Фото: DELFI Репортер
В редакцию DELFI Репортера обратилась читательница, у которой остался неприятный осадок после посещения Рижского зоопарка. Вот ее рассказ.

Не во всех городах и даже странах есть зоопарки. Риге повезло. Я всегда испытываю определенные чувства, гуляя по зоологическому саду в Межапарке. Я отгораживаюсь от всего мира и своих жизненных проблем, разглядывая безмятежно гуляющих животных, и покидаю это место в состоянии полного покоя и очищения. Вот и отправилась я туда за умиротворением. Но некоторые детали притупили впечатление. Я путаюсь в эмоциях, не понимая процесса, происходящего вокруг: хочется все лучше и лучше, а выходит как попало. Поэтому – строго по порядку.

Первый вольер – это тюлени. С ними все хорошо: шевелятся, ныряют, довольные. Направо – фламинго. Сколько их было завезено в наш зоопарк? 50? 60? Ведь, вероятно, цифра эта родилась не с бухты-барахты. Кто-то планировал жизнь этих красивейших птиц в нашем зоопарке. Почему их осталось так мало? Куда они подевались? Поумирали? А новое поколение – это остаток, по коэффициенту наводящий ужас. Их 4! Вольер тоже довольно жалок. Надеюсь, как-то облагородится к лету, хотя верится в это чудо с большим трудом.

Сельский дворик в этом году грустен, погладить, как раньше, домашних животных дети и родители не могут. В чем мировое зло, если малыш погладит овечку? Нет, вы должны смотреть на животных с расстояния, как по телевизору или в кино. Спасибо, что не пустили по забору проволоку с электрическим разрядом. Виртуальный сельский домик получился в этом сезоне.

Следующим домиком, в который я зашла, оказался дом бегемотов. Бегемоты любят грязную воду. С грязной водой все хорошо. Ужас на меня навели не гиппопотамы, а внутренние стенки дома. Они даже не облупленные, они обдрыпанные. Бегемотам, конечно, плевать на стены, но противно стоять в таком неприглядном помещении. Стесняюсь спросить: зимой сотрудники своими телами обогревают замерзающих животных и поэтому не могут производить косметический ремонт? Или есть какая-то более вероятная причина для объяснения облезлого состояния всего, что попадается на глаза? Уж шишки-то собрать можно? Ведь при выходе из зоопарка, проходя мимо ухоженных клумб и чистейшей территории администрации, я шишек не увидела, несмотря на наличие сосен, и старой травы, и веток тоже. Хватило же сил прибрать то место, куда глава зоопарка приходит руководить? А остальное как же?

В клетках с птицами вообще пусто – одни сетки и сверху по крыше ходит черненький котик. Не он ли переловил птичек? Остался, судя по табличке, гриф и его сородичи, которые отпор дадут не только коту. Когда-то были большие попугаи.

Крокодилы и жирафы чувствуют себя хорошо, всё аккуратно и довольно ухожено. Дома для этих животных выстроены довольно давно, но кажутся до сих пор новыми. Значит, ухаживают именно за определенными местами? Чем же остальные животные провинились? Вышедшие в загоны верблюды такие облезлые, что хочется наняться на работу и отмыть их. Хорошо коровам: совпадает среда обитания. И такое ощущение, что местная фауна вообще в Латвии отсутствует: один тощий енот, овечки/козочки и маленький упитанный пони, такой замечательный, такой мирный и послушный, что возле него я простояла дольше всего. К запутанной челке его прицепилась соломинка, и это делало его таким грустным, что нежность чуть не задушила меня.

Навестила я обезьянок и кенгуру: у них дети, им скучать некогда – есть о ком заботиться. Мне показалось, что клетки с огромными рысями могли быть в три раза больше. Я сейчас говорю не о животных, возможно, им всего хватает, я о себе говорю. Сердце сжимается от картинки, которую видишь. Деревянные поручни высохли, потрескались, им даже не пять лет. Больше. Есть краски, безвредные для животных, хотя они и не достают до этих поручней. Можно же покрасить эти перила, обновить. Я трогаю рукой поручни, и мне противно.

А куда подевался красавец тигр? Он был замечателен, и к его месту обитания в нашем зоопарке ничего не хотелось прибавлять: все было расчудесно. Он, вероятно, роскоши не выдержал? Или сдох от тоски за менее комфортно устроенных соседей? На стекло прицеплены какие-то записочки со смехотворными никому не нужными объяснениями – отсутствие тигра объясняется благоустройством вольера. Умора. Львица выглядит совсем дряхлой. Болеет, что ли? В прошлом году такая прыгучая была, а в этом – как подменили. На месте, где были бы кстати наши бурые медведи, лежит один белый, и не могу сказать, что веселый.

Крупных зверей – по пальцам сосчитать можно. Зато всяких мелких лягушечек и каких-то невероятных блох/мух/мышей/пауков полно. Для красивейших питонов в террариуме места столько же отвели, сколько и на трудноразличимую и не так интересную мелочь. Стекла вымыли впопыхах, оставив капли, которые притянули пыль. И без того темно и плохо видно, так еще и окна не домыты. Кто-то не понимает, как их мыть?

Приличного кафе нет. Только будки с офигительно полезной для детей едой: хотдоги и горячие вафли с шариком мороженого, которое немедленно начинает таять и течь по рукам. В туалете засор.

Все зачуханное, проваленное, заросшее и неубранное. Детская площадка облезла, как верблюды. Невозможен заброшенный вид места, куда приходят люди с детьми, туристы в том числе. Клумб я не заметила. Неужели нельзя найти средства для приличного содержания такого хорошего места отдыха?

В зоопарк ходят семьями с детьми. Улыбаться, отдыхать, повышать настроение. На вольере с оленем – табличка. На ней фото маленького олененка на операционном столе: умер оттого, что его перекормили посетители. Страшное фото. Кадр из фильма ужасов. И полный бред. Если животных нельзя кормить, создайте условия, про которых это невозможно. И нечего трудиться над текстами, написанными на табличках - прилично воспитанные люди не читают надписи на заборах и стенах. Люди приходят смотреть на фауну, а не на страшные фото и поделки из животных в, кстати, качественно протертом застекленном стеллаже .

Я вышла c территории зоопарка с твердым решением больше не ходить и не расстраиваться из-за всего, что вижу. Летом все безобразия укроются в зеленой траве. Но пока впечатление разрухи. Но в голове вертится один несложный вопрос: есть ли хозяин у этого всего, или он тоже исчез, как тигр? Гордость Риги деградирует и превращается в черную дыру, в которой бесследно исчезают и деньги, и звери.

Комментирует председатель правления Рижского зоопарка Ингмарс Лидака:

У каждого есть право на свое мнение, которое я уважаю, хотя порой и не понимаю. Не понимаю и то, как можно не знать, что весной верблюды сбрасывают шерсть постепенно, а не просто открывают молнию и снимают ее как человек пальто! Логично, что на протяжении нескольких недель они выглядят облезлыми. Не понимаю, как можно негодовать по поводу перестройки вольера для тигра, в который помещена специальная платформа, по которой можно лазить, и другие "игрушки", если соседний абзац полон критики о том, что ничего не делается. Это тоже самое, что одновременно ругать дорожные ремонтные работы и плохое качество дорог. P.S.: В Рижском зоопарке два тигра и ремонт давно закончился.

Не понимаю, как можно было не найти три кафе...

Рижский зоопарк существует почти 117 лет и многие постройки сохранились еще с тех времен. Всего на 16 га расположено более 100 строений. Я прекрасно знаю, у какого из них течет крыша, облезла штукатурка или заржавела дверь. Список работ очень длинный и обобщён в "Инвестиционном плане Рижского зоопарка". План выполняется в соответствии с доступными средствами. Но начнут течь другие крыши и этот список никогда не закончится. Никогда! Также как никогда не будет такого, что в Рижском зоопарке будет нравиться всем. И все же добрые слова приходится слышать гораздо чаще, чем плохие, и это дает мотивацию и энтузиазм ежедневно приходить на работу в Рижский зоопарк коллективу из 150 человек.

Прошлым летом у нас гостила Аккредитационная комиссия Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов, которая на протяжении трех дней скрупулёзно изучала зоопарк. В апреле этого года Рижский зоопарк получил от этой организации аккредитацию на следующие 10 лет, что означает, что условия содержания животных отвечают самым строгим критериям! Таллинский зоопарк аккредитацию не получил, а Каунасский зоо даже близко не стоит к ее получению. И для меня важно, чтобы животные чувствовали себя в зоопарке хорошо, особенно те 70 пород, в размножении и сохранении которых зоопарк участвует в международных программах. И именно поэтому наш зоопарк постепенно отказывается от тех пород, для содержания которых мы не можем обеспечить соответствующие условия. В нашем зоопарке никогда не будут стада оленей и бизонов, так как не позволяет площадь. До тех пор, пока не будут найдены несколько миллионов на строительства нового жилища для медведя, у нас не будет медведей (30 летний белый медведь доживет до конца дней здесь, потому что транспортировку он просто не переживет). Строится новый современный комплекс "Африканской саванны" для антилоп и зебр, и старый полуразваленный домик для зебр останется пустым. Но кто-то скажет "повсюду пустота"... Специалисты других зоопарков с удивлением и завистью смотрят на уникальную коллекцию насекомых и земноводных Рижского зоопарка, но для некоторых они кажутся противными и бессмысленными. А в жилище хищных птиц снова вылупился птенец черного грифа. В прошлом году в Европейских зоопарках в целом выросли только четыре малыша этой породы, которой грозит вымирание - двое из них в Риге и сейчас они живут на свободе в Балканских горах. И я этому рад!

Я чувствую большую гордость за Рижский зоопарк, который никогда не будет похож на впечатляющие зоопарки с многомиллионными бюджетами в Дрездене, Гамбурге, Сан-Диего или Мельбурне, но который может доставить радость тысячам жителям Латвии и гостям. Конечно, не всем. И пускай простят меня те, кто разочаровался. Стараемся.

Присылайте репортажи и выигрывайте подарочную карту на сумму 30 евро! Правила - тут. Присылайте фото и видео на reporter@delfi.lv или отправляйте через форму для незарегистрированных авторов!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !