В четверг, 4 октября, в рамках цикла передач "За кого голосовать?" в студию Delfi TV в гости к Янису Домбурсу пришли лидеры "Согласия" — Вячеслав Домбровский и Нил Ушаков.

Рекомендуем посмотреть полуторачасовое интервью полностью, а ниже — избранные цитаты.

О том, почему у "Согласия" в лидерах списков в разных регионах только один русский — Вячеслав Домбровский.

("Янис Домбурс: "Являются ли латыши лучшими лидерами? Или это ход, призванный показать, что вы совсем не русская партия?)

Нил Ушаков: "Мы с самого начала не называли себя ни русской, ни латышской партией. Все эти годы мы работали над тем, чтобы стать полноценной партией, которая объединяет латышей и нелатышей. Мы являемся единственной партией, которая оказалась в состоянии объединить латышей и нелатышей".

Вячеслав Домбровский: "Янис, ты пытаешься показать мир, в котором есть только какие-то латышские или не латышские партии. "Согласие" — вне этого черно-белого мира".

Ушаков: "В каждом регионе был свой смысл выбрать того или иного кандидата. Если мы говорим про Латгале, Янис Кришанс — он руководитель комитета развития в резкненском самоуправлени…

(Следует штуливая реплика Домбурса: "А в Курземе где стандартный лидер Агешин? Деградировали Агешина!")

… (смеется) Ну, это вообще шутка за рамками… Анрийс Матисс был министром сообщений и поэтому абсолютно логично, что он номер один в том регионе, где порты, в котором он уже доказал свою работоспособность и показал результат.

Если мы говорим про Ригу — абсолютно логично, что там наш кандидат в премьер-министры Вячеслав Домбровский. [Первый номер в Земгале Ивар] Зариньш? Он наш старый товарищ, сражался против компоненты обязательной закупки (КОЗ) электроэнергии, было бы странно, если бы мы не выдвинули его на первую позицию в одном из округов".

О том, что на рекламе на автобусах в Риге делает фотография Ушакова, который вообще не участвует в выборах.

Ушаков: "Ну, лидеру партии надо поработать (..) Я думаю, что люди знают, что я не принимаю участия в выборах. Но я как руководитель партии несу ответственность за всех своих коллег, за то, что мы делаем, будем делать… в том числе и за эти перемены (плакаты на автобусах обещают перемены — Прим. Delfi)".

Домбровский: "Думаю, не стоит недооценивать избирателя и считать, что он не понимает кто участвует в выборах, а кто — нет. Логично, что руководитель партии показывает свою поддержку и свое присутствие".

О том, что Матисс и Домбровский — ранее не замеченные в партиях и движениях, разделяющих социал-демократические идеи — делают в социал-демократической партии "Согласие".

Домбровский: "Я был довольно либеральным…"

Ушаков: "Мы много лет дискутировали с Вячеславом про экономику…"

(Янис Домбурс: "А, то есть вы его убедили теперь в [превосходстве] социал-демократии?")

Ушаков: "Нет-нет, он сам, он сам".

Домбровский: "Если взять западную классификацию. В других странах есть партии, которые больше работают над тем, чтобы обеспечить экономический рост. И есть социал-демократические партии, которые больше специализируются на том, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность в этот рост. В Латвии нет партии, которая серьезно бы работала над экономическим ростом. И поэтому у нас социал-демократической партии надо думать и про одно, и про другое".

Ушаков: "Партия "Согласие" с одной стороны традиционно сильна социальным блоком и у нас есть предложение, как [наши успехи в самоуправлениях] можно было бы расширить на национальном уровне. С другой стороны, мое личное мнение: у нас в программе есть и про то, как заработать деньги, чтобы социальные программы можно было обеспечить".

О нашумевшем выпуске газеты Dienas Bizness, в котором вышла хвалебная статья про KPV LV и "Согласие".

Ушаков: "Я не могу комментировать публикацию газеты Dienas Bizness, у которой нет никакой связи с партией "Согласие".

О том, корректно ли то, что в основу экономической программы согласия лег план "3+3", разработанный центром Certus, который возглавляет сам Вячеслав Домбровский.

Домбровский: "В Certus разработали много чего. И все это было абсолютно открыто предложено всем латвийским партиям. Любая из них могла взять из этого и 10%, и 30% и все 100%. И, да, партия "Согласие" взяла для своего экономического плана программу "3+3". Но это могла сделать и любая другая партия. Посмотрите программы других партий. Вы увидите, что они взяли от Certus где-то там немножко, где-то тут немножко".

Ушаков: "Если мы говорим про экономическую программу "3+3", то в Certus ее создал именно Вячеслав Домбровский с коллегами. И когда он пришел к "Согласию" с ней (..) в "Согласии" и правление, и члены, все ее одобрили (..) Вячеслав со своими мыслями пришел к нам и за это ему спасибо".

О маленьких пенсиях, которые "Согласие" обещает повысить до 400 евро, а ее за это нещадно критикуют оппоненты.

Домбровский: "В программе написано: "Мы существенно повысим маленькие пенсии", если быть точными. Да, мы повысим их до 400 евро. (..) Янис, задумайся, что я прав и что пенсии была возможность повысить в любой момент на протяжении последних 15 лет. Как ты думаешь, выглядели бы все правящие партии [если бы публично признали это]?

(Следует уточняющий вопрос Яниса Домбурса, значит ли это, что для этого нужно разграбить второй пенсионный уровень?)

Нет. Что такое второй пенсионный уровень? У нас есть средства, которые накоплены, они созданы из платежей. Мы предлагаем следующие платежи направлять на накопление не на втором, а на первом уровне. Тоже накапливать пенсионный капитал. Это позволит повысить все пенсии. Расчеты элементарны. Мы говорим о примерно 500 млн. евро в год, что составляет 6% от брутто-зарплат в год. О сумме, которая сейчас направляется во второй уровень. Этих денег хватит, чтобы поднять минимальные пенсии до 400 евро.

(Янис Домбурс: "И ликвидировать второй уровень? Что с ним произойдет?")

Второй уровень состоит из уже накопленного, и он не будет ни ликвидирован, ни национализирован. Что произойдет — больше будет направляться на первый уровень, и меньше — на второй".

Ушаков: "Мы действительно надеемся, что [в следующем правительстве] мы сможем ликвидировать хотя бы одну ужасную несправедливость. То, что у нас поколения пенсионеров получают пенсию, на которую выжить просто нельзя".

О позиции "Согласия" по России и санкциям против нее.

Ушаков: "Мы поддерживаем единую позицию Европейского союза по отношению к России, какой бы она ни была. Одновременно мы продолжаем обращать внимание — это наша обязанность — что Латвия является одной из стран, которой санкции против России обходятся дороже всего".

О том, с кем "Согласие" готово работать в следующем Сейме.

Ушаков: "Будем об этом говорить, когда увидим фамилии выбранных в Сейм (..) Янис, не говори, что веришь в то, что всем этим людям (кандидатам в депутаты), особенно из "Единства", СЗК, Нацобъединения и дальше по списку, что этим людям очень важно то, что написано в программах их партий. Я допускаю, что большая часть из них эти программы не читала. Мой опыт говорит, что именно фамилии из каждого списка значат больше всего (..)

Чисто математически стабильность следующего Сейма и следующего правительства будет явно зависеть от того, будет в них представлено "Согласие" или нет. Потому что нравится "Согласие" или не нравится "Согласие", но вся история показывает, что шесть или семь партий с лидерами с ярко выраженной личной ненавистью друг к другу не могут функционировать как парламент и не могут создать правящую коалицию".

О том, что "Согласие" думает об озвученной вчера модели KPV LV, модели "сотрудничества индивидов" (а не партий, как сейчас).

Ушаков: "Я думаю, что нам очень важно, даже не говоря о будущем "Согласия", а о будущем всего государства, уйти не от модели коалиций, потому что она присутствует во многих странах, где много партий в парламенте, а от модели блоков ("дружить против" — Прим. Delfi). Это раз. Я думаю, что было бы исключительно правильно создать большинство из разных партий, включая в данной ситуации и большое "Согласие", потому что мы очень хорошо видим, что следующие четыре года ничего стабильного без "Согласия" не будет.

Есть два варианта. Или снова использовать национальную риторику, обоснованную и необоснованную, к сожалению. Или мы все же соберемся и попробуем понять: если мы пригласим [в правительство] крупнейшую партию…".

(Следует уточняющий вопрос: "Кто кого куда должен пригласить")

Домбровский: "Ну, если у KPV LV есть такая идея, после выборов мы ее оценим.

(Домбурс: "А, то есть сейчас у вас нет возможности ее оценить?")

У меня есть опыт с "Партией реформ" [Затлерса], которая не особо далеко ушла от KPV LV…

(Домбурс, смеясь: "СЕРЬЕЗНО?!")

Ну, это сбор самых разных людей, у которых очень разные идеи о том, что надо делать. Поэтому эти высказанные ими взгляды могут меняться и изменяться очень быстро.

(Уточняющий вопрос: "Но значит ли это, что вы все же можете с ними понять другу друга?")

Мы попытаемся понять всех".

Ушаков: "(..) Люди [а не партии] в этом Сейме будут важнее всего".

***

В предвыборную неделю Янис Домбурс берет интервью у лидеров партий, чей рейтинг, согласно социологическим опросам, выше 2,5%. От каждой партии в студию приглашены два человека — кандидат на должность премьер-министра и председатель (или один из сопредседателей).

График выпусков:

Выборы в 13-й Сейм Латвии пройдут в субботу, 6 октября. В них примут участие 16 партий и политических объединений. И вот, как мы будем их освещать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!