Foto: F64
Зачастую при описании негативной демографической ситуации в Латвии ошибочно утверждается, что число латышей сокращается так стремительно, что скоро они вымрут как народ.

Если оценить данные переписи населения, то они для латышского народа не такие уж мрачные. Они показывают, что у латышского народа есть будущее, если только мы будем действовать ответственно.

Если сравнить данные переписи населения за 2000 и 2011 годы, приходится сделать вывод, что за это время количество латышей сократилось на 85 567, а нелатышей — на 221 445. Эту тенденцию на заседании Подкомиссии Сейма по демографии подтвердил профессор ЛУ М.Хазан, который признал, что показатели рождаемости среди нелатышей значительно ниже, чем среди латышей. Нелатыши также чаще переезжают за границу. Это объясняется, в основном, несбалансированной возрастной структурой нелатышей (рис. 1).

В свою очередь высокую эмиграцию среди нелатышей можно объяснить и тем, что они не имеют такого чувства принадлежности к Латвии, как латыши. Латыши, которые уезжают на заработки, нередко через какое-то время возвращаются жить и работать в Латвии. Учитывая большую эмиграцию после вступления в Евросоюз, количество латышей в общем за эти годы сократилось лишь на 6,24%.

Многие возразят, что это неправда, так как наблюдения показывают, что в региональных городах и на селе количество латышей и особенно молодежи заметно сократилось. Они будут правы, но опыт этих регионов нельзя распространить на общую ситуацию. Здесь есть две причины. Во-первых, к сожалению, последние 10 лет происходило моноцентрическое развитие. Уровень зарплат в Риге и Рижском регионе выше и рабочих мест там больше, чем в среднем по стране. Поэтому очень многие латыши переехали именно туда. В Рижском районе число латышей за 10 лет выросло на ~24 000 (+26,41%). В свою очередь трудоспособные жители из отдаленных регионов Латвии, которые остались без работы и не перебрались в Ригу и Рижский регион, уехали за границу (рис. 2). 

Во-вторых, в регионах и городах Латвии особенно резко сократилось число нелатышей. Например, в бывшем Балвском районе количество нелатышей за 10 лет упало больше, чем на 40,3% (рис.3).

Другой яркий пример — Даугавпилс. В 2000 году там жили 18 393 латышей, а в 2011 году — уже 18 447 (на 54 латыша больше). Между тем, нелатышей в городе в 2000 году было 96 872, а в 2011 — только 74 865 (на 22 007 меньше). В результате жители отдельных регионов замечают, что, например, в Даугавпилсе или бывшем Валкском районе общее население заметно сократилось.

Если рассмотреть количество родившихся и умерших латышей в конкретный год, то за последние пять лет число латышей сокращалось в среднем на 1200 ежегодно, тогда как нелатышей — на 7800. Таким образом, за последние 10 лет число латышей лишь немного сократилось из-за низкой рождаемости. Основное сокращение было за счет эмиграции. В период между переписями латышей стало на 86 000 меньше, но сокращение из-за недостаточной рождаемости было примерно на 12 000, остальные эмигрировали. Важно, чтобы государство сохраняло возможности, чтобы однажды эти латышские семьи вернулись и, возможно, более многочисленными, чем при отъезде.

Если учесть, что у латышей сбалансированная структура рождаемости, то государственная поддержка демографии очень важна, чтобы латышский народ не продолжал постепенно уменьшаться. Вызов связан не только с негативным естественным приростом, но и с последствиями эмиграции латышей и резким сокращением числа нелатышей. Если бы удалось добиться положительного естественного прироста латышей и реэмиграции хотя бы части латышей обратно в Латвию, то в ближайшие 10 лет общее число жителей может уменьшиться, но латышей станет больше.

В связи с указанными демографическими изменениями за 10 лет города и края Латвии стали более латышскими. Удельный вес латышей вырос в среднем на 4,3% (рис. 4).

Например, в 2000 году в Риге латышей был 41%, а в 2011 году — уже 46,33% (прирост удельного веса +5,33%). В Елгаве в 2000 году латышей было 50,97%, а в 2001 году уже 58,47% (+7,5%). Похожие тенденции наблюдаются и в других городах. Если 10 лет назад латыши составляли более 50% населения лишь в двух из семи крупнейших городов (Елгава — 50,97%, Вентспилс — 51,58%), то сейчас — уже в четырех из семи (Елгава — 58,47%, Юрмала — 53,28%, Лиепая — 55,21%, Вентспилс — 56,89%). Если не будет существенных изменений, можно ожидать, что к 2020 году латышей будет больше 50% также в Риге и Резекне. К тому времени среди крупных городов латыши будут меньшинством только в Даугавпилсе.

Выводы:

• Если государство продолжит меры поддержки семей, можно прогнозировать, что в последующие годы количество латышей вырастет.
• Число нелатышей (в т.ч. приехавших во время советской оккупации) в последующие годы будет уменьшаться из-за низкой рождаемости и высокой эмиграции.
• Общее население, скорее всего, продолжит сокращаться до тех пор, пока темпы рождаемости среди латышей не начнут компенсировать резкое сокращение количества нелатышей.
• Государство должно переориентироваться с моноцентрического развития на полицентрическое, чтобы сгладить социальные противоречия между Рижским регионом и остальной Латвией. Если средняя зарплата во всех регионах будет сходной, то можно прогнозировать гораздо меньшие темпы эмиграции.
• Чтобы сократить спад общего числа жителей и поддержать рост числа латышей, правительство должно ввести меры по реэмиграции латышей.
• Если в развитии страны не будет негативных изменений, можно прогнозировать, что в ближайшие 10 лет удельный вес латышей в краях и городах продолжит расти. К 2020 году латышей будет больше 50% в Риге и Резекне.

Перевод DELFI

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!