Foto: DELFI Репортер
Месяц назад Марина попала в аварию - некий лихач не убедился в безопасности маневра и выскочил на "встречку". К счастью, женщина не пострадала, чего нельзя сказать о ее микроавтобусе. Желая помочь следствию, Марина передала полиции запись с видеорегистратора, на которой был запечатлен момент аварии. БЫЛ, потому что после "посещения" полиции запись таинственным образом исчезла. То, что она была стерта – подтвердила независимая экспертиза.

"5 ноября в 16.15 в волости Рудбаржу (Скрундский край) на шоссе Рига-Лиепая произошло столкновение между микроавтобусом Mercedes Benz и автомобилем Audi A4. В результате ДТП пострадал пассажир Audi. Мужчина 1970 г.р. с травмами был доставлен в больницу. Полиция начала уголовный процесс". Так об этой аварии говорится в сухой полицейской сводке. А вот как те события вспоминает сама Марина.

"Это была суббота. Я возвращалась с Лиепайской ярмарки обратно в Ригу. Погода была мерзкая – то снег, то дождь. Поставила на круиз-контроль 92 км/час, но приходилось постоянно сбрасывать настройки, потому что скользкая дорога не позволяла ехать даже с этой скоростью, - рассказывает женщина. – Неожиданно мне навстречу выскочил Audi, решивший обогнать ехавшую впереди него Honda Civic. Когда расстояние между нами было совсем маленьким, он решил вернуться на свою полосу, но, видимо, резко дернул руль, и его понесло на меня юзом. Я понимала, что резко тормозить не могу – меня просто выкинет с дороги, уходить на обочину я тоже не могу – скользко, машину не удержу. Я приняла вправо, насколько это было возможно. Удар. Сработали подушки безопасности. Выходить пришлось через правую дверь, так как левую заклинило".

Foto: DELFI Репортер
Foto: DELFI Репортер

Женщина сфотографировала свой микроавтобус и следы торможения. Audi остановилась примерно в 100 метрах от нее. Здесь же, на "аварийках", стояла Honda. По словам Марины, в Audi находилось три человека. Двое из них были пристегнутыми, а третий нет, поэтому вылетел через лобовое стекло и оказался прижат машиной. Приехала "скорая", а вместе с ней и дорожная полиция.

"В своих показаниях я указала, что на моей машине установлен видеорегистратор и что у меня есть запись ДТП. На что полицейские ответили: "пусть все записи будут у вас - если нам понадобятся, мы попросим", - рассказывает Марина.

Мы изымаем машины и карту с видеoрегистратора

Так как в аварии пострадал человек, на место приехал экипаж криминальной полиции. "Девушка и мужчина стали делать замеры и фотографировать место ДТП. Причем все эти действия производились на оживленном шоссе, через два часа после аварии. Какие следы сохранились, какие - нет, остается лишь догадываться, - продолжает свой рассказ Марина. - Когда я давала показания криминальной полиции, то тоже упомянула о наличии видеорегистратора. Ответ был такой: если нужно будет, пришлете нам файл. Затем появилась девушка-инспектор и сообщила, что обе машины - моя и Audi - изымаются для проведения экспертизы.

Наконец девушка-инспектор заинтересовалась записью с видеорегистратора. Она предложила скопировать ее в участке, аргументировав это тем, что переписанную кем-то запись она не сможет "подшить" к делу. Но как только карта памяти оказалась у нее в руках девушка заявила, что карта изымается. Мотивируя это тем, что переносить информацию с карты может только определенный специалист на сертифицированном оборудовании.
Я попросила занести факт изъятия карты в протокол, но инспектор уверила, что в этом нет необходимости - ведь я упомянула в своих показаниях, что есть видеозапись происшествия. При этом никаких протоколов нам не дали – сказали, таковы правила. Это уже потом мы узнали, что нам должны были выдать копию решения об изъятии, которую должен был подписать сам владелец".

Марина отдала карту памяти на экспертизу в фирму, занимающуюся восстановлением утраченных файлов, и получила заключение — карта работоспособна, часть записи отсутствует и, возможно, запись была отредактирована

Foto: DELFI Репортер

Женщина позвонила в Кулдигскую полицию, чтобы получить объяснение, но на все вопросы звучал один и тот же ответ "тайна следствия". "Пришлось звонить в полицию по телефону доверия, - рассказывает Марина. – Меня любезно выслушали и посоветовали написать два письма – прокурору Кулдигского района и в Бюро внутренней безопасности. Бюро внутренней безопасности ответило, что это не их дело, а прокурор – что не видит никаких нарушений и что факт порчи карты работниками полиции не доказан".

8 декабря мужу Марины позвонили и "обрадовали" - машина уже в Риге и ее можно забрать. Впрочем, радость была недолгой – как оказалось, машина восстановлению не подлежит. Сейчас женщина разбирается со страховщиками, попутно пытаясь понять, как проводилось расследование и почему исчезла запись аварии. "Знаете, если бы в полиции признались, что нажали не на ту кнопку и стерли запись, я бы не волновалась. Но когда мне говорят, что это тайна следствия, и они выясняют кто виноват, я начинаю в этом видеть подтасовку фактов. Я считаю, что изъятие моей машины для проведения экспертизы было абсолютно лишним. На мой взгляд, это просто превышение должностных полномочий и необоснованная растрата государственных денег - на экспертизу, перевозки и так далее", - считает Марина.

Причины аварии до сих пор не установлены

В Государственной полиции заявили, что действовали в рамках закона. "Работники полиции провели осмотр места происшествия, однако он не позволил точно определить причины аварии. В связи с этим было принято решение изъять автомобили и передать их на экспертизу. Согласно статье 162-й Уголовного закона, в ходе осмотра места происшествия следователь имеет право изымать документы и предметы со следами преступного деяния", - пояснила старший специалист по общественным отношениям Курземского регионального управления Госполиции Мадара Шершнева.

- Пострадавшая сторона уверяет, что ей не дали подписать протокол об изъятии карты с видеорегистратора?

- Если какая-либо из сторон считает, что действия следователя были противоправными или были допущены процессуальные нарушения, то лицо имеет право обратиться с соответствующим заявлением к прокурору, что водитель автомобиля Mercedes Benz и сделала. Прокурор оценил действия работников полиции и счел их законными.

- Почему исчезла видеозапись аварии?

- На данный момент в рамках начатого уголовного процесса рассматривается также вопрос об исчезновении видеозаписи.

- Когда была проведена экспертиза изъятых транспортных средств и что она показала?

- Решение о проведении технической экспертизы датировано 16 ноября, срок ее проведения указан – до 30 декабря. Экспертиза уже проведена и принято решение о возврате автомобиля Mercedes Benz законному владельцу. Экспертизы проводятся в Риге, их проводит компетентное учреждение, а не Государственная полиция. Понятно, что для каждого человека его случай кажется самым важным, не требующим отлагательств, однако нужно понимать, что запросов на проведение экспертизы очень много, объем работы очень большой.

- Полиция получила видеозапись аварии, была проведена экспертиза, опрошены участники ДТП и свидетели. Удалось ли уже установить причины аварии?

- Расследование и детализированное выяснение обстоятельств ДТП в рамках уголовного процесса продолжается.

Казалось бы, обычная авария. Но в этой истории пока больше вопросов, чем ответов. DELFI Репортер продолжит следить за развитием событий.

Присылайте репортажи и выигрывайте подарочную карту на сумму 30 евро! Правила - тут. Присылайте фото и видео на reporter@delfi.lv или отправляйте через форму для незарегистрированных авторов!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!