Ведают ли что творят власти Латвии с русским образованием? Или делают вид, что хотят как лучше, но получается как всегда.

Ещё в 1996-м году в ЛР функционировали 208 русских и 122 двухпоточные школы. Сегодня, соответственно, 103 и 72! Справедливости ради следует отметить, что латышские школы за последние пятнадцать лет тоже закрывались, но несравнимо меньше.

Разве можно убивать курицу, несущую для государства золотые яйца? Ведь и гимн "Боже храни Латвию" был написан в России, и тома дайн Кришьянисом Баронсом впервые были систематизированы и изданы в России. Я убеждён, что будущий расцвет Латвии может быть достигнут не только в дружбе и сотрудничестве с Западом, но прежде всего – с Россией.

У Латвии и России общая история. У наших людей близкий менталитет, сходный внешний вид, даже многие слова в латышском и русском языках имеют сходное звучание: māte – мама, tētis – тятя – папа, baznīca – божница – церковь, zaķis – заяц, kaķis – кошка; перечень можно продолжить сотнями сходными по звучанию слов. Думаю, читателю известно, что большинство знаменитых латышских учёных, художников, композиторов образование получили в России.

Историю школ нацменьшинств и русской школы, в частности, автор изучил двадцать лет назад. Первая русская школа в Латвии, тогда в Лифляндии – Екатерининское училище – открылось 7 февраля 1789-го года, т.е. 222 года назад!

Уже в XVIII веке русский язык изучали в Либаве (Лиепая), в рижской Сиротской школе, в Домской школе при Домском соборе в Риге. В 1868-м году в Риге начала работу Александровская гимназия, чуть позже – Ломоносовская гимназия. В 1877-м году в Риге открыли Реальное училище им. Петра I, которое готовило на русском языке технико – инженерные кадры. В 1879-м году Русская женская гимназия была открыта в Динабурге (Даугавпилсе). В середине 1870-х годов русский язык изучался в 383-х волостных школах Лифляндии и в 107-и школах Курляндии, ещё в 170-и школах русский язык школьники изучали по желанию, т.е. факультативно.

В период немецкой оккупации (Первая мировая война) 1915 – 1918 годы, преподавание на русском языке в Курляндии было запрещено. С образованием независимой ЛР ситуация изменилась. 8 декабря 1919 года Янис Чаксте подписал законы "Об учебных заведениях" и "Об организации школ меньшинств". Нацменьшинствам предоставлялось право получать образование, включая среднее, на родном языке. Их школам была предоставлена автономия. При министерстве образования ЛР в 1920-м году был создан специальный департамент с отделами русских, немецких, польских, еврейских и белорусских школ. Начальники отделов имели высокий статус. Они участвовали, с правом совещательного голоса, в заседаниях КМ ЛР при рассмотрении вопросов, касающихся образования и культуры нацменьшинств. 

Архивные данные свидетельствуют, что в 1929/1930 уч. г. в ЛР работала 321-а основная школа нацменьшинств. В Риге, Латгалии, Лиепае функционировали и нацменьшинские средние школы. Можно было на русском языке получить и высшее образование (Русские университетские курсы) в Риге. Существовали также русские частные школы Лишиной, Тайловой и др.

В начале 1930-х годов министр образования Атис Кениньш и партия демократического центра с рвением достойным лучшего применения стремились олатышить школу, запретить среднее образование на языках нацменьшинств, но получили достойный отпор как от самих нацменьшинств, так и от части латышской интеллигенции. В 1933-м году Кениньш был вынужден уйти в отставку не солоно хлебавши.

После улмановского переворота, 15 мая 1934 года, положение нацменьшинств ухудшилось. Была ликвидирована школьная автономия, количество школ нацменьшинств резко сократилось. Среднее образование на русском языке можно было получить только в Риге, Даугавпилсе и Резекне; урезанная сеть основных школ нацменьшинств в Латвии оставалась.

В годы гитлеровской оккупации (Вторая мировая война), это 1941 – 1944 годы, школы в Латвии работали на латышском и русском языках, при том латышский в русских школах не изучался, только немецкий.

При советской власти, как известно читателю, среднее образование в Латвии можно было получить как на латышском, так и на русском языке (в середине 1960-х годов были закрыты последние польские школы и классы). В вузах Латвии работали как латышские, так и русские группы. Правда, военные училища в Риге и Даугавпилсе, филиалы Ленинградского института железнодорожного транспорта и Минской высшей школы милиции, а также Институт гражданской авиации в Риге работали только на русском, а Академия художеств, Консерватория в Риге и Сельхозакадемия в Елгаве – преимущественно на латышском языке.

Во времена ЛССР ни языковая инспекция, ни штрафы за незнание русского языка даже в страшном сне человеку не могли присниться, их попросту не было.

После восстановления независимости ЛР в 1991-м году, власти предержащие полностью подтвердили выражение: "всё новое – это хорошо забытое старое". Они повторили языковую и образовательную политику профашистского диктатора К.Улманиса 1934 – 1940-х годов, политику дискриминации, ассимиляции, уничтожения школы нацменьшинств.

Национал радикалы Ю.Добелис, П.Табунс, И.Парадниекс, Р.Дзинтарс и иже с ними, по – моему мнению, прежде всего являются врагами своего народа, конечно – же они являются и врагами других народов Латвии.

Почему я сделал краткий экскурс в историю, зная, что история учит тому, что ничему не учит. Потому, что история имеет свойство повторяться. Вначале как трагедия, затем как фарс. Мы помним, что в конечном итоге случилось с первой Латвийской Республикой.

Русская школа в Латвии начала работать раньше латышской и нельзя её уничтожать. Это аксиома – истина, не требующая доказательств.

Гонение на русский язык, уничтожение русской школы принесёт Латвии, уже принесло невосполнимый вред и в экономике, и во всех остальных отраслях деятельности. Не пора ли остановиться и вернуться на круги своя, ведь школы, как и культуры не воюют. Они могут только взаимно обогащать друг друга, создавать здоровую конкуренцию.

P.S.

Во – первых, я благодарен редактору портала Delfi за публикацию серии моих статей. Некоторые печатные СМИ готовы меня публиковать только за деньги, Б-г им судья.

Во – вторых, понимая, что метать бисер перед свиньями бесполезно, всё же хочу ответить некоторым горе–комментаторам. Вы обвиняете меня в том, что я еврей по национальности. Никогда этого не скрывал, не менял ни имени, ни фамилии. Евреи – 157 героев Советского Союза, евреи – многие Нобелевские лауреаты, евреи – многие великие учёные, писатели, врачи, актёры, музыканты, шахматисты… Даже если бы я не родился евреем, я бы таковым себя называл, пока жив последний махровый антисемит. Кстати, я считаю, что евреи не хуже и не лучше других людей. Среди всех национальностей есть как золото, так и дерьмо.

Какая – то трусливая сволочь, прячась под ником, обвиняет меня, что я "стучал" во время работы Штаба защиты русских школ. 01.04.2003 г., созвав пресс–конференцию, я первым публично призвал народ к сопротивлению. Депутаты от ТБ/ДННЛ написали на меня кляузу в Полицию безопасности. Затем, - был создан Штаб защиты русских школ, начались акции прямого действия. Активным участником и организатором движения я был всё время работы Штаба. Судили меня за эту деятельность, правда, всего один раз 22.06.2004 года. Где был и чем занимался комментатор в это время, - неизвестно. Я считаю, что "обвинитель" трус, лжец и подлец и готов, несмотря на свой возраст – 64 года, доказать ему это на дуэли. Мой телефон – 29469414. Готов я подать и в суд за унижение моей чести и достоинства. Увы, подлец и трус мне свой паспорт не принесёт. Буду рад, если он докажет обратное.

И, наконец, кто-то спрашивает, а что я сделал сам? Описывать свою полуторагодичную деятельность в качестве депутата Рижской Думы и 12-ти летнюю деятельность депутата VII, VIII и IX сейма ЛР – не буду, - книги не хватит.

Мальчишкой, работая рабочим два года строил резекненский Комбикормовый завод и ещё добрый десяток зданий. Будучи зав. РОНО, построил две крупные школы, пять жилых домов для учителей, семь детских садов. За неполные две пятилетки ни один зав. РОНО в Латвии столько не построил, теперь уже никогда и не построит.

Защитив докторскую диссертацию, я лично и в соавторстве с доктором педагогических наук В.А.Бухваловым написал более 30-и книг и брошюр; мы выпустили в память о войне и Победе два видеофильма, кстати, за что, опять-таки, депутаты от ТБ/ДННЛ написали на меня "телегу" в Генпрокуратуру ЛР, затем её передали в ПБ, там и умерла.

В заслугу себе ставлю и то, что более 40 лет сею разумное, доброе, вечное в русской школе. 18 лет успешно работает, основанная мною, частная школа "Эврика". Работая чиновником МОН, - способствовал открытию 5-и польских, а также украинской, литовской, эстонской, еврейской, белорусской национальной школы.

За службу в армии, был занесён в Книгу почёта части, воинское звание – капитан. Всё могу подтвердить документами. Награждён почётными знаками: Отличник просвещения ЛССР, Отличник народного образования СССР, Отличник ГО СССР, Отличник ГТО СССР, серебряной медалью Балтийской ассамблеи, серебряной медалью Кембриджского биографического центра, памятной медалью ветеранов войны, памятной медалью "300 лет присоединения Лифляндии и Эстляндии к России"; стал лауреатом педагогической премии им. Латгальской просветительницы Валерии Сейле.

Перечень могу продолжить, но стоит ли. Сделал я, конечно же, мало, но дай Б-г вам столько же и больше.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!