В рамках программы "Рига - Культурная столица Европы 2014 года" создается музей личных вещей, пополнять который приглашаются сами рижане. Начиная с сегодняшнего дня виртуальная экспозиция музея будет доступна на страницах "DELFI Репортера".

Авторы "DELFI Репортера" неоднократно присылали нам материалы, в которых рассказывали об истории старинных вещей - монет, аппаратуры, одежды, документов. Часто это были эмоциональный, захватывающие и даже личные рассказы, подборку лучших из них мы публикуем сегодня в репортаже "Ностальгия-2013, или Лучшие ретро-публикации в "DELFI Репортере".

Теперь у наших читателей есть возможность предоставить свои экспонаты и "Музею судьбоносных вещей". Правда, нужно быть готовым расстаться с ними - музей вполне реален. На страницах "DELFI Репортера" будет лишь его виртуальная версия, в которой мы станем отражать лучшие из новых экспонатов.

Больше информации о том, как передать в музей вещи, можно узнать, связавшись с организаторами по следующему адресу: liktenslietas@gmail.com. Если хотите передать что-то в музей, не забудьте написать (коротко, но исчерпывающе), почему именно с этой вещью захотят познакомиться посетители музея. Рассказы не менее, а может и более важны, чем сами вещи.

А вот и первые экспонаты музея:

1. Ракушка, или История кражи ради любви

Андрис Анже: "Рассказ прост как пять копеек. Случилось это все в 1982 году. В шестом классе я влюбился в одноклассницу Кристину. Она была такая стройная девушка с большими губами и волнистыми светлыми волосами. Жаль, но именно она стала моей первой любовью И жалко же это выглядело... Ночей спать не мог, а подойти к ней и хоть что-то сказать не хватало смелости; язык становился непослушным, ноги начинали так странно подкашиваться...

Но однажды на вечеринке в классе это все же случилось - я ей все высказал. Спросил даже, что ей нравится. Она сказала - ракушка в шкафу в кабинете биологии. Делать нечего - в один прекрасный день я ее выкрал и радостно понес Кристине. На это она мне заявила, что с ворами ничего общего иметь не желает. Это меня в конец добило и вскоре я эту девушку начал ненавидеть. Но ракушку сохранил.

Там еще была история с директором, кто и что украл, даже комиссию по делам несовершеннолетних позвали... но меня не поймали. Могу сейчас сесть в тюрьму, если это еще актуально".

2. Радиоаппарат, который снимался в легендарных латвийских фильмах

Иева Романова: "В моем детстве в углу гостиной стоял радиоаппарат "Daugava". Мой отец был радиоинженером и для него радио было, буквально, всем. Сводный брат Андрис всегда сидел около аппарата и слушал, слушал... Когда подросли, на шкале были выцарапаны совсем другие радиоволны.

Радио напоминало о существовании какого-то далекого и волнующего мира, в жизни и создании которого я так хотела поучаствовать. Я выросла и стала художницей в кино и в каждом фильме создавала жилые помещения - каждый раз новые, для новой истории. Но во многих из них было место радио. Этот радиоаппарат Daugava в качестве реквизита принимал участие в таких фильмах, как "Каменистый путь" (1983), "Ноктюрн Шопена" (1992), "Страшное лето" (2000) и "Танец втроем" (2011).

Радиоприемник напоминает мне меня маленькую, он был рядом на протяжении нескольких жизней, которые я без своей профессии бы не пережила. И не знаю, случилось ли бы вообще все то, что случилось, если бы не этот мастерски сделанный аппарат".

3. Сделанный в ГДР калькулятор, который работает до сих пор

Андрис Алис: "В конце 80-х годов прошлого столетия в широкие народные массы пришла мода на религию и моя мама вспомнила про то, что она католичка. Понятно, что детей тоже надо было срочно крестить. Ну, так я и попал в Екабпилсский собор, в котором тогда сам тогда-еще-не-кардинал Янис Пуятс меня и окрестил.

Моим крестным отцом стал "Дядя Гунар", который только вернулся со службы из Германской Демократической Республики. Сначала он не хотел быть моим крестным, но потом они однажды с моим отцом выпили и он согласился исполнить святую миссию.

Вот так, в августе 1988 года он, положив мне руку на плечо, оказался перед Пуятсом. После церемонии он подарил мне сделанный в ГДР калькулятор. Современные дети вряд ли смогут оценить, какой фурор я произвел в школе, вытащив из сумки это чудо техники.

Впрочем, соль этой истории в другом. После своих крестин я своего крестного больше не видел. Был какой-то семейный скандал и родители отказались поддерживать с ним отношения. Хотя мне по-прежнему кажется, что он неплохой человек. Но все, что у меня осталось с того момента - этот калькулятор. И самое смешное, что и 25 лет спустя он вполне исправно работает".

4. Медведь по имени Груша

Рихард Банденс: "Медведь по имени Груша такой же старый, как и я. Мне его подарили, когда я родился. Очень долгое время он был мне как брат - никуда без него не ходил и даже заснуть не мог, если мишки не было рядом.

Когда был маленьким, бабушка все время меня с ним сравнивала. Она говорила:"Ешь хорошо, Ричи, вырастишь, станешь сильным!". Когда я спрашивал, как я узнаю, что вырос и стал сильным, она говорила: "Когда Грушу сможешь поднять одной рукой". Есть после этого всегда хотелось больше.

Но вот я вырос и почему-то мне кажется, что быть большим - не так выгодно, здорово и приятно, как это кажется в детстве".

5. Кукла-младенец - первый пациент врача

Саманта Скруле, 39: "Из всех детских игрушек у меня сохранилась именно эта голая, толстая кукла-младенец. Она не может открывать глаза, нет у нее волос, она даже не мягкая... но так похожа на настоящих детей - с милым животиком и жировой складкой. Да и не такая уж она твердая на ощупь.

Когда была маленькой девочкой, я хотела быть врачом. И моя пластмассовая кукла была моим первым пациентом. Я у нее всегда проверяла пульс, накладывала компрессы, иногда делала операции на животе или сердце. Чудо, что младенец еще жив - так много на нем было поставлено врачебных экспериментов.

Я выросла, скоро стану бабушкой, работаю детским хирургом. Моя детская мечта исполнилась, а своего первого пациента я сохранила на память - себе и своим детям. Чтобы они тоже знали - мечты для того, чтобы исполняться".

6. Каждой заботливой бабушке по красному кошельку!

Кристиана Валдовска, 31: "Это кошелек моей бабушки. У нее было обыкновение, выходя из дома, всегда держать кошелек в руке. Когда я у нее спросила - почему так, она рассказала, что раньше всегда держала кошелек в сумочке, но однажды, когда она получила зарплату и собиралась купить детям подарки на Новый год, кошелек у нее украли. После этого она решила - больше никто у нее кошелек никогда не украдет.

Я такой ее и запомнила - сумочка в одной руке, кошелек, крепко зажатый - в другой. Конкретно этот - последний, "пенсионный" кошелек моей бабушки. Никогда в нем не было много денег, но берегла она его очень, очень хорошо".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!