
Недавно на DELFI уважаемая мною Мара Залите, моя коллега, высказалась в связи с предстоящим референдумом 18 февраля в таком духе: русский язык не нуждается в защите, так как его ареал от Калининграда до Владивостока, а латышский занимает совсем маленькую территорию и защита ему необходима.
С количественной точки зрения – всё правильно. Но в этих словах обнажилось полное непонимание ситуации.
А ситуация, на мой взгляд, такова: волна, поднявшая немалую часть населения на подпись за референдум, защищает свои гражданские права – говорить на родном языке и учить своих детей на родном языке. Если бы не было репрессивного органа в лице проверочной комиссии по языку, штрафующей за то – вдуматься хорошенько, – что человек говорит на родном языке; если бы не реформировали обучение в русских школах и не отнимали бы у детей родной язык, если бы не было негражданства и сотни тысяч людей не чувствовали бы себя обманутыми и униженными, тогда, я уверена, не возникла бы эта волна - в ней не было бы необходимости.
А что касается государственного статуса языка как такового, подозреваю, что он помышляется именно в качестве защиты гражданских прав населения и отнюдь не защищает язык как культурное явление. Кстати, к вышеперечисленным пунктам ущемления прав русского и русскоязычного населения в Латвии хочу добавить и отсутствие государственной поддержки русской культуры, воспроизводимой русской частью общества.
Думаю, что государственный статус латышского языка выполняет аналогичную роль, а защита самого языка начинается там, где этот статус обеспечивает государственную поддержку латышской культуре.
О культурной парадигме в дискурсе по защите и поддержке языка я писала на сайте "Культура и мир", о доминанте этической платформы в национальной и языковой политике нашей руководящей элиты тоже писала (сайт "Русский мир"), вернее, об их отсутствии, – повторяться не хочется. И сейчас лишь надо добавить: пора всё поставить на свое место и называть вещи своими именами - точно понимать, чего мы хотим, и правильно формулировать свои требования. Приблизительность мышления в таких серьезных делах – наш враг.
Возможно, именно по этой причине нет должного анализа ситуации в наших СМИ и, самое главное, со стороны организаторов движения за референдум. Не надо думать, что всем всё понятно – многие выступления как сторонников референдума, так и оппонирующей стороны, убеждают в обратном. И если непонимание ситуации обнаруживают люди культуры, то это – уже диагноз.
Добраться до сути действий и мотивов необходимо даже ради того, чтобы понять, насколько они объективны, что, кстати сказать, способствует разрядке напряжения в обществе. Полагаю, защита наших гражданских прав, защита местной русской культуры (равно и языка) зиждятся на крепком фундаменте: как на цивилизационной основе (социальное равноправие), так и на естественной этике (чувство справедливости и добрых отношений). А где же черпать силы, как не в своей правоте?