Foto: AFI
В октябре 1964 года в стране советской началась эпоха Л.И. Брежнева. Она продлится 18 лет, и позднее главный прораб "перестройки" М.С. Горбачев назовет ее "застоем". В это время я пошел в первый класс и дальнейшее развитие застойных событий знаю не из учебников истории. Хотелось бы вспомнить некоторые факты из школьной жизни, когда не было "свободы и демократии", но школьные годы были чудесными.

Новое руководство страны поставило задачу модернизации экономики и создания новых направлений научно-технического прогресса, таких как электроника, атомные технологии, медицинская генетика, молекулярная фармакология, нефтехимия и другие. Любая модернизация должна начинаться с реформы системы образования, поэтому было принято решение создавать и внедрять новые модели школьного образования.

1а класс, в котором я начинал учебу, был экспериментальным по практической проверке системы развивающего образования академика Л.В. Занкова. В эксперименте участвовали 254 школы из всех республик и регионов страны. Модель образования по теории общего развития детей Л.В. Занкова была очень эффективной и таковой остается до сих пор.

Это сегодня, в расцвет "свободы и демократии", новые модели школьного образования экспериментально не проверяются, их сразу внедряют в школы, как, например, билингвальное обучение. Ну и что, что учителя не умеют преподавать билингвально, ну и что из того, что качественных билингвальных учебников нет до сих пор (двенадцать лет прошло), да и саму билингвальность придумали не академики и профессора от педагогики, а политики и чиновники. В эру "демократии" такие мелочи не могут быть препятствием для успеха, о чем нам регулярно они и рассказывают.

В тяжелые "времена застоя" любые нововведения проходили обязательную экспериментальную проверку в течение полного цикла обучения. Наш класс все три года начальной школы обучался по новой модели. Мы учились по экспериментальным учебникам, а наши учителя были заранее подготовлены к преподаванию на специальных курсах и регулярно ездили на научно-практические конференции, где имели возможности высказать ученым свои оценки. И только после того, как новая модель прошла экспериментальную проверку, она была допущена для использования во всех школах страны. Позднее были обновлены учебники по всем школьным предметам.

Результаты реформы школы не заставили себя ждать. К началу 70-х годов качество школьного образования в Союзе становится лучшим в мире. Каким образом был достигнут такой результат? Конечно, в школы пришли новые модели образования: наряду с моделью Занкова были созданы модели развивающего образования Давыдова и Эльконина, модель проблемного обучения Махмутова и Кудрявцева, модель педагогики сотрудничества В. Сухомлинского. Однако сами по себе новые модели образования дополнялись целым рядом важнейших условий, которые оказывают принципиальное влияние на качество образования.

В первую очередь речь идет о чтении художественной литературы. Помню, как нас, первоклашек, привели в школьную библиотеку и "насильно" всех записали. Регулярно проводились уроки внеклассного чтения, где нам нужно было рассказывать о прочитанных книгах, делать записи в дневниках читателей. Классный руководитель заставлял нас (какое "издевательство" над детьми!) записаться и в городскую детскую библиотеку.

Вторым важным условием было обязательное посещение группы продленного дня в начальной школе и по желанию родителей в основной. В группе мы не только делали домашние задания, но и играли, в том числе на свежем воздухе, готовились к мероприятиям, проводили экскурсии. Важнейшим компонентом формирования личности в группе продленного дня было обучение нас правилам поведения и организации отношений дружбы и сотрудничества. Если ученик чего-то не понял на уроках, то в группе продленного дня были консультации по всем предметам.

Нам, ученикам, никто и никогда не говорил, что непонимание какого-либо вопроса – это ваши проблемы! Не было тогда свободы безразличия к детям, оно появится в начале 90-х годов и зацветет пышным цветом в 2000-е.
В школе работали кружки и факультативы. Я посещал три факультатива, и полученная там подготовка чувствуется до сих пор. Один из таких факультативов по литературе научил меня оценивать качество художественной литературы, понимать суть влияния художественного слова на развитие ума. Да, да, ума. Ведь чтение книги – это не просто чтение, а главным образом анализ и осмысление прочитанного. Факультатив вел директор школы, прекрасный знаток русской литературы и очень хороший литературный аналитик.

Третьим условием успеха было массовое спортивное движение. Уже в сентябре начиналась эстафета школьных соревнований. Легкая атлетика, футбол, кросс, лыжи, коньки, хоккей, гимнастика и многое другое. Соревновались классы, соревновались школы, даже дворовые команды. Был самый настоящий культ массового спорта. А спорт – это здоровье, отдых и разгрузка от учебного труда. На всех без исключения каникулах в школе работали кружки, факультативы, спортивные секции, проводились соревнования, походы на природу. Это сегодня все платное и часто низкокачественное, вот и приходится ученикам на каникулах бродить по магазинам, а тогда все было бесплатное, да еще и заставляли. Классный руководитель требовал, чтобы мы посещали хотя бы один кружок или секцию. Поэтому времени для того, чтобы попить пивка в подъезде, облаять соседей матом, совсем не было. Да и пивко в магазинах малолеткам не продавали, не "демократия" же однако.

Еще одно не менее важное условие успеха – социальная забота о детях. Да, и тогда были семьи с низкими доходами. Нет, по помойкам за объедками люди тогда не ходили, работа была у каждого, но семьи с низкими доходами были. Классный руководитель оформлял необходимые документы на таких детей, и они получали бесплатное питание в школе, им покупали одежду и обувь за счет государства.

Бесплатные учебники были для всех. Комплект школьной формы стоил 12–14 рублей. В классе были дети из разных семей, но за все годы обучения я ни разу не слышал рассказов одноклассников о машинах, домах и дачах, кредитах их родителей, каких-либо дорогих покупках. Гордиться доходами родителей было неприлично. В нашем классе учился сын крупного партийного чиновника. Так вот квартира у них была из двух комнат, мебель обычная, одежда такая же, как у всех, автомашины не было. Крупный партийный чиновник вместе с сыном по утрам ездил на работу в городском автобусе.
Летом для детей 5–9-х классов организовывали ЛОТОС – летний отряд труда и отдыха старшеклассников. В ЛОТОСе можно было немного заработать, укрепить здоровье и самое главное – дети были под присмотром и занимались полезными делами. На работу в летний период принимали с 12 лет.

Были еще и пионерские лагеря. Трехнедельная смена в лагере с четырехразовым питанием стоила 12 рублей 50 копеек при минимальной зарплате 60 рублей в месяц. Купить путевку своему ребенку в лагерь мог любой родитель, для малообеспеченных – бесплатно. А были еще бесплатные военно-спортивные лагеря для подростков. Да много чего было бесплатного, интересного и полезного для детей.

В начале 70-х десятилетнее среднее образование сделали обязательным. Или средняя школа, или техникум, или профтехшкола, но среднее образование каждый должен получить. Малограмотные люди Стране Советов были не нужны. Это при "демократии" можно не уметь читать и писать, и в школу можно не ходить, при застое такого не было.

В тоталитарное время государство делало все возможное, чтобы подрастающее поколение получало качественное и разностороннее образование. Школа всем нам давала равные шансы на успех в жизни. Это было главное.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!