И редко задаемся вопросом, кому все это принадлежит, хотя на большинстве зданий есть таблички с надписью "частная собственность". "Телеграф" решил выяснить, что за люди стоят за этим скупым словосочетанием. Ведь Старая Рига была построена задолго до нас и является не только нашим общим культурно-историческим наследием, но в каком-то смысле и национальным достоянием.

Прогулки по Старому городу мы начали с "сердца" Риги и безусловного топа по престижности и дороговизне — Домской площади. Квартиры и офисы с видом на нее — самые дорогие, кафе — самые посещаемые.

Кафе "13 стульев"

Одним из самых популярных мест на Домской площади на протяжении многих лет является кафе "13 стульев". Угловое здание, в котором оно находится, одной стороной смотрит на Дом Радио, другой — на Домский собор, а из летнего кафе можно обозревать всю Домскую площадь без каких-либо помех. Кафе расположено по адресу ул. Яуниела, 11. Как гласит справка из Земельной книги, в 1995 году решением Земельной комиссии г. Риги права собственности на 3/4 дома были закреплены за Эрикой Рейнусс (1916 г. рожд.) и на 1/4 за Скайдритей Легздиней (1911 г. рожд.). Спустя два года здание за 161,3 тыс. латов приобрел Матисс Клявиньш.

Бизнесмен Матисс Клявиньш, выходец из Германии, сын известного политического деятеля Паулиса Клявиньша (сейчас член правления партии "священников"), навсегда остался в истории как инициатор так называемого "унитазного дела Андриса Шкеле". Фабула этой истории такова: в 1998 году накануне выборов в 7-й Сейм передача Nedєџa на канале LNT рассказала, как в 1992-м фирма Tetra Pak расплатилась за приобретенную Андрисом Шкеле (тогда и.о. министра сельского хозяйства) сантехнику. "Главным свидетелем" по этому делу проходил Матисс Клявиньш, совладелец магазина Bergs, в котором была совершена покупка. По его словам, Андрис Шкеле лично пришел в магазин и по каталогу выбрал сантехнику для ванной комнаты от фирмы Ideal Standart за 14 тыс. немецких марок. Клявиньш утверждал, что оплатила покупку фирма Tetra Pak (занимается производством и продажей оборудования для упаковки молока и молочных продуктов) и это он может доказать сохраненным ордером о переводе денег.

Подтвердить сказанное Матисс Клявиньш был готов и в Генеральной прокуратуре. В марте 2001-го Клявиньш заявил, что собирается строить гостиницу около церкви Св. Петра и готов вложить в нее 2-3 млн. долларов. Однако этим планам не суждено было осуществиться: 29 июля 2001 года вертолет, в котором находился Матисс Клявиньш, зацепился за электропровода в районе магазина Berzi и упал на землю. Матисс Клявиньш погиб. По решению суда его недвижимое имущество, включая половину дома на Яуниела, 11, перешло жене — Илзе Приеде-Клявине.

Офисный центр на Шкюню

По диагонали от кафе "13 стульев" стоит отремонтированный красивый дом, в котором сдаются офисы. Окна дома выходят на улицу Шкюню и Домскую площадь. Адрес: ул. Шкюню, 19. Сколько можно судить по вывеске, сдачей офисов в аренду занимается фирма Domuss. Однако земля и 4-этажное здание, расположенное на ней, согласно справке из Земельной книги, принадлежат фирме Nokte, единственным учредителем которой является оффшорка Bombadil Holding B.V., зарегистрированная в Нидерландах.

Первым владельцем недвижимости было Министерство финансов, которое получило права собственности в 1993 году на основании выписки из Государственного исторического архива. Земля на тот момент стоимости не имела, а здание было оценено в 10,5 тыс. латов. Поскольку мы еще неоднократно столкнемся с тем, что первым владельцем земли или здания был именно Минфин, расставим точки над i. В начале 90-х, когда молодое Латвийское государство делало первые шаги на пути к капитализму, встал вопрос, кто возьмет на себя ответственность за некогда национализированные дома и земли. И было решено поделить всю собственность на два типа — государственную и муниципальную. Владельцем госсобственности назна чили Минфин, а муниципальной, соответственно, — самоуправления. Уже позже был создан Государственный фонд недвижимости (впоследствии Государственное агентство недвижимости), который перенял собственность, принадлежавшую Минфину.

В 1996 году недвижимость на Шкюню, 19, поменяла владельца. Предшествовал этому договор об аренде земли под зданием сроком до 2095 года, заключенный на имя Владимира Левина в августе 1996-го. А уже 22 ноября 1996 года он значился полноправным владельцем и земли, и здания. В графе "сумма сделки" указана цифра 39,6 тыс. латов. Ровно столько же составляет и кадастровая стоимость земли. В 1997-м Владимир Левин продал недвижимость фирме Nokte за 185,9 тыс. латов.

Особенности национальной приватизации

Поскольку первым владельцем недвижимости на Шкюню, 19, было государство в лице Минфина, то смена владельца могла произойти только по нормам, установленным Законом о приватизации объектов, находящихся в собственности государства и самоуправлений (далее в тексте — Закон о приватизации) и Закона о земельной реформе в городах Латвии (далее в тексте — Закон о земельной реформе). Так, 23-я статья Закона о земельной реформе, определявшая порядок продажи государственной и муниципальной земли, гласила, что землю можно продать только с аукциона. За исключением случаев, когда на этой земле находятся принадлежащие физическим или юридическим лицам здания и эти персоны используют право первой руки на покупку. Поскольку в Земельной книге нет отметки о том, что здание на Шкюню, 19, принадлежало Левину, то можно предположить, что землю он приобрел с аукциона. А так как, согласно 60-й статье Закона о приватизации, землю можно приватизировать и со строениями, находящимися на ней, то, купив землю, Левин автоматически стал и владельцем здания.

Но зачем в таком случае ему понадобился договор об аренде земли на 99 лет? Ответ на этот вопрос дает адвокат Ивета Стуберовска, много занимавшаяся делами, связанными с недвижимостью. Во-первых, чтобы получить право первой руки на покупку. Это право, согласно Закону о приватизации, закреплялось за арендатором с тем условием, что он арендует всю недвижимость более года. Однако Левин, судя по записям в Земельной книге, землю арендовал всего несколько месяцев.

Во-вторых, это может быть связано с тем, что до мая 1997 года 20-я статья Закона о земельной реформе из физических лиц разрешала покупать землю только гражданам Латвии. Поэтому иностранцы и неграждане приобретали землю через доверенных лиц, заключавших для начала договор об аренде земли на продолжительный срок. Арендная плата в таких случаях, как правило, была формой покупки недвижимости в рассрочку.

Крупный инвестор

Имя Владимира Левина и его брата Григория Левина связывают с американским инвестиционным фондом New Century Holding (NCH), зарегистрированным на Бермудских островах. В прессе NCH иначе как "крупным американским инвестиционным фондом" не называют. Известно, что NCH был основан в 1991-м специально для инвестиций в республики бывшего СССР и Восточной Европы.

Общие активы NCH составляют около 750 млн. долларов, время вложения которых ограничено 2006 годом. Интересно, что все инвестиции фонда гарантированы американским правительственным агентством OPIC (Overseas Private Investment Corporation). Согласно договору, заключенному между сторонами, OPIC гарантирует инвесторам NCH возврат до 75% (!) от вложенных средств, что значительно снижает риск инвестиций. А риск при вложениях в экономику республик бывшего СССР и Восточной Европы, безусловно, был, учитывая, что 550 млн. долларов из 750 миллионов вложены в Россию (преимущественно в транспортную, энергетическую, банковскую и телекоммуникационные сферы). Из сообщений российской прессы известно, что американскому фонду принадлежало 40% акций Северо-Западного пароходства, 25% акций Петербургской телефонной сети и 40% Востоктрансфлота (через группу аффилированных компаний).

Что касается Латвии, то здесь фонду принадлежит 40 домов и более 30 земельных участков, а общие инвестиции NCH в недвижимость составляют 65 млн. долларов.

Известно, что фонд появился в нашей стране в начале 90-х и занял ведущие позиции на рынке приватизационных сертификатов, за которые приобретал акции латвийских предприятий и недвижимость. В большинстве случаев фонд становился акционером приватизируемых предприятий и владельцем недвижимости через физических лиц. Видимо, такими доверенными лицами NCH и стали братья Левины, которые в разное время владели долями капитала или пакетами акций в таких латвийских предприятиях, как Valmieras stikla skiedra, Latvijas Unibanka, Staburadze, Latvijas Krajbanka, Rigas kugu buvetava.

Американское происхождение

Несмотря на то что братьев Левиных связывают с NCH (более того — в 1998 г. журнал Klubs включил их в список миллионеров как руководителей фонда NCH), документальных данных о характере их отношений с американской компанией нет. В прессе Левиных называют то совладельцами фонда, то его руководителями, то представителями фонда в Латвии. Проверить первое и второе утверждения сложно, поскольку в базе данных Lursoft, обслуживающей Регистр предприятий, информации о NCH нет. Что и неудивительно: фонд зарегистрирован в Америке и его головной офис находится в Нью-Йорке. Но известно, что сотрудничество им предложил основатель NCH Сэми Рор. Также есть данные о компаниях, в списке владельцев которых фигурируют и братья Левины, и NCH. В настоящий момент, согласно информации Lursoft, NCH совместно с братьями Левиными являются учредителями компании Baltic Investment Fund (реализация инвестиционных проектов). Григорию Левину в этой компании принадлежит 1,4%. Другими владельцами являются New Century Holding L.P. (68,6%) и Rietumu banka (30%). По сообщениям агентства LETA, в качестве инвестора Baltic Investment Fund в 2000 году на закрытой эмиссии акций компании MicroLink приобрел 18,9% ее ценных бумаг. Также Baltic Investment Fund является акционером (20%) скандинавской компании A Le Gog, которая с 2000-го владеет 60,58% акций АО Cesu alus.

"Опасные" связи

А до этого пути братьев Левиных и New Century Holding, сколько можно судить по информации Lursoft, пересекались в компании Baltic-Park, соучредителями которой они одновременно являлись c 1994 по 1998 год. Сейчас 96,3% этой компании принадлежит оффшорке Lantzov Holding B.V., а оставшиеся акции делят между собой Григорий Левин (0,6%), Владимир Левин (2%) и Юрий Щербаков (1%). Поскольку New Century Holding избрал своей политикой создание "для простоты управления налогами" дочерних предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах, то, скорее всего, Lantzov Holding B.V. является одной из "дочек" NCH. Подтверждением этого может служить тот факт, что Lantzov Holding B.V. является учредителем некоторых латвийских компаний, которым Владимир Левин в свое время продавал недвижимость в Старой Риге.

Однако вернемся к компании Baltic-Park. В течение полутора лет она была связана капиталом с ООО Baltika-Termo, 27% акций которой принадлежали Валерию Берлину. Как гласит информация Lursoft, Валерий Берлин совместно с Иваном Харитоновым, Виктором Шандуровым, Геннадием Валягиным и Олегом Смирновым владел компанией Amstrig. Олега Смирнова и Валерия Берлина в живых уже нет. Берлин убит около своего дома в Иманте в 2000 году. А в 1997-м в подъезде его дома на пр. Курземес произошел взрыв, в результате которого он тяжело пострадал. Тогда говорили, что взрыв явился результатом сведения счетов между преступными группировками.

Взрыв на пр. Курземес по времени странным образом совпал со скандальной публикацией в российском еженедельнике Эксперт. Журнал сообщал, что NCH связан с российскими преступными группировками. Представитель NCH в Латвии Карлис Цербулис тогда отверг эту статью "как неподтвержденную фактами и с журналистской точки зрения безответственную".

"Тихий американец"

Вот мы и добрались до еще одной ключевой фигуры в этой истории — Карлиса Цербулиса. По данным Lursoft, в настоящий момент он является директоромраспорядителем фирмы Nokte, которой принадлежит офисный центр на Шкюню, 19, и членом правления компании Domuss, этим домом управляющей.

Карлис Цербулис родился в США. Там же учился и начинал профессиональную карьеру. В 1988 году стал заниматься бизнесом в Латвии: издавал путеводитель по странам Балтии на английском языке. В 1993-м решил перебраться в Латвию на ПМЖ. И спустя год занял пост президента Рижской фондовой биржи.

Под его руководством в нашей стране создавался рынок ценных бумаг со всеми вытекающими последствиями — эмиссией, котировкой, публичным предложением. В 1996 году Цербулис оставил эту должность и стал представителем New Century Holding Advisors (одна из структур NCH) в странах Балтии, а с 1998-го — представителем New Century Holding в Латвии. Через год занял пост директора компании Domuss, которая занимается развитием и управлением недвижимости, принадлежащей NCH.

Владельцами Domuss на данный момент, согласно информации Lursoft, являются структурные подразделения NCH — Development Capital Corporation (97,34%) и Vista Capital Corporation LLC (2,66%). К сожалению, на нашу просьбу прокомментировать деятельность американского инвестиционного фонда NCH на латвийском рынке недвижимости — в частности в Старой Риге — Карлис Цербулис ответил отказом.

Продолжение в следующем номере.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!