Foto: PantherMedia/Scanpix

Принцип "оставленных ключей" все-таки не будет введен — в среду народохозяйственная комиссия Сейма решила пересмотреть решение, ранее принятое во втором чтении в Сейме. Министр юстиции Гайдис Берзиньш отзывает ранее поданные предложения.

Закон о неплатежеспособности Сейм рассматривает уже два года, но на следующей неделе он пойдет на третье чтение на пленарное заседание Сейма в "бракованном" виде. Едва ли можно сказать, что регулирование процесса неплатежеспособности для физических лиц будет улучшено, если люди после продажи собственности, являющейся залогом, будут по-прежнему должны кредиторам. И все это потому, что коалиция в последний момент отклонила ранее поддержанное для людей спасительное решение — не платить за недвижимость по завышенным ценам 2008-го года и наконец-таки освободиться от бремени долгов. Дурные вести и для поручителей.

Как будут действовать люди, ждавшие положительных перемен? Скорее всего, покинут Латвию.

В следующий четверг Сейм вновь будет рассматривать более 130 поправок в Закон о неплатежеспособности, есть незначительные улучшения для заемщиков, но не будет решена для людей очень важная проблема, связанная с последствиями "пузыря цен" на рынке недвижимости.

Уже в после кризисные годы стало понятно, что в Латвии слишком много людей, ставших должниками, и им нужно предоставить право рассчитаться за ипотечный кредит своей собственностью (обеспечение кредита), чтобы не быть в долгу вечно. Только в конце 2013-го года благодаря дискуссиям удалось достичь того, чтобы Сейм поддержал такое решение во втором чтении. Планировалось ограничить произвол банков и предусмотреть принцип "оставленных ключей", а также освобождение поручителей от обязательств, если сам должник прошел процедуру банкротства.

Известны данные о том, что Латвия потеряла около 300 тысяч человек, и известна их мотивация уехать из страны. Почти во всех случаях это связано с финансовыми проблемами или безработицей, во многих случаях — это была невозможность рассчитаться за ипотечные кредиты. Цены на рынке недвижимости уже давно упали, но людям, которые брали кредиты во время "бума" нужно отвечать за чрезмерно "раздутые" цены. Многие семьи остались без жилья, сегодня снимают квартиру и продолжают платить за долговые обязательства, которые отнюдь не завершены, несмотря на то, что своего жилья они лишились. Многие живут за границей и платят налоги в бюджет других стран.

Вторая проблема, которую народохозяйственная комиссия Сейма решила игнорировать, это ухудшение благосостояния людей, связанных с чужими долгами. Известно, что банки от заемщиков просили предоставить поручителей и не проверяли, способны ли поручители отвечать за чужие долги. Сейм желает продолжить несправедливое отношение к поручителям, не отменяя норму, которая делает их заложниками чужих долгов. Норма о том, что погашая обязательства должника, погашаются и с ними связанные поручительства, из окончательной версии закона будет вычеркнута.

Только в июле 2014-го года было возбуждено 120 дел о неплатежеспособности физических лиц — примерно столько дел возбуждается каждый месяц, за восемь месяцев 2014-го года — более 900 случаев. Что делать молодым людям, которые несколько лет назад взяли кредит на приобретение единственного жилья, не могут его выплатить и находятся за границей? В 11-м Сейме со стороны коалиции ответ на этот вопрос дан не будет.

Остается надеяться, что в 12-м Сейме у нас будет возможность изменить ситуацию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!