Уже третью неделю портал общественной политики politika.lv представляет анализ программ крупнейших партий, ведущих борьбу за места в Рижской думе, подготовленный магистрами политических наук Гатисом Пуриньшем (Latvijas Fakti) и Угисом Шулцем (LETA).

Текст публикуется в переводе dialogi.lv и сокращении dialogi.lv и Delfi.

ЛСДРП: "Никому я Ригу не отдам…"

Социал-демократы обещают группам рижан "рыбу различных подвидов", но не дают "рыболовных снастей". Это естественно, что социал-демократы поддались искушению властью. На предвыборную кампанию они легально намерены потратить больше всего. В борьбе за избирателей пребывание у власти, с одной стороны, создает проблемы, с другой стороны — дает преимущества. Традиционно мэры Риги "пользовались симпатией общества, грелись на верхушке рейтингов должностных лиц". Гарантированая популярность — стимул бороться за места в Рижской думе. В большинстве случаев горожане в своих проблемах винят Сейм и Кабинет министров, зато Рижская дума может выделять время от времени какие-то гроши тем, кому приходится тяжело, отвлекая внимание от тех проблем, что действительно находятся в компетенции муниципалитета. ЛСДРП утверждают, что выполнили все обещания, данные перед выборами 2001 г.,и рижане могут своими глазами убедиться, какой красивой становится Рига. Авторы анализа задаются вопросом: а благодаря или вопреки правлению социал-демократов развивается Рига? Из того, что обещали социал-демократы в 2001 году, эмпирически измерить можно немногое. Обещали обеспечить паромное сообщение со столицами государств Балтийского моря — дальше "родственника Ильича" дело не пошло. Сейчас ЛСДРП обещает паромное сообщение между Вецмилгрависом и Болдераей. Правда, ЛСДРП удалось выполнить обещание защитить квартиросъемщиков от самоуправства домовладельцев — стараниями Рижской думы Сейм сохранил потолок арендной платы. ЛСДРП и впредь обещает защищать квартиросъемщиков, добиваться компенсаций для арендаторов квартир в денационализированных домах, а пока их не выплатят, сохранять потолок арендной платы. Как настоящая левая партия, ЛСДРП приоритетным сделала социальный блок, но думает и об отдыхе, обещая и впредь большие праздники, художественные и спортивные форумы. Как указывают авторы, из-за сотрудничества с промосковскими силами ЛСДРП проиграла выборы в Сейм, поэтому "сейчас победа в Риге для социал-демократов экзистенционально важна, потому что без нее, вероятно, будет невозможным возврат в большую политику". Один пункт предвыборной программы — о сотрудничестве с иностранными городами и содействии сбыту рижских товаров и услуг все-таки вызывает подозрения в том, что "ближайших партнеров по сотрудничеству надо искать в доме на углу улицы Марияс" (имеется в виду Дом Москвы).

ТБ/ДННЛ: "В ожидании чуда у Даугавы"

Создается впечатление, что на создание программы "тевземцев" оказал влияние бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Он тоже говорил о поддержке владельцев домов и вовлечении жителей в поддержание порядка. У ТБ/ДННЛ снова есть возможность воспользоваться "традиционным инструментарием мобилизации избирателей", благодаря внешне- и внутриполитической ситуации в канун празднования 9 мая, а также начатым "сторонниками сегрегации системы образования" протестам. У ТБ/ДННЛ есть надежда хотя бы отчасти повторить чудо выборов Европарламента, но "потенциал используется слабо", и их предложение "снова скучное". Из программы неясно, намерны ли "тевземцы" покрыть квартиросъемщикам из городского бюджета рост расходов на аренду жилья, или дотировать владельцев домов. В случае первого варианта цены только продолжат расти. Скорее всего, имеется в виду второй вариант, возникший под влиянием опыта Нью-Йорка, что подтверждает и обещание способствовать "деятельности негосударственных организаций, сотрудничеству соседей, в совместном с муниципальной и государственой полицией увеличении безопасности жителей и их собственности". "Тевземцы" также обещают осуществлять "согласованную с интересами государства", а не "ориентированую на Москву" внешнюю политику. Хотя, как указывают авторы, внешняя политика по определению является привилегией государства, а не самоуправлений. Рига для ТБ/ДННЛ может быть хорошим тестом перед выборами Сейма, "не исчерпал ли десант верхушки партии на берегах Илля (имеется в виду Страсбург, в котором по очереди с Брюсселем проходят заседания Европарламента — ред.) интеллектуальный потенциал "тевземцев".

P.S. dialogi.lv. Предвыборные плакаты с цифрами о неуклонном росте "красных" в Рижской Думе" появились уже после публикации этой части анализа. Поэтому авторы не могли уделить внимания этой откровенной, задевающей чувства русских рижан, провокации. В русской прессе отмечается, что ТБ/ДННЛ этим своим обращением, безусловно, поспособствует и росту числа тех, кто примет решение в пользу ЗаПЧЕЛ. dialogi.lv разделяют это мнение.

Народная партия: "Вы нас заслужили"

61% программы Народной партии — критика нынешних "господ Риги". А оставшиеся 1480 знаков вопреки ожиданиям вовсе не о том, что намерены сделать "народники". А о том, что "Рига большой и могучий город", которым должны править "знающие и опытные политики". Что Народная партия гордится своим опытом работы в самоуправлениях, а если что, на помощь "народникам" Рижской думы придут другие депутаты самоуправлений и Сейма и министры. Ну и, конечно, "мы не можем себе позволить еще четыре года жить в управляемом левыми партиями городе".

P.S. dialogi.lv. Безусловно, сильным козырем "народников" является фигура кандидата на пост мэра Риги Андриса Аргалиса. Уже после публикации этой части анализа на politika.lv, многие рижане получили по почте "Журнал Народной партии" с Аргалисом на обложке. "Сильная рука" — говорит о первом номере списка профессиональный графолог. О своих национальных убеждениях Аргалис говорит осторожно, не педалируя ("Я был в "Тевземе" с самого начала национального движения. Я был и в национальном движении, которое было до них"). Зато третий номер — академик Янис Фрейманис может позволить себе гораздо большее. "Национальному вопросу снова следует занять существенное место в рижской политике", — утверждает он, считая, что вместо Москвы Риге следовало бы дружить с Варшавой, а Памятник Победы "с автоматчиками" называя "позорным пятном".

ПНС: "Шесть шагов и Пушкин"

У народа снова есть возможность голосовать эксклюзивно именно за Партию народного согласия, а не за "политическое ассорти" (имеется в виду объединение ЗаПЧЕЛ). Но ПНС от этого политически выиграет в том случае, если ей удастся не только забрать часть избирателей "ЗаПЧЕЛ", но и убедить остальную часть электората в том, что предложение ПНС отличается от остальных и адресовано именно им. В программе семь шагов. Первым шагом ПНС прелагает ввести режим экономии. ПНС предлагает ликвидировать представительства Риги в Москве и Брюсселе. С Москвой понятно — в Риге при участии ПНС есть "представительство Лужкова". К тому же, декларативный отказ от Москвы может быть адресован латышскому электорату. В свою очередь, желание закрыть представительство в Брюсселе вызывает ряд вопросов. Это можно трактовать как аналогию СССР=ЕС, воссоздание принципа "если не Москва, то и не Брюссель", и, наконец, это грозит еще больше ослабить нашу и без того слабую способность "переваривания брюссельской капусты". Второй шаг традиционно левый — "сделать Ригу городом социальной солидарности". Владельцы домов должны делиться с малообеспеченными. Третий шаг направлен на защиту здоровья рижан, в том числе, предусмотрено и такое правое решение, как передача Рижской больничной кассы частным страховым компаниям. Четвертый и пятый шаги — увеличение безопасности движения и решение проблемы пробок на дорогах. Самую эмоциональную реакцию избирателей приберегли на седьмой шаг — возвращение к теме национальных меньшинств. ПНС надеется скорректировать реформу образования. Так как предоставления негражданам права участвовать в муниципальных выборах ни "ЗаПЧЕЛ", ни ПНС не добились, ПНС хочет обеспечить негражданам представительство в Рижской думе. Наконец, ПНС объявляет принцип "язык общения в Риге выбирает посетитель". Непонятно только, "на языке Пушкина должен будет говорить каждый чиновник, или в случае необходимости можно будет прибегнуть к услугам переводчика".

"Новое время": Ну как же можно не обещать все?

Предвыборная программа партии свидетельствует об ее известной зрелости — "хотя отец еще не убит, тем не менее, по крайней мере в предвыборной программе для Риги, на первый план выдвинута мать". Эйнар Репше в программе упоминается только один раз и то как "некое мифологическое существо". Покинули программу "Нового времени" и "силы тьмы", и "старые мошенники". Но конкретных приоритетов в ней нет, есть "все, что обычно обещают всем", "Новое время" предлагает одновремено и либеральную идею минимального государства, и социал-демократическую идею общего эгалитаризма. Хотя, как указывают авторы, эгалитаризм и бюрократия — неразлучная пара. Как и у остальных партий, есть обещания финансировать все необходимое и желанное рижанину, но источники средств не раскрываются. Однако из программы становится ясно, что, придя к власти, "Новое время" продолжит традицию смены бюрократии. После обещания финансировать "сохранение многообразия птиц, растений и животных", "Новому времени" остался один шаг до признания того, что "многообразие и отличные от партийного мнения могут существовать и среди людей".

"ЗаПЧЕЛ": Наш паровоз вперед лети, в коммуне остановка

После прошлых муниципальных выборов понятие "этническое голосование" заняло стабильное место в политическом лексиконе Латвии. Таким образом, считают авторы, то, что за "ЗаПЧЕЛ" голосуют "так называемые русскоязычные, не только инстинктивно понятно, но и публично принято". Поэтому рациональный анализ программы теряет значение: латышам не интересно, что в ней написано, а для "адептов сегрегации" не важны ее нюансы. Тем не менее, продолжают авторы, интересно было бы представить, что мог узнать из программы "ЗаПЧЕЛ" среднестатистический латышский избиратель, который в русскоязычных рижанах a priori видит "коммунистически настроенную пятую колонну". Возможно, предполагают авторы, он бы узнал следующее. "ЗаПЧЕЛ" предлагает Риге "из столицы провинциального государства стать "открытым для Востока и Запада экономическим и культурным центром Балтийского региона", который будет "гарантом сохранения культуры, языка и образования нацменьшинств". Новая роль позволит Риге стать вольным городом, "для которого более не будут обязательными законы руководимой националистами державки". В столичных школах будут осуществляться программы, обеспечивающие качественное преподавание латышского языка, но основным языком обучения останется родной. Директоров школ, "ведущих контрреволюционную деятельность", сменят специалисты. "ЗаПЧЕЛ" обеспечит прием заявлений и предоставление ответов, а также публичную информацию в муниципальных учереждениях на русском языке. Сохранено и данное раннее обещание обеспечить рижан бесплатным переводчиком. "Чуждые и навязанные народу" праздники в Риге будут заменены на "православное Рождество, Пасху, Татьянин день, 8 марта, 9 мая и 13 октября". Говорится в программе и о восстановлении исторческих названий улиц, и в первую очередь об отмене "позорящего Ригу названия улицы Дудаева". О социальных нуждах рижан "ЗаПЧЕЛ" тоже не забывает, приводя полный перечень. Авторы приходят к выводу: если программу "ЗаПЧЕЛ" переводили на латышский для того, чтобы латышский избиратель ее таки прочел, то она увеличит электорат ТБ /ДННЛ, потому что никаких сомнений в том, что "русские идут!", не останется.

Латвийская первая партия: наши интересы являются интересами Латвии

Авторы иронизируют, что программа Латвийской первой партии (ЛПП) самая лучшая, потому что создавалась "с верой в высокие духовным ценностям", и в первую очередь служа Богу, и только потом обещству и государству, что текст является сакральным, а не политическим, поэтому его критика была бы неполиткорректной. Поэтому в статье указаны только лучшие качества программы ЛПП. В ней есть ясные приоритеты — семья, безопаснсость, терпимость между людьми разных национальностей и решение транспортных проблем. Примечательно, что все названные сферы находятся в руках министров ЛПП (до недавнего времени у "первых" был и портфель министра по особым поручениям в делах общественной интеграции). "Возможно, рижанам следует быть осторожными, потому что, если они не изберут в городскую думу "лучших людей" ЛПП, раздаваемые соответствующими министрами блага могут достаться жителям других самоуправлений, которые окажутся более отзывчивыми к Вдоховению Божьему", — говорится в статье. С другой стороны, победа ЛПП в Рижской думе может означать "конец обширной правой коалиции на национальном уровне, министры ЛПП могут покинуть правительство" чтобы "столицу всех жителей Латвии […] сделать […] процветающим метрополисом". В рамках своих приоритеов ЛПП обещает жителям многое и разное из того, что есть и в программах других партий (от детских садов до паромов), но есть и эксклюзивные вещи. Например, ЛПП будет способствовать "привлечению бродяг к общественным работам", для лучшего взаимопонимания между рижанами будет создан "Рижский департамент по делам нацменьшинств и совет представителей национальных общин". ЛПП также выступает за децентрализацию управления Риги при помощи разделения исполнительных дирекций районов и предместий на участки в микрорайонах. Авторам, правда , не понятно, как разделение одной структуры на многие мелкие будет способствовать обещанному уменьшению бюрократии. "Так как ЛПП может заявить, что интересы Латвии — это их интересы, то мы могли бы утверждать наверняка, что Латвия, а вместе с ней и столица, избранны Богом", — иронизируют магистры политических наук. Рижанам лишь отстается покориться судьбе и отдать свои голоса за ЛПП.

"Latvijas cels": скамья Андриса

Когда Латвия еще была молодой, страной руководили профессионалы, но те времена прошли и "Latvijas cels" впал забытье, в эпическом стиле начинают авторы. Возрождение начинается с фамилий — "Latvijas cels" в программе перечисляет забытых народом профессионалов. Поэтому основным содержанием программы становятся личности, а не идеи, что свидетельствует о том, что "идеологическая смятение "Latvijas cels" после неудачи на выборах 8 Сейма так и не закончилось". В программе характерная для современных либералов народно-романтическая поэтичность и воспоминания о старых добрых временах переплетаются с жалобами на коррумпированность и неумелое правление нынешней власти и традиционными обещаниями избирателям. У авторов сложилось впечатление, что программа "Latvijas cels" основывается на том, что позаимствовано у успешных ныне политических сил. У "Нового времени" взяли риторику, о чем свидетсвует готовность бороться с коррупцией, на влияние Народной партии и Латвийской первой партии указывает упоминание детей, подобно Народной партии и ТБ/ДННЛ "путейцы" намереваются освоить деньги ЕС, от левых же идет упоминание о проблемах "жильцов квартир в денационализированных домах". Знаком самого "Latvijas cels" является Андрис Берзиньш, который "умеет руководить и умеет создавать", он и его команда будут "здоровой альтернативой нынешнего руководства Риги". Видимо, "скамья резервных игроков" союза существенно сократилась, заставив "Латвийский путь" ограничиться "личностью одного вождя". Программа, по мнению авторов, свидетельствует о том, что "процесс умирания" партии "мучительно затянулся". Если избиратели в этом году снова решат "свои голоса выбросить на помойку", то, скорее всего, "путь" превратится в тропу. Однако, полагают авторы, для здоровья политики Латвии это только во благо, потому что у полуживого "Latvijas cels" в нише либеральной направлености не хватит политических сил для уравновешивания "антагонизма условно правых и левых".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!