Телефонный звонок. "Это мистер Митрофанов?" — "Да". — "Я из газеты… Хотел бы взять у вас интервью о Русском союзе Латвии и вашем отношении к событиям на Украине" — "Я готов, давайте встретимся…"

За последние полгода у меня было около тридцати встреч с западными журналистами. Они представлялись как посланники ведущих германских, шведских, итальянских, французских и прочих бельгийских изданий. Спрашивали, слушали ответы, вжавшись в кресло с недоверием и вековым ужасом в глазах. Наверное, мы олицетворяем для посланников Запада ту великую снежную равнину на Востоке, где люди размешивают сахар в чае стволом калашникова, а дети подкармливают медведей тушками западных туристов.

По результатам наших бесед я пытался найти в Интернете публикации. Нашел лишь… одно упоминание. Может, я неудачно искал, учитывая языковое многообразие. Но скорее причина в другом — наши беседы не оправдали ожиданий моих визави. Некоторые иностранные собеседники это признавали сразу. Приведу общий план разговора.

— Мистер Митрофанов, расскажите, чем недовольны русские Латвии?

— Есть общие с латышами причины для недовольства, такие как бедность населения и неэффективность власти. Но есть и исключительно наши. Мы недовольны сворачиванием русского образования, массовым безгражданством, иностранным статусом для родного языка, дискриминацией при приеме на работу в госучреждениях… А почему вы не записываете то, что я рассказываю?

— Ах да, говорите, я потом немного запишу… Второй вопрос: почему ваша партия против Запада? Неужели в России у вас были бы такие же свободы, как в демократической Латвии?

— В демократической Латвии русские — это граждане второго сорта. Я имею в виду не только 300 тысяч человек, лишенных любого гражданства, но и тех, у кого гражданство есть. Пример? Нас почти не берут на должности в госучреждения. А судьбу русских школ решают без нашего участия. Если бы Запад признавал эти проблемы и помогал нам их решать, у нас был бы выбор, на кого опираться. Но ваша лицемерная западная демократия считает положение с правами человека в Латвии идеальным. Никакой критики, никакого давления на латвийские власти после вступления в ЕС. У нас не остается выбора: единственный наш союзник — Россия. И иногда демократическое меньшинство латышских политиков. Но никак не Запад.

— И поэтому вы поддержали российскую аннексию Крыма?

— Мы поддержали право народа Крыма определить свою судьбу. У Крыма есть такое же право на самоопределение, как у Каталонии или Шотландии. И крымчане этим правом воспользовались. Могу засвидетельствовать как наблюдатель на референдуме: Крым проголосовал свободно.

— Вы поддерживаете российскую агрессию против Украины?

— Мы поддерживаем достижения мира на Украине при участии всех вовлеченных в конфликт сторон — украинских властей, сепаратистских республик, россиян и Европейского союза. Обеспечить мир намного важнее сейчас, чем обмениваться обвинениями в агрессии и поддержке переворота в Киеве.

— Вы получаете помощь от России?

— Мы благодарны за то, что Россия продолжает в международных организациях поднимать вопрос о правах русского населения Балтии. Скромную финансовую помощь от российских фондов получают общественные организации соотечественников. Иногда нам дают возможность поучаствовать в дискуссиях на российских телеканалах. В условиях, когда двадцать три года подряд Латвия не развивала свое русское телевидение, отказываться от медийной помощи России неразумно.

— Хорошо, записано. Ну а помощь "зелеными человечками" вы тоже собираетесь получить? И вы готовы воевать за присоединение Латвии к России?

— Пока латышское большинство сохраняет курс на развитие независимой Латвии, мы будем поддерживать независимость. Идти против воли латышского народа в этом вопросе аморально. Другое дело, что настроение самих латышей может поменяться в пользу России, если ЕС не решит проблему бедности и потери населения… А почему вы перестали записывать?

— Я не понял ваш ответ. Задам вопрос по–другому: пожалуйста, подтвердите, что вы ждете вторжения России в Латвию и будете воевать против войск НАТО. Если сложно объяснить, можете просто сказать "да".

— И чему вас учили в вашей разведшколе? Война между Россией и НАТО означала бы гарантированное взаимное уничтожение. Надо быть безумцем, чтобы планировать свои действия, исходя из этой перспективы. Единственная война, в которой я готов участвовать, — это поход всего человечества против дураков. Записали?

— Нет. Потому что, к сожалению, я так и не получил от вас ответа… Вот пойду к мистеру Линдерману, он скажет…

На этом разговор обычно заканчивался. Очередной недовольный визитер покидал партийный офис. Мне казалось, под цивильным пиджаком журналиста проступали погоны. Очередная попытка попользовать нас с целью запугивания западного обывателя не удалась. Цель запугивания — обосновать рост военных расходов и невозможность примирения с Россией.

…Новый звонок. "Мистер Митрофанов? Я из газеты… Мы можем с вами встретиться и записать интервью?" — "Да, ждите в офисе. Сейчас приеду. Вот только покормлю медведей".

Мирослав Митрофанов баллотируется на выборах в 12-й Сейм от Русского союза Латвии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!