Foto: stock.xchng

Решение Кабинета министров поддержать предложение Министерства образования и науки (МОН) о введении еще одного обязательного экзамена — по физике или химии — вызвал бурю эмоций и суждений, и невиданную активность в социальных сетях.

На фоне вопроса об экзамене померкли даже перипетии создания очередного правительства.

И это хороший знак, показывающий, что вопрос образования все еще актуален и волнует многих. Однако острота и обоснования части высказанных мнений позволяют судить о том, что выбор в пользу так называемого мейнстрима не всегда самый лучший и правильный.

Почему? В начале девяностых функционеры от образования того времени решили, что точных наук в школе слишком много, а социальных практически нет (за исключением марксизма и ленинизма). Произошла резкая смена курса и школьникам была предоставлена широкая возможность выбора — что учить, и что не учить. Естественно, большая часть сделала свой выбор в пользу более легкого пути. Я и сам в то время учился в средней школе и решил, что химию учить не буду. Сейчас, 20 лет спустя, я сожалею об этом своем выборе.

Несомненно, нельзя преуменьшать и значимость социальных наук. Они должны быть в школьной программе в необходимом количестве, а главное — в очень хорошем качестве. И все же считаю, что в поисках более легкого пути мы зашли слишком далеко.

В течение уже нескольких последних лет почти половина выпускников латвийских ВУЗов получают дипломы в области социальных знаний. Для сравнения — в Германии 22%. Сможем ли мы с такими показателями добиться настоящего развития экономики Латвии и истинной "истории успеха"? Вряд ли.

Почти все наши крупные предприятия, успехами которых гордимся — Grindeks, Latvijas Finieris, Olainfarm, Lattelekom и другие — унаследованы со времен Советского союза. Главным же достижением новых времен стала погоня за быстрой выгодой, которая привела к пузырю кредитов и торговли недвижимостью и финансовому кризису. Доля производства во внутреннем валовом продукте Латвии составляет лишь 14%, в той же Германии это 20,9%. Если будем продолжать в таком духе и дальше, то о рывке экономики и речи быть не может. Равно как и о дальнейшем становлении экономики после кризиса и создании новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Можно ли в принудительном порядке улучшить качество образования, а молодежь заставить больше внимания уделять точным наукам? Только таким образом, конечно, нет. Но новый экзамен это лишь часть тех мероприятий, которые МОН запланировал, чтобы повысить уровень преподавания и освоения точных наук.

Чтобы интерес школьников к точным наукам рос, в следующем периоде планирования средств фондов Европейского союза МОН предусмотрел направить 162 миллионов евро на модернизацию школьной инфраструктуры, в том числе и оборудование кабинетов физики и химии. 15,23 миллиона евро будут направлены на подготовку преподавателей. МОН также активно убеждает региональные ВУЗы обеспечивать свои регионы учителями точных наук. Так, например, со следующего учебного года Лиепайский Университет внесет изменения в свое учебное направление "Физика и математика", чтобы подготовить преподавателей физики и математики для региона Курземе.

О механизме введения экзамена. Конечно же, он не будет введен моментально и "не отходя от кассы", а продуманно и постепенно, чтобы не создавать трудностей ни для учеников, ни для учителей и дать возможность всем как следует подготовиться.

Настоящий экзамен в первый раз надо будет сдавать в 2017-м году, что значит, что сдавать его будут те ученики, которые в этом году поступят в 10-й класс. В свою очередь в 2015/2016-м учебном году пройдет пилотирование экзамена, что означает, что в 2016-м году пилотный (пробный) экзамен будут сдавать те, кто сейчас учатся в 10-м классе. Эти ребята смогут сами выбрать, показывать оценку за пилотный экзамен в аттестате, или нет. Хочу так же подчеркнуть, что ученики, которые выбрали гуманитарные программы обучения и осваивают объединенный предмет по точным наукам, и экзамен будут сдавать по этому объединенному предмету, в соответствии с пройденной программой, а не по физике или химии.

Я глубоко уверен, что через 10-20 продуктивных лет, вооруженные опытом жизни и работы, наши дети будут благодарны за то, что мы не дали им выбрать самый легкий путь и выступили за более высокие стандарты образования и знаний, которые дают намного большую свободу выбора и решений в дальнейшей жизни.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!