Лицемерие государства, которое требует от частных предпринимателей выполнять законы об авторских правах, но само может их нарушать, а также неспособность государства повлиять на соблюдение авторских правах, обходится дорого — как в виде неуплаченных налогов, так и потерянных рабочих мест и инвестиций.
Хотя Латвия и присоединилась ко всем наиболее важным международным нормативным актам в области авторских и сопутствующих прав, тем не менее анализ существующей практики свидетельствует, что государство не способно воплотить эти требования в жизнь. Отсутствие практической охраны авторских и сопутствующих прав упоминается в каждом докладе Европейского союза о прогрессе Латвии
[1]
, однако энергичных шагов в борьбе с пиратством до сих пор не сделано.

Проблема пиратства принимается как сама по себе понятная, с оправданиями в виде низкой покупательной способности населения или чересчур высокими ценами компьютерных программ. Однако ясно, что и при росте покупательной способности населения эта проблема сама не исчезнет, причем именно высокий уровень пиратства делает компьютерных программы более дорогими.

Если Латвия своевременно не устранит упомянутые в докладе о прогрессе недостатки, то после вступления в ЕС высокий уровень пиратства может стать еще более серьезной проблемой, поскольку нынешние тенденции в ЕС [2], предусматривают очень жесткие меры борьбы с пиратством.

В Латвии еще ни разу не проводилось обобщающих исследований об экономическом значении авторских и сопутствующих прав в народном хозяйстве. Однако, как показало опубликованное в 2001 году исследование международной исследовательской компании Datamonitor о влиянии информационных технологий на народное хозяйство Латвии, только из-за пиратства в области компьютерных программ государство в целом потеряло за год 15 млн. латов в виде неуплаченных налогов, а общий вред, нанесенный местной индустрии информационных технологий, составляет в год около 55 млн. латов. Примерно столько же государство теряет в результате широко распространенного пиратства в области кино и музыки.

Мало кто задумывается, что пиратство тесно связано с отмыванием грязных денег от торговли наркотиками и организованной преступности, поскольку заработанные пиратством деньги используется для финансирования деятельности преступных групп. Это происходит оттого, что при сравнительно небольшом риске можно получить значительные доходы, и даже в случае доказательства преступления наказание будет значительно меньшим, чем за участие в организованной группе или за торговлю наркотиками.

Конечно, имеется и кажущаяся менее опасной для общества форма пиратства — копирование легально приобретенных лицензированных компьютерных программ для нужд учреждения или предприятия, однако и это является нарушением авторских прав. Именно эта форма пиратства более всего затрагивает государственные и муниципальные структуры.

Хотя компьютерные программы широко используются также в структурах государства и самоуправлений, тем не менее на государственном уровне вопрос их легальности не решается. В большинстве случаев никто не контролирует, легально ли приобретены и применяются используемые в учреждениях компьютерные программы (возможно, что программа приобретена легально, но ее инсталлируют в большее число компьютеров, чем разрешает лицензия).

В связи с ограниченным бюджетом руководство учреждений часто решается на "экономию средств" и приобретает компьютерные программы, копируя их или покупая нелегально изготовленные копии. Прикрывая глаза на незаконное использование компьютерных программ в учреждениях государства или самоуправлений, государство само поддерживает действия, бороться с которыми было бы его прямой обязанностью.

В начале 2003 году латвийский комитет Business Software Alliance (BSA) заключил договоры о сотрудничестве с Госконтролем и государственной полицией. Договор с Госконтролем среди прочего предусматривает, что при осуществлении проверок на государственных предприятиях и учреждениях Госконтроль, в сотрудничестве с латвийским комитетом BSA, будет проверять и легальность компьютерных программ.

Таким образом, сформирован механизм систематического решения этих проблем также и в учреждениях государства и самоуправлений, поскольку прежние проверки правоохранительных органов и полиции проводились только на частных предприятиях. Поняв важность этой проблемы, Госконтроль выдвинул предложение провести аудит легальности компьютерных программ в государственном масштабе.

Заключенные договоры предусматривают сотрудничество не только в контроле за приобретением и использованием компьютерных программ, но и в обучении сотрудников государственных структур (в том числе администратора компьютерной системы) соблюдению авторских прав в сфере компьютерных программ.

BSA займется организацией в различных структурных подразделениях полиции цикла лекций о соблюдении авторских прав на компьютерные программы и рассмотрении соответствующих дел. Кроме того, она окажет помощь в обучении экспертов полиции и консультантов Госконтроля.

В основе стратегии BSA лежит активное сотрудничество с государственными структурами контроля, а также — обучение общественности и совершенствование базы нормативных актов. Это предпринимается с целью сокращения нелегального использования компьютерных программ и максимально быстрого достижения стандартов, соответствующих ЕС.

Снижение уровня компьютерного пиратства с 84% в 1999 году до 57% в 2002 году (в соответствии с данными, приведенными в 302-ом специальном отчете Международного альянса интеллектуальной собственности в 2003 году [3],) в большой степени было достигнуто именно благодаря успешному сотрудничеству владельцев авторских прав и латвийского комитета BSA, с одной стороны, и правоохранительных органов, с другой. Однако в этой области Латвия по-прежнему отстает не только от ЕС, но и от ближайших соседей, где уровень компьютерного пиратства ниже. Так, в Литве он равен 53%, а в Эстонии — 52%.

Свою задачу BSA видит не том, чтобы призвать индивидуального пользователя компьютерных программ к административной или уголовной ответственности, но в упорядочивании государственного сектора и частных предприятий, что включало бы в себя формирование соответствующей правовой среды и соблюдение соответствующих правовых актов.

Лицемерие государства, которое требует от частных предпринимателей выполнения законов, но само может их нарушать, а также неспособность государства повлиять на соблюдение авторских правах, стоит намного дороже. И не только в финансовом смысле, в виде неуплаченных налогов, потерянных рабочих мест инвестиций, поскольку следует учитывать и то, что соблюдение авторских является одной из наиболее существенных предпосылок развития культуры и отрасли информационных технологий.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !