Foto: Reuters/Scanpix
Мексиканские ученые попытались разобраться в физике одного из величайших легкоатлетов всех времен — Усэйна Болта с Ямайки. Ими была построена математическая модель мирового рекорда на стометровке, установленного Болтом в Берлине на чемпионате мира— 2009 — 9,58 секунды.

Ученые выяснили, что рекорд удалось установить благодаря конечной скорости 12,2 м/с и среднему усилию 815,8 Н. Это совершенно потрясающие показатели.

Очень сложно представить себе, какую скорость мог бы развить ямайский спортсмен при такой силе, если бы не сопротивление воздуха и не гигантские размеры самого атлета (195 см, 86 кг). С учетом высоты стадиона над уровнем моря, температуры воздуха и поперечного сечения Болта исследователи рассчитали, что его коэффициент аэродинамического сопротивления составлял неудобные 1,2 (для сравнения: у Porsche 997 он равен 0,28).

Бегун выработал 81,58 кДж энергии, но только 7,79% от этого количества было использовано непосредственно для движения, остальные 92,21% (75,22 кДж) поглощены сопротивлением воздуха.

Более того, максимальной мощности (2 619,5 Вт) Болт достиг через 0,89 с после старта, когда успел развить лишь половину победной скорости, — вот насколько мощным и мгновенным было сопротивление.

Из этого можно сделать банальный вывод о том, что Усэйн Болт — уникум. Сегодня рекорды таковы, что побить их может только незаурядный мастер, обладающий огромной силой, которая — буквально — позволяет преодолевать сопротивление воздуха и за счет этого развивать небывалую скорость.

Полученные данные говорят также о том, что спринтеры вплотную приблизились к потолку человеческих возможностей, где их ограничивают физические условия, царящие на нашей планете.

Возникает вопрос: помогла ли Болту берлинская погода? Исследователи приложили разработанные ими системы уравнений к 9,69 с — предыдущему рекорду легкоатлета, который он установил на той же дистанции годом ранее, на Олимпийских играх в Пекине. Действительно, в Пекине не было попутного ветра, а в Берлине был — и составлял 0,9 м/с. Но даже без него спортсмен смог бы побить прежнее достижение, преодолев дистанцию по крайней мере за 9,68 с.

Исследование стало возможным благодаря специальной системе лазерного наблюдения, которая фиксировала положение и скорость бегуна в Берлине каждую десятую долю секунды. Кстати, было бы интересно сравнить с показателями великих спринтеров ХХ века — Карла Льюиса (191 см, 81 кг) и Лероя Баррелла (183 см, 82 кг).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!