Foto: LETA

26 ноября МИД Латвии на русском языке (!) разместил на своем сайте комментарий к вступившим в силу 1 октября поправкам к закону о гражданстве. Внимательное изучение этого трехстраничного документа не может не вызвать ряда вопросов.

Во-первых, описание проблемы признания двойного гражданства за латвийскими экономическими эмигрантами, ради решения которой и принимались поправки, размещено в самом конце документа. Зато его начало посвящено "заметным успехам в осуществлении процесса натурализации", хотя поправки к закону практически никак не влияют на темпы этого благотворного процесса.

Ну и наконец, кроме цитированной выше выражаясь дипломатическим языком "неточности" в документе имеются еще несколько утверждений, косвенно или прямо дезинформирующих публику.

А теперь обо всем по порядку.

"Успехи" в осуществлении натурализации

МИД совершенно справедливо утверждает, что число неграждан с 29% (730 000) в 1995 году снизилось до 13.3% (290 510) в июле 2013 года. И тут же сообщает, что с момента началa натурализации 1 февраля 1995 года до 30 сентября 2013 года распоряжением Кабинета министров гражданство Латвийское получило 141 165 человек.
Нетрудно посчитать, что число неграждан сократилось на 439490 человек, и вклад натурализации в этот "успех" меньше 1/3. КПД хуже, чем у паровоза.

А остальные-то неграждане куда делись? Если учесть, что часть из них приняла иностранное гражданство, умерших и уехавших неграждан все равно остается не менее 370 тысяч человек.

Это составляет 46% всех демографических потерь за период при средней доле неграждан в составе населения в 21%. Тут не об "успехе" надо говорить, а о намеренном создании нетерпимых условий существования для группы людей, выделенной по признаку происхождения родителей.

Особенно странной выглядит история "успеха", когда мы переходим от средних данных к ежегодным темпам натурализации. По результатам 9 месяцев в 2013 году ожидается 1700 натурализованных, что в 11 (!) раз меньше, чем в рекордном 2005 году.

Нетрудно отметить, что без учета эмиграции и смертности натурализовать оставшихся неграждан такими темпами удастся только через 170 лет.

На низкие темпы натурализации в Латвии обратил внимание и Евростат, на следующий день после появления комментария МИД опубликовавший сводку принятия в гражданство за 2011 год во всех странах ЕС.

Латвия и Эстония, подарившие ЕС соответственно 70% и 22% проживающих в нем лиц без гражданства, приняли в гражданство по 6 и 7 человек на 1000 резидентов, не имеющих гражданства страны проживания. Это вчетверо меньше, чем в среднем по ЕС. В Швеции, к примеру, этот показатель натурализации, применяемый не к доморощенным, а к настоящим иностранцам, вдесятеро выше, чем в Латвии.

Так что никаких реальных мер по ликвидации сосредоточенного именно в этих двух балтийских странах массового безгражданства, в действительности не принимается.

"Облегчение" натурализации

МИД описывает ряд достижений новой редакции закона, по мнению дипломатов, облегчающих процесс натурализации.

Например, утверждается, что "отменена норма, по которой до начала процесса натурализации местом постоянного проживания человека в течение 5 лет без перерыва должна была быть Латвия". В действительности норма о пятилетнем цензе оседлости осталась и после поправок. Только в старой редакции закона она была изложена настолько неуклюже, что речь шла об общем сроке проживания, которому удовлетворяют ВСЕ неграждане. Теперь же в законе ясно сказано, что в пятилетнем сроке пребывания допустим перерыв продолжительностью не более года, и перерыв не должен попасть на год, непосредственно предшествующий подаче заявления.

Установление льгот на прохождение натурализации прямо в законе расценивается МИД, как облегчение процесса. В действительности ранее те же льготы устанавливались не законом, а легко меняемыми правилами Кабинета министров. Теперь они с незначительными изменениями перекочевали в закон, и изменить эти льготы можно только голосованием депутатов, что лишь облегчает правительству возможность и далее игнорировать международные рекомендации по упрощению процедуры.

МИД утверждает, что произошло облегчение процедуры натурализации для выпускников латышских школ, ибо они освобождены от всех проверок. В действительности же ранее они получали гражданство путем регистрации, а теперь вынуждены проходить унизительную натурализационную процедуру.

Нелишним будет добавить, что русские школы опять дискриминировали. Натурализующихся выпускников русских средних школ в любом случае заставляют сдавать экзамен по основам законодательства и официальной версии истории, хотя учебные программы как русской, так и латышской школы сертифицируются министерством образования одинаково. Более того, им приходится еще раз сдавать экзамен и по латышскому языку, если на централизованном выпускном экзамене они получили мене 20 баллов. Хотя этот экзамен с прошлого года для выпускников русских и латышских школ един.

МИД совершенно напрасно утверждает, что "поправки предполагают, что бывшие военные СССР смогут получить гражданство путем натурализации, при условии, что они прожили в браке с гражданином Латвии не менее 10 лет". В действительности они имели это право с момента принятия закона, и в соответствующую его статью были внесены чисто редакционные правки.

Разумеется, все обсужденные выше положения никакого практического влияния на темпы натурализации не оказывают. МИД справедливо заявляет, что "эти поправки были приняты после подробного обсуждения в Сейме и с широкой общественностью на протяжении двух лет". С сожалением приходится отметить, что за эти два года ни один депутат не внес ни единого предложения, направленного на реальную ликвидацию массового безгражданства. А тот законопроект о нулевом варианте гражданства, под которым движение "За равные права" собрало 12 000 подписей избирателей, заблокирован ЦИК, и Конституционный суд огласит приговор по возможности вынесения законопроекта на референдум 19 декабря.

Дети неграждан

По мнению МИД поправки "упрощают процедуру получения гражданства детьми неграждан и лиц без гражданства — признание ребенка латвийским гражданином происходит одновременно с записью о его рождении по желанию одного из родителей, при этом отменено особое обещание родителей. Родителям-негражданам и лицам без гражданства дана свобода выбора сохранить своему ребенку статус негражданина или лица без гражданства, если этого желают оба родителя".

Следует отметить, что возможность регистрации детей неграждан в качестве граждан Латвии по заявлению родителей появилась еще в 1998 году. То есть, "свобода выбора" (подавать или не подавать заявление), о которой пишет МИД, в действительности не "дана" поправками 2013 года, а существует уже 15 лет. При этом западные эксперты требовали и требуют от Латвии совсем иной "свободы": ребенок регистрируется в качестве гражданина по факту рождения, а родителям дается некоторое время, чтобы от этого подарка государства отказаться.

Единственный полушаг в направлении исполнения международных требований Сейм все же сделал. А именно, для регистрации ребенка теперь нужно заявление лишь одного из родителей, а не обоих, как было раньше. Что касается возможности регистрировать ребенка одновременно с записью о его рождении, то она появилась еще в Правилах Кабинета министров от 5 июля 2011 года, а через два года просто переместилась в закон.

"Особое обещание родителей" воспитывать ребенка в духе патриотизма и любви к латышскому языку Сейм не отменял, ибо это требование появилось только при втором чтении поправок и исчезло после третьего, т.е. никогда не было в силе.

О чем МИД благоразумно молчит

МИД не стал сообщать, что после поправок в общих положениях закона появились такие понятия как "доктрина непрерывности латвийского государства" (читай — 50 лет оккупации), "государственная нация (латыши)" и "автохтонное население (ливы)".

С осени 2013 года с подачи тогдашнего председателя Конституционной комиссии при Президенте Эгила Левитса и одобрения правящей коалиции в обществе развернулась дискуссия о внесении этих норм и в преамбулу к Конституции. Таким образом, фактическое неравноправие и массовое безгражданство латвийских нацменьшинств планируется закрепить и на конституционном уровне.

Оценивая перспективы утверждения такой преамбулы парламентом, не следует забывать, что при утверждении поправок к закону о гражданстве большинство парламентариев за это уже проголосовало.
Полный текст комментария размещен здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!