В ночь с 26 на 27 ноября прошлого года я в городе Лондоне занимался мерчендайзингом. А если конкретнее — расставлял на витринах небольшого магазинчика банки с солеными огурцами, грибами и, извините, хреном. Между прочим — немалая работа. Одного хрена было восемь сортов, а огурцов и грибов — вообще десятки.
Зачем я этим занимался? Дело в том, что мой старинный приятель открывал в Лондоне магазин русской еды. Ну и я, оказавшись случайно поблизости, из любопытства решил ему подсобить.

Подробнее о торговле русской едой в Англии мы расскажем в ближайших номерах нашего журнала "Бизнес.LV". А вкратце история моего приятеля такова: он, электрик систем автоматики Игналинской АЭС, несколько лет назад уехал с семьей в Англию. Пару лет назад, накопив немного денег, решил заняться бизнесом — открыл магазинчик. Бизнес пошел на ура, и он, рассчитавшись с долгами, открыл второй магазинчик. Теперь подыскивает помещения для следующих. Хочет сделать сеть.

Расставив огурцы по местам, уже за рюмкой водки я спросил: как это у тебя ловко получилось? В торговле же ты ничего не смыслил, в английских законах — тем более. Да и вообще твой английский до сих пор так себе. А понимаешь, ответил он мне, в Англии запустить малый бизнес настолько просто, что даже смешно. Английские власти, когда ты им заявляешь, что хочешь заняться бизнесом, страшно радуются и начинают тебе всячески помогать. Консультировать, снабжать разными книжками, приглашать на обучающие курсы.

"А как же отчетность, налоги там всякие? Поди сложно все это…" "Да какая там отчетность, — рассмеялся мой приятель. — Раз в год надо заполнить две странички отчета, стандартный бланк. Если же доход каждого участника бизнеса не превышает 5 тысяч фунтов в год, никаких налогов вообще платить не надо. С суммы, превышающей 5 тысяч фунтов — платишь 10%". У меня в бизнесе четыре человека: я, жена и два сына. То есть платить налоги я начинаю только с 20 тысяч фунтов в год. Ну и естественно, бензин, связь, Интернет вписываю в расходы…"

"А проверки какие-нибудь бывают?" — "Бывают, если кто-нибудь из твоих покупателей "капнет" властям, что ты торгуешь контрабандными сигаретами или водкой. Я этим не балуюсь — меня пока не проверяли. В прошлом году моя жена, бухгалтер фирмы, по неопытности напутала что-то там в отчете". — "Оштрафовали?" — "Да ты что! Ее пригласили в налоговый департамент, помогли правильно заполнить бланк и предложили прослушать бесплатные курсы для бухгалтеров…"

Если отъехать километров на пять от Биг-Бена, начинается совсем другой Лондон. Небоскребы мирового финансового центра сменяются двухэтажными домиками. И далее можно ехать часами, разглядывая со второго этажа автобуса малый британский бизнес. Магазинчики, кафе, прачечные, мастерские. Кварталами, улицами, районами. Я и не представлял, что их может быть так много.

К чему я это рассказываю? Да грустно, сограждане. Прошлой осенью другой мой приятель закрыл свою кафешку в Плявниеках. Достали, сказал, поборами и проверками. Каждую неделю какая-нибудь комиссия с новыми инструкциями. И всем платить надо.

А на прошлой неделе латвийская Ассоциация малого и среднего бизнеса вообще в знак протеста объявила о приостановке своей деятельности. Последней каплей стало требование СГД, чтобы во всех магазинах и кафе на кассовых чеках было пропечатано полное название проданного алкогольного напитка. Нововведение предполагает смену кассовых аппаратов в десятках тысяч маленьких магазинчиков и кафе. Зачем это нужно? А никто не знает. Мы поинтересовались у СГД, может быть, таково требование Евросоюза? Нет, ответила СГД, это — наша инициатива. Чтобы порядку, дескать, было больше.

Английское правительство можно понять: малый бизнес моего приятеля означает, что английскому правительству больше не придется заботиться о его трудоустройстве и кормить его семью, если он потеряет работу.

Латышские власти тоже понять можно: их новую инструкцию проплатили либо торговцы кассовыми аппаратами, либо хозяева супермаркетов. А что станет с несчастным малым бизнесом — его не интересует. Потому, что кормить разорившихся предпринимателей оно все равно не будет. Они либо сами пойдут кассирами в те же супермаркеты, либо свалят в Эйропу.

Туда, где они нужнее.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!