Foto: LETA
Пару недель назад вице-мэр Риги Андрис Америкс публично обеспокоился, что Партия реформ привлекла международных независимых экспертов из Всемирного Банка для оценки деятельности всех государственных портов.

Все верно, господин Америкс, вам стоит поволноваться! Только не о самом исследовании, а о других процессах. Я напомню некоторые факты, раз уж о них запамятовал сам председатель правления Рижского свободного порта (РСП).

Куда уходят деньги?

Господину Америксу очень нравится взывать к растущему количеству грузов, переваленных в Рижском порту. Настолько нравится, что в какой-то момент можно даже запутаться, кто именно отгружает грузы — лично г-н Америкс в компании с г-ном Логиновым или все-таки работающие в порту предприниматели.

Не поймите меня превратно, я ни в коем случае не хочу принуждать господина Америкса самому переваливать уголь. Хватит уж на страну одного Айвара Лембергса, который — совершенно по случайному стечению обстоятельств — владеет долями капитала в восьми из одиннадцати терминалов Вентспилского порта.

А вот чем Андрис Америкс действительно должен заниматься — так это инвестировать прибыль порта в его развитие. Он может хвалиться тем, что за 11 лет в развитие РСП было вложено 80 млн. латов, но тот же Таллинн лишь за последние 4 года инвестировал в свой порт сумму почти в 130 млн. латов. К тому же Таллинский порт, в отличие от РСП, ежегодно перечисляет в государственный бюджет Эстонии значительный налог на прибыль. Так, в 2011 году Таллинн внес в бюджет страны 39,5 млн. латов. Если бы в Латвии также поступал и РСП, этого хватило бы на индексацию пенсий!

Не будем забывать и о налогах, которые вносят в казну Эстонии предприниматели Таллинского порта. Причем, платят эстонские бизнесмены намного больше, чем наши, поскольку, в отличие от РСП, у Таллинского порта нет статуса специальной экономической зоны.

Вот и возникает серьезный вопрос — как же так получается, что РСП, которому государство позволяет оставить себе всю прибыль, инвестирует в развитие порта как минимум в два раза меньше, чем Таллинский порт, который даже при меньшем объеме грузов в состоянии пополнить государственный бюджет почти на 40 миллионов латов? Господин Америкс, куда делись деньги? Не получилось ли, что вместо того, чтобы развивать инфраструктуру порта, часть прибыли пошла, к примеру, на приобретение автомобилей класса люкс, которые затем за ничтожные суммы сдаются внаем сотрудникам?

Даже если этой прибыли просто не существует, исследование Всемирного Банка поможет разобраться, почему мы оказываемся худшими хозяевами, чем соседние страны, и на вашем месте, г-н Америкс, я бы только радовался, что страна готова это исследование оплатить.

В тени сомнений

Еще г-ну Америксу стоило бы поволноваться о не самой безукоризненной репутации свободных портов Латвии. Совсем недавно серьезный портовый инвестор на заседании парламентской Комиссии по народному хозяйству назвал одного из представителей портового правления некоего латвийского города Лордом Волан-де-Мортом. Сравнение латвийских портовых начальников со злодеями из сказки про Гарри Поттера, к сожалению, не вызывает даже улыбки: Рижский и Вентспилский свободные порты пользуются в мире дурной славой из-за непрозрачности процессов принятия решений. Местные инвесторы об этом предпочитают говорить неофициально, иностранные — вполне открыто. Американская торговая палата уже высказала свои упреки в официальном письме, адресованном премьеру и министрам. Проблему латвийских портов указал в своем исследовании и Совет иностранных инвесторов.

Присовокупив к вышесказанному все случаи возможного конфликта интересов, попадавшие в поле зрения Бюро по борьбе с коррупцией и СМИ, решения Совета по конкуренции, трижды наказывавшего РСП за использование доминирующего положения, а также несколько возбужденных в Еврокомиссии дел о нарушении правил конкуренции (не говоря уж о бесчисленных административных судопроизводствах), вопрос о том, что же в действительности происходит в РСП, становится важным уже для всех налогоплательщиков!

Ниже некуда

Но и это еще не все. Самое важное, о чем в своей эмоциональной статье забыл нам сообщить Андрис Америкс, — это логистический индекс, ежегодно обновляемый Всемирным Банком и являющийся важным инструментом планирования инвестиционного предпринимательства. Латвия за несколько лет сползла в этой топе с 37-го на 76-е место!
Другой авторитетный критерий оценки — индекс конкурентоспособности, опубликованный Мировым экономическим форумом, — определил инфраструктуру наших портов только на 51-е место. Эстония в рейтинге занимает 18-е место, Литва — 44-е.

Упомянутые показатели яснее ясного демонстрируют, что Латвия теряет конкурентоспособность в одной из важнейших отраслей народного хозяйства, а местные власти не в состоянии эффективно управлять ресурсами, которым может позавидовать большая часть стран Европы.

Совет хозяину

Я надеюсь, что немного успокоил встревоженный разум господина Америкса. В конце концов, любой рачительный хозяин и руководитель предприятия должен признать, что проведение раз в десять лет в таком огромной хозяйстве, как Рижский свободный порт, независимого и всестороннего аудита не только окупается, но и способствует будущей прибыли. В исследовании Всемирного Банка независимыми экспертами будут впервые оценены все латвийские порты, и результаты этой оценки очень важны для осознания того, как мы управляем ресурсами отрасли.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!