Латвийский пароход "Эверасма" протаранил и потопил нацистскую подлодку в вечерних сумерках 27 февраля 1942 года. На исходе той же ночи "Эверасму" настигли две торпеды с другой субмарины. Подлодка всплыла и в упор расстреляла уже смертельно раненный пароход из пушки. Помощи многонациональному экипажу "Эверасмы" ждать было неоткуда. До берега было 550 морских миль: тысяча девятнадцать километров.
"Эверасма" формально была частью каравана TAW12 — одного из так называемых "южных конвоев". В 1942 году попасть в караван на Южную Америку означало идти в одиночку, без флотского сопровождения и лишь изредка под прикрытием морской авиации. Почти все силы союзников были заняты на северном маршруте, по которому шли караваны в Великобританию и в северные порты СССР. Для охраны рейсов из Канады и США в присоединившиеся к антигитлеровской коалиции страны Латинской Америки сил просто не хватало.

С юга везли по большей части стратегическое сырье: никель, марганец, каучук. Металл на американских и канадских заводах превращался в "суставы войны" — шарикоподшипники. Из каучука делали шины для сотен тысяч ленд-лизовских джипов и "студебеккеров", которые потом доставлялись северным путем.

Сырье было дешевле готовой продукции, и на южные рейсы направлялись тихоходные и относительно старые корабли. Страшная логика войны не только их, но и людей делала расходным материалом. Не-стратегическим сырьем: подороже никелевой руды, наверное, но явно дешевле джипов, танков и самолетов.

Поэтому в южных караванах не бывало эпических историй, подобных трагической саге знаменитого PQ-17 . Здесь в 1942-м с самого начала не надеялись на помощь и сражались и умирали в одиночку. В Северной Атлантике главным врагом был холод. Правильно говорят — "могильный": он убивал за считанные минуты. На южном направлении, в теплых тропических водах, союзных моряков в воде поджидал столь же беспощадный враг — акулы. Эти гадины частенько довершали начатое подлодками нацистской Германии и фашистской Италии.

"Эверасма" пробиралась из Норфолка в Рио-де-Жанейро одна, без флотского сопровождения, без прикрытия с воздуха, без оружия. Некоторые торговые суда союзников имели на борту орудия. "Эверасме" из средств самообороны была выдана краска. Много краски: ее хватило на нанесение камуфляжных пятен на весь пароход и осталось даже еще и на полное затемнение всех иллюминаторов.

Продолжение следует

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!