвию, опять-таки вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. Но Россия была и будет моей духовной Отчизной. А потому лично у меня тоже нет выбора. Я считаю себя должным как и чем могу поддержать Россию. Первый министр иностранных дел Латвии Юрканс недавно правильно заметил: "Майдан победил не потому что был прав или не прав, а потому что там нашлись люди, готовые умирать за его идеи". Такие настают на нашем дворе времена…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!