«Боже, благослови Латвию» поётся в национальном гимне. Как может Бог благословить страну, в которой напрочь игнорируется заповедь «почитай отца твоего и мать твою?» - этими словами Михаил Мушта, председатель общественного движения «Форштат» и член правления движения "4.atmoda" открыл дискуссию «Роль пенсионеров в обществе на сегодняшний день. Умереть или выжить?», проведённую 27 августа в Риге при участии организаций пенсионеров, ветеранов, общественных организаций и движений, политиков и независимых экспертов. Эта встреча – одно из череды мероприятий дисусионного клуба «Латвия: 1991-2011. Кто виноват? Латвия: 2011-2021. Что делать?»

Ни для кого не секрет, что фразеологизм «нет человека-нет проблемы» давно стал одним из девизов нашего государства. Совершенно очевидно, что существующая политика правительства создаёт все условия для сокращения населения страны: как массовой эмиграции, так и искусственной эвтоназии пенсионеров, путём лишения их средств к существованию.  

Руководитель дискуссионного клуба, представитель комитета по общественным отношениям СДП «Согласие» Елена Концевая привела данные о том, что на сегодняшний день минимальная пенсия, в зависимости от рабочего стажа, составляет от 49 латов (при условии, что человек работал менее 20 лет на благо государства) до 78 латов (если работал 40 и более лет). Стоит сопоставить эти цифры с прожиточным минимумом, чтобы понять всю абсурдность существующей пенсионной системы. Но на этом абсурдность не заканчивается. Вспомним, что на данный момент понятия «потолка пенсий» у нас не существует, и рассмотрим в данной связи амплитуду пенсий между различными слоями населения. О каком равноправии членов общества и солидарности трудящихся и пенсионеров может идти речь, если кто-то получает пенсии в размере 6 тысяч латов, а кто-то еле-еле дотянул до 49? Что же касается индексации пенсий, то 7 миллионов для ее реализации у государства нет, а 63 миллиона на спасение "AirBaltic" чудесным образом появились!

Андрис Силиньш, председатель Латвийской Федерации пенсионеров, объединяющей 119 организаций по всем регионам Латвии, в своё время участвовавший в разработке пенсионной системы Латвии, напомнил, что принятая в 1996 году система была признана лучшей во всей восточной Европе и работала на «ура» до 2009 года. Так к 1 января 2009 года остаток пенсионного фонда составлял 978 миллионов латов, на данный же момент дефицит социального бюджета составляет 330-340 млн. латов. 

Как же так и почему это случилось попыталась объяснить экономист, эксперт-аналитик «Центра Согласия» (консультант по экономике при Сэйме) Евгения Зайцева. По ее мнению, пенсионный фонд, существующий на основании принципа соблюдения непрерывности государства, сократился с 25% до 20% после процесса легализации заработных плат. Легализация повлекла за собой поступление средств, чем вызвала осуществление перераспределения пропорций в бюджете. 2008-2009 годы кризиса привели к стремительному увеличению безработицы, что, соответственно, повысило число нуждающихся в пособиях. И, как заметил представитель пенсионеров г-н Силиньш, в этот момент в государстве произошло смешение понятий гос.соц.страхования и гос.соц.обеспечения. Теперь же, продолжая тенденцию этого смешения, предлагая пенсионерам отказ от пенсий в замен на пособие по бедности, государство предлагает народу получать соц.обеспечение, когда тот, в свою очередь, всю жизнь пахал и вкладывал в соц.страхование, которое по своей сути должно быть абсолютной «гарантией», а не «милостью» государства.

Продолжая тему абсурда в нынешней пенсионной системе, отметим принятые Кабинетом Министров в 2007 году правила №205, регламентирующие порядок расчёта пенсий с учётом коэффициентов, зависящих от времени выхода на пенсию. Благодаря великолепным способностям властей к элементарной математике, на сегодняшний день две бабушки одного возраста с одинаковым стажем, вышедшие на пенсию одна в феврале, а другая в июле, имеют разницу в пенсии в размере 170 латов!

Конечно, государство высоко ценит наших пенсионеров, ведь многие из них прошли войну, блокаду и голодные годы, а следовательно являются примером для подражания в области экономии! Зачем пенсионеру масло для бутерброда, если в былое время он обходился и краюшкой хлеба и, опа, до какого преклонного возраста дожил! Закалка мол, жизнь приспособила к проделкам правительства! Есть у кого поучиться молодёжи и не мешать гос.аппарату и дальше разворовывать страну. Не пора ли остановить этот геноцид населения? Мы итак уже потеряли 300 тысяч здоровых и молодых на полях Англии и Ирландии, а теперь смотрим, как бедные старики медленно умирают с голоду.

Весьма «порадовала» и следующая новость от эксперта Евгении Зайцевой – планируется, что после консолидации бюджета в ноябре пенсионеры потеряют ещё по 5-7 латов от суммы прибавки к пенсии 4 уровня. 

Министры со своими зарплатами настолько отдалились от нужд народа, что, кажется, просто не способны реально оценить обстановку в стране. В этой связи Михаил Мушта публично пригласил министра благосостояния Илону Юршевску в сентябре посетить район Москачки, чтобы воотчую узреть реалии народного бытия. При упоминании Москачки министр пошутила на русском «Я уже боюсь!», а мы, в свою очередь, посмотрим, сможет ли г-жа Юршевска победить свои страхи и посмотреть на тех, чьё благосостояние руководимое ей министерство и вышестоящие чиновники призваны улучшать.

В ходе дискуссии представители партии „Tautas kontrole” подвергли критике решение Рижской Думы относительно бесплатного проезда для пенсионеров в общественном транспорте, что вызвало бурное возмущение всех присутствующих преклонного возраста и представителей «Форштата». Ведь для пенсионеров это является буквальным фактором выживания - единственная возможность добраться до рынка и купить более дешевые продукты на остатки пенсии, ведь далеко не каждый способен позволить себе роскошь ходить по супермаркетам.

Что же касается решения проблемы пенсионеров, то в ходе дискуссии было выдвинуто немалое количество предложений. Очевидно, что для того, чтобы обеспечить старость отцам, поработать нужно и детям. Да и поработали бы, но вот незадача – мест-то рабочих нет. Что делать? Развивать инфраструктуру. Вводить прогрессивный налог с населения (тут, правда, с Сеймом проблемы возникнут, они ж под себя законы пишут, а себя они не обидят!). Г-жа Зайцева предложила проект утепления жилищ, направленный на создание рабочих мест и развитие экономики, член правления общества "4.atmoda" Мартиньш Драудиньш призвал проявить интерес к развитию торговых отношений с Китаем, а также, учитывая географическое положение Латвии, а именно, нахождение между Европой и Востоком, создать систему транзита путём развития логистики по Даугаве. По подсчётам г-на Драудиньша, подобное мероприятие принесло бы государству 10 милиардов годовых чистой прибыли. Почему бы Даугаве в Латвии не послужить на благо гос.бюджета также как служит Суэцкий канал для Египта и Панамский канал для Панамы, составляя 70% и 80% гос.бюджета соответственно, - считает г-н Драудиньш.

Эксперт-аналитик политического объединения „Центр Согласия» Армандс Страздс обратил внимание присутствующих на то, что налоги нужно взимать не с «бедности», а с «богатства», т.е. постепенно перенести налоги с труда и капитала на землю как ресурса. Не секрет, что около 60% земли в Латвии принадлежат иностранным собственникам, которые вывозят, в том числе, и торф и получают огромную прибыль, платя за то минимальный налог. Г-н Страздс с иронией отметил, что, придерживаясь политики неолиберализма, латвийское правительство вот уже 20 лет считает, что экономикой будет управлять невидимая рука Адама Смита, а оно лишь будет собирать плоды. Замечу, что государство всегда найдёт что «собирать», даже если плодов и нет. Хотя, г-н Страздс призвал не верить словам «у государства нет денег», так как это абсолютно невозможно, в том числе, и благодаря теневой экономике.

В отношении иностранных капиталов высказался и член совета молодёжной организации "Патриоты.ЛВ", кандидат в депутаты 11-го Сейма (ЦС), Митрофан Слободян: «Почему мои деньги должны быть вложены в иностранные ценные бумаги, если они предназначены быть вложением в экономику нашего государства, в частности и в пенсионный фонд?» Митрофан Слободян также отметил необходимость сотрудничества пенсионеров с молодёжью. Существуют же в Европе программы по обмену опытом между поколениями, чем мы хуже? Поддержал эту мысль и член «Форштата» Александр Агафонов с предложением грамотно объединить детские дома с домами престарелых, чтобы обеспечить одиноким старикам уход и радость, а детям – передачу опыта отцов, духовного воспитания, а может быть и связанные с любовью носочки к Рождеству. Да и вообще, детей нужно приучать к труду – считает Евгения Зайцева. Почему бы не трудоустроить сознательных подростков за символическую плату помогать старикам?

Абсолютно понятно, что проблема есть и она вопиюща. Рассмотрим ее с ещё одной стороны. Пенсионеры – наши отцы и деды, то есть – наша семья. Для того, чтобы можно было бы заикнуться об отмене пенсий, что само по себе абсурдно, нужно было бы, по меньшей мере, быть уверенными в прочности института семьи, который мог бы служить основанием для уверенности в качественном уходе детей за своими родителями. Что же мы имеем на самом деле? Экономическая ситуация заставляет родителей покидать страну в поисках хлеба насущного для чад своих, оставляя последних на попечение бабушкам или тётям, в лучшем случае – второму родителю, в то время как государство совершенно не заботится о культурном и нравственном образовании детей и молодёжи, что, в свою очередь, приводит к потери уважения к старшим, конфликту поколений и многим другим процессам, разрушающим общность семьи. В свою очередь разбитость каждой отдельной ячейки общества приводит к проблеме государства как единого целого. Ведь, по сути дела, государство – это семья, где каждый трудится на благо своих родных, а заботливые «отцы» делают всё возможное, чтобы развивать как желание, так и возможности для подобной деятельности. В нашем же случае видно, что правительство натравливает брата на брата, чтобы удержать свои позиции, хотя само прекрасно понимает ценность семейных уз и, как Ной перед потопом, пытается продвинуть «своих» в семейный бизнес под названием «гос.аппарат», чтобы спастись от волны кризиса, оставляя за бортом тонущих детей, матерей, стариков и прочие бесполезные рты.

 Потеря государством целостности и самоидентификации в качестве единого общества – семьи, к сожалению, приводит к плачевным результатам. Только вместе, общими усилиями мы можем достойно жить. Стоит только начать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!