Фото: LETA
"Где люди?", — пытал меня мой знакомый, бывший рижанин, уже давно уехавший из страны. Я попытался отшутиться, что, дескать, хватит снобизма, понятно, что Рига маленький городок по сравнению с Москвой. "Ты меня не понял", — ответил он, — "Я сравниваю сегодняшнюю Ригу с Ригой, из которой я уехал".

Пытаясь ответить на вопрос: "Где люди?", пришлось залезть в  статистику. Увиденные цифры заставили задуматься не только о числе оставшихся рижан, но и о том,  а что же может позволить Рига при таком количестве населения, ведь для того, чтобы вкладывать деньги в развитие города, надо четко осознавать: кто, когда и сколько за это заплатит.

Доход бюджета Риги в основном зависит от количества работающих жителей Риги и размера их доходов, а также от стоимости недвижимости. В 2013 году в рижском бюджете запланированы доходы в размере 466 миллионов латов. Из них 286 миллионов дает  часть подоходного налога рижан и 51 миллион — налог на недвижимость.

На начало 2012 года в Риге жило  650 тысяч человек. Это данные о реальном количестве горожан, пересчитанные после переписи населения.

А вот динамика скукоживания Риги:

1990 → 2000 → 2007 → 2012 годах→…

910 тыс.→766 тыс.→702 тыс.→650 тыс.→…

Иными словами, за 20 лет количество рижан сократилось на 30%. Для сравнения представим, что на улицах исчез каждый третий пешеход…

Собственно небольшое количество жителей города — не трагедия, в мире огромное количество городов и с меньшим населением. Однако одно дело, когда инфраструктура города создается под маленькое количество жителей. Другое дело, когда почти миллионный город, в котором даже планировали строить метро, теряет треть своего населения. Это порождает серьезную проблему с его дальнейшим развитием.

Та же территория, длина дорог, которые надо ремонтировать, освещать, убирать. Издержки на общественный транспорт тоже не слишком снижаются, если на нем ездит на треть меньше людей и т.д.  Понятно, что с уменьшением количества жителей столицы на оставшихся сильно увеличивается нагрузка по содержанию ее инфраструктуры. В результате растет доля городского бюджета, которая идет на содержание города, а на развитие — уменьшается.

Количество рижан непрерывно сокращается уже 23-й год (!) подряд. Самое неприятное, что Рига продолжает скукоживаться со скоростью 7-10 тысяч человек в год. Причина этому: превышение смертности над рождаемостью, эмиграция за границу и переселение рижан за пределы Риги.

Если по первым двум причинам Рига ничем не отличается от всей страны, то последняя особенно болезненна для столицы.

Каждый год довольно много рижан переселяются в Марупе, Бабите, Гаркалне, Юрмалу. Если человек может позволить себе  купить землю и построить дом около Риги, то он человек явно не бедный. Когда он переселяется, то перестает быть рижанином и часть его подоходного налога теперь перечисляется  этим самуправлениям, а у Риги же за счет этого доход снижается.  При этом эти люди продолжают пользоваться рижской инфраструктурой. Таким образом, каждый год  Рига теряет тысячи своих зажиточных налогоплательщиков.

С меньшим количеством налогоплательщиков труднее не только содержать имеющуюся инфраструктуру, но платить по долгам.

Долги Риги  по кредитам за уже осуществленные проекты становятся реальным ярмом на шее у рижан. Каждый созыв Рижской думы сталкивается с проблемой финансирования развития города и обычно решается  это за счет взятия долгосрочных кредитов. Очень удобно — строим сейчас, а возвращать будет будущие городские власти. Такая пирамида рано или поздно рушится. Вот и для рижских налогоплательщиков наступил часть расплаты. Так, например, несмотря на то, что мы по  Южному мосту ездим уже 5 лет,  платить  за него мы начали только с середины прошлого года.

За 15 ближайших лет рижане должны заплатить „Deutsche Bank" 568 миллионов латов за строительство и финансирование Южного моста. Для этого каждый год в бюджете Рижской думы надо будет ежегодно находить по 38 миллионов латов.

Для сравнения, доходы рижского бюджета на этот год — 466 миллионов латов, то есть ежегодная плата за Южный мост составляет около 8% от ежегодных доходов Риги. Это примерно столько же, сколько стоит содержание всех рижских детских садиков, в полтора раза больше, чем Рига тратит на социальные пособия (23 миллиона латов), почти в 4 раза больше, чем Рига тратит на муниципальную полицию (10 миллионов). Эта цифра сопоставима с объемом всего налога на недвижимость за этот год (51 миллион латов). То есть, платя налог на недвижимость в следующие 15 лет, можете с гордостью осознавать, что это ваш личный взнос на оплату строительства Южного моста.

Кроме того, Рига должна за другие уже осуществленные проекты около 110 миллионов латов. Если  сосчитать: 568 миллионов латов +110 миллионов латов = 678 миллиона латов. Теперь сравним эту сумму с количеством рижан — 650 тысяч. Получается, что каждый рижанин, включая младенцев и глубоких стариков, должен за уже построенные объекты  более тысячи латов.

Иными словами, у Риги пока есть деньги для нормального ежедневного функционирования, но нет денег для инвестиций в инфраструктуру.  Например, в этом году на проекты развития было выделено лишь 33 миллиона латов. Из которых 10 миллионов — это деньги для завершения многострадальной третьей очереди Южного моста, на которую взят еще один кредит.

Есть ли выход из этой ситуации? Теоретически существуют несколько локальных решений, которые могут позволить уменьшить перекос в системе финансирования важных объектов столицы.

Один из них  - присоединение околорижских волостей к Риге. Однако осуществить этот план объединения без согласия самих местных самоуправлений пока не представляется реальным. 

Другая мера — это увеличение доли подоходного налога с населения, отчисляемого государством самоуправлениям. Однако пока идет обратная тенденция — самоуправление в этом году получили меньше.

Еще одна идея  - дать возможность самоуправлениям получать часть налога на прибыль с предприятий, работающих в городе. Для Риги это была бы возможность получить значительные средства для развития. Однако эти деньги нужны и в государственной казне, в которой тоже дыра. Кроме того, в правительстве не горят желанием делиться доходами с политическими конкурентами.

Поэтому получается, что единственным источником финансирования таких проектов остаются европейские фонды, но они могут только частично профинансировать проекты, остальное должно найти само самоуправление.

Однако только меры по перераспределению доходов не решат проблему депопуляции Латвии и Риги. При благоприятном экономическом сценарии этот вопрос будет решаться через приезд иммигрантов, а в пессимистическом может образоваться замкнутый круг, когда сокращающееся население не в состоянии финансировать развитие, а отсутствие развития приведет к еще большим потерям населения.

В связи с этим возникает вопрос, а потянет ли город и его сокращающееся население дорогостоящие проекты вроде Северной переправы?

Если тенденция не будет преломлена, то надо серьезно обдумать, а нужен ли деревне еще один мост при том, что еще не расплатились за предыдущий.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !