Замечено, что каждое правительство при вступлении во власть первым делом выпускает "Декларацию". Чтобы каждый, даже самый никчемный и бестолковый его подданный знал, к чему готовиться и проникся.
Вот она лежит передо мною — "Декларация о задуманной деятельности Кабинета министров". (Именно "задуманной", а не "планируемой", за перевод ручаюсь.) Текст огромный — 24 пункта и в каждом — в среднем по 10 подпунктов, т.е. по 10 "задуманных" дел. Если предположить, что правительство проживет весь срок, на выполнение каждой "задумки" придется всего по 4 рабочих дня. Не густо, конечно, но министр экономики там, говорят, активист секты "Церковь Благая Весть" — он помолится. Халилуйя!

Читаю Декларацию: до боли знакомые слова "увеличим", "поднимем", "повысим", "улучшим", "активизируем"… где-то я эти молитвы уже слышал. Лет двадцать-тридцать назад. Во всем экономическом разделе ничего конкретного кроме: "Сохраним Latvenergo как единое предприятие в государственной собственности." Понятно, значит это правительство не договорилось, как его промеж себя поделить. Подождем следующего. Вся жизнь впереди.

А вот в разделе "Образование и наука" нечто новенькое: "Материально стимулировать ПРОМОЦИЮ (promociju) молодых людей…". Звоню приятелю-филологу, латышу. Тот после пятнадцатиминутного сопения: "Это от английского "промоушн", ну "раскрутка" что ли, — ворчит, — да они там по-латышски уже ни писать, ни говорить не умеют, нахватались иностранщины".

Семнадцатым пунктом, после "Культуры" и "Спорта", там, где в газетах обычно идет гороскоп — раздел "Этнополитика". Вчитываюсь: "Назначим чиновника с высокой политической ответственностью и полномочиями, который будет отвечать за претворение в жизнь этнополитики". Оно понятно, еще один чиновник нам, этносам, совершенно необходим. И хорошо бы — высокооплачиваемый. Потому что этнополитика в нашем государстве — вещь серьезная, важная, политическая. Я бы даже сказал — ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ.

Следующим пунктом — излагается, кстати, суть нашей "этнополитики", ее наиважнейший аспект: "Целенаправленно внедрим латышский язык во все сферы жизни… усилим работу комиссии по языку…" Потом в двух строках про "интеграцию и натурализацию", что, мол, улучшим ее. На базе работы комиссий по языку, надо понимать. Потом — огромный пункт, где обещается всяческая (в том числе и финансовая) поддержка культурных обществ "второй латвийской коренной национальности — ливов".

Про нас, русских, тоже не забыто, низкий поклон Кабинету. В ноги, в ноги кланяться, сукины дети! Вот, в конце: "Уменьшим разобщенность информационных пространств, основываясь на общих ценностях и взаимоуважении". Это очень важно. С информационными пространствами в нашей стране просто беда. Русские не читают постановлений партий и правительства. И не знают, как они (партии) и оно (правительство) о них ежеминутно заботятся. А если и читают, то совершенно не понимают национального латышского юмора и тонкостей языка. Все принимают всерьез и в результате обижаются. Мне, как популяризатору и толкователю настоящей Декларации среди русского этноса, думаю, уже полагается какая-то часть от "общих ценностей" в денежном выражении. За смыкание информационных пространств.

Кстати о юморе. В 21-м пункте Декларации написано: "перестроим работу дорожной полиции так, чтобы она стала воспитательной институцией…". Объясняю: это — шутка. Наша дорожная полиция и так — мощнейшая воспитательная институция. Ее роль в обучении латвийского народа искусству давать взятки государственным служащим просто неоценима. Днем и ночью, в снег и зной, не щадя своего здоровья, скромные работники дорожной полиции сидят в кустах и воспитывают в народе понимание, что чиновник тоже кушать хочет. Естественно, взятки дорожным полицейским — так сказать учебные (пятерочка, десяточка). Но когда натренированный таким образом гражданин своей страны пойдет давать настоящую (не учебную) взятку чиновнику, он уже будет знать , как это делается. И не опозорится.

А теперь — трагическое. В 22-м пункте написано: "Введем порядок, когда премьер-министр имеет право увольнять работников кабинета Министров, которые потеряли его доверие, одновременно не допуская возможности политизации государственной службы." Сочувствую Репше, кабинет у него подобрался -- полный зверинец. Все из разных партий. Решит, скажем, премьер заняться экономикой, а министр экономики ему: "Не суйся, у меня своя — Первая партия, свои, соответственно и спонсоры-командиры." С сельским хозяйством — та же песня, там Зеленые и Христиане. Их начальство в Ватикане и еще где-то (в лесу, наверное). Решит за границу съездить, а министр сообщений ему: "Вагонов не дам, партийная ячейка так решила! И вообще нам ДННЛ-цам сейчас некогда, мы рельсовый путь в сторону России разбираем."

Как управлять таким государством? И уволить не моги — обвинят в политизации. Два только преданных партийных министра имеется у Репше. Финансов и внутренних дел.

Подсчитывать убытки и сажать.

P.s. Использованная литература — моя любимая газета Latvijas Vestniesis (от 08.11.2002, стр. 2-3).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!