В Валле де ла Луна доехал без потерь, скорее наоборот — приобрел изрядный слой дорожной пыли, равномерно покрывшей детали велосипеда, багаж и всю мою одежду. Пепельно-серый "прикид" был под стать открывшемуся виду, на все 100% оправдывающему свое романтическое название (букв. — Лунная Долина).
В огромном, примерно 10 на 15 километров естественном котловане разместился изумительный по красоте парк Ишигуаласто, в котором сохраняется не только уникальная природа, но и естественные разрезы земной коры, позволяющие шаг за шагом отслеживать историю нашей планеты.

Предметом особой гордости парка являются многочисленные кости динозавров, которые благодаря эрозии частенько выходят прямо на поверхность. Поэтому, невзирая на ужасную сухость и испепеляющую жару, палеонтологи работают здесь практически безвылазно, выкапывая все новые окаменевшие свидетельства бурной молодости нашей планеты.

Работники парка очень по-дружески отнеслись ко мне, предложив бесплатный кров, душ и, самое главное, возможность перемешаться по парку без сопровождения рейнджеров, что вообще-то категорически запрещено. На следующее утро, оставив все лишнее "дома" я поспешил в таинственную котловину, обрамленную короной из неприступных красных скал из глины и песчаника. По мере спуска пейзаж становился все более фантастическим, вызывая из памяти образы "Затерянного мира", "Земли Санникова" и "Путешествия к центру земли".

Вокруг вздымались странные холмы самых неожиданных форм и размеров, абсолютно безжизненные или с чахлым подобием растительности на склонах с глубокими промоинами. Они хранили на себе отпечаток абсолютной нетронутости и какой-то особой отчужденности от "верхнего" мира. Чем-то очень древним и забытым веяло от обнаженной земли. В тишине материализовавшегося времени я чувствовал себя путешествующим сквозь толщу тысячелетий: что ни поворот, то целая эпоха.

Глиняные пирамиды сменили гигантские каменные глыбы, среди которых вдруг открылось поле, заполненное множеством совершенно круглых камней, похожих на яйца динозавров. В какой-то момент даже подумалось, что встреча с живым динозавром меня бы уже вряд ли удивила.

Но вместо чудищ увидел грациозных гуанако, мирно пасущихся на склоне холма. И все вдруг встало на свои места. А может, я просто не рассмотрел древнее ископаемое, тихо притаившееся где-то до поры в Лунной долине парка Юрского периода?..

Местная природа научилась удивительно чутко реагировать на малейшие подвижки в рельефе и климате. На пути в Ла Риоху я был свидетелем того, как с изменением условий жизни вдруг исчезли мои любимые кактусы, уступив место зарослям невысоких деревьев с сочной ярко-зеленой листвой, которые, в свою очередь, на глазах сменились типичной саванной растительностью с отдельно стоящими зонтичными акациями.

Появилось много хищных птиц и различных насекомых. Нередко приходилось объезжать огромную саранчу или неторопливо дефилирующих пауков птицеедов. Стоит ли говорить, что каждая такая встреча становилась целым событием, заставляя напрочь забывать о стройных графиках и необходимости выполнять план.

На подъездах к населенной местности частенько стали попадаться миниатюрные часовенки. И если поначалу я мало обращал на них внимание, то вскоре придорожные божницы не только завладели умом, но и заинтриговали. Собственно, в них нет ничего необычного. В любой католической стране мира очень популярно возведение придорожных алтарей, где каждый верующий, остановившись, может вознести молитвы Всевышнему.

Как правило, это всего лишь кирпичная коробка метр на метр с крестиком наверху и небольшой иконкой внутри, изображающей Деву Марию с Младенцем или Иисуса Христа. Но увиденные мной часовенки слишком уж выделялись на фоне привычных: некоторые, расположенные на естественных возвышенностях, были буквально обложены пластиковыми бутылками с водой. Другие отличались ярко-красным цветом, красными же флажками по бокам и такого же цвета утварью. Но главное — в центре, на фоне креста стоял не Иисус, а молодой ковбой-гаучо!

Интересно, что опрошенные мною богомольцы не смогли внятно объяснить, откуда взялись эти часовни, и какие истории связаны с их появлением. Это, впрочем, нисколько не мешало им возносить молитвы. Сгорая от любопытства, я решил во что бы то ни стало разобраться. Однако, вопреки ожиданиям, потребовалось несколько долгих недель, прежде чем перелопатив кучу информации, по крупицам мне удалось-таки наконец выяснить, в чем дело.

Ниже привожу вашему вниманию две грустные легенды, любопытные прежде всего тем, что наглядно показывают, как реальные события обрастают домыслами и даже становится предметом религиозного культа. При этом я искренне уважаю чувства верующих (к сожалению не всегда знающих, чему они поклоняются).

История первая. Дифунта Корреа (букв. гибель Корреа)

В 1840 году, в городе Сан Хуан жил весьма почтенный и образованный старик Дон Педро Корреа, который был очень дружен с губернатором округа и даже являлся его неофициальным советником. К сожалению, у губернатора было немало политических врагов. После его смерти, осмелев, они стали преследовать семейство Дона Педро. Особенно доставалось его хорошенькой дочери. Завистники и оппоненты, жаждущие смерти старика, буквально прохода не давали бедной девушке, склоняя ее к браку с представителем противоположного лагеря.

Но гордая Корреа вышла замуж за любимого человека и даже родила от него ребенка. Вскоре отцу и мужу девушки пришлось бежать из города, поскольку заочно недобрoжелатели уже вынесли им смертный приговор и лишь ждали удобного момента для расправы. Оставшись одна, Корреа не смогла жить в страхе за свою жизнь, жизнь своего ребенка и близких. И вот однажды, отчаявшись, она решила бежать в Ла Риоха, за несколько сотен километров, через пустыню, туда, где надеялась укрыться в безопасности. Девушке так и не суждено было добраться до цели. Измученная, она умерла от жажды на вершине маленького холма, на котором ее и заметили проезжавшие мимо торговцы. Каково же было их удивление, когда в объятиях трупа они заметили живого ребенка, сосущего мертвую грудь. По преданию, последнее, о чем умирающая женщина молила Господа, было не дать иссякнуть молоку в груди.

Корреа похоронили неподалеку от рокового холма. А спустя некоторое время люди, потрясенные рассказом о чуде, начали приходить на могилу девушки, принося с собой цветы и воду, чтобы она никогда больше не нуждалась в живительной влаге. Взамен паломники просят помочь им избавится от болезней, решить семейные проблемы, найти свой жизненный путь, обещая в случае помощи принести самое ценное, что у них есть. И действительно в некоторых местах, у алтарей можно увидеть боксерские перчатки, велосипеды, иконы, одежду, отдельные детали от автомобилей и даже полный свадебный наряд невесты. А относительно недавно появилась организация, которая стала эти вещи собирать и раздавать нуждающимся. Ее представители даже бесплатно дают на прокат свадебные платья тем бедным девушкам, семьи которых не в состоянии купить наряд новобрачной.

История вторая. Гаучито Хиль (букв. маленький гаучо Хиль) или Крестовый Хиль

Примерно в 1847 году, в провинции Корьентес родился мальчик, которому дали имя Хиль. Это было смутное время борьбы различных группировок за власть. Поэтому как только молодой человек достиг совершеннолетия, его призвали в одну из армий местных борцов за власть. Хиль отказался подчиниться, справедливо считая, что нет более постыдного и грязного дела, чем война между соотечественниками. Его объявили дезертиром, и юноша вместе с единомышленниками вынужден был скрыться в окрестных горах. Вскоре он прославился тем, что стал вести образ жизни благородного разбойника: грабил богатых и нечистых на руку землевладельцев и раздавал их имущество несправедливо обделенным. Современники утверждали, что Гаучито способен был лечить руками, снимать боль и даже гипнотизировать людей. Как бы там ни было, но однажды его заманил в ловушку и схватил военный патруль.

Рассказывая на допросе о причинах дезертирства, Хиль поведал, что видел сон, в котором ему явился один из богов индейцев гуарани и сказал, что вовсе нет причин для кровопролития и вражды между братьями. Поэтому, подчиняясь голосу, он-де и ушел в горы. Над молодым человеком посмеялись и решили пeредать дело военному трибуналу, который располагался в городке Гома.

В дороге, сопровождавший узника сержант по какой-то причине решил убить Хиля. Юноша просил этого не делать, поскольку благодаря ходатайству родственников, приказ о его помиловании был уже в дороге, и если сержант не одумается, то вместе с бумагой о помиловании получит и страшную новость о неизлечимой болезни единственного сына.

Хиля, несмотря на отчаянные мольбы, привязали за ноги к дереву. И последнее, что выкрикнул Гаучито, было следующее: "Ты, который прольет сейчас кровь невинного, проси меня через Бога сделать чудо, и я спасу твоего ребенка!" Попытка расстрелять Хиля ни к чему не привела — пули отскакивали от тела, будто заговоренные. Тогда взбешенный и напуганный сержант подбежал к жертве и собственноручно перерезал яремную вену. На землю пролилось много крови…

По прибытии в Гома все случилось так, как и предсказывалось. Упав на колени, сержант взмолился, с ужасом поняв вдруг, что натворил. И, о чудо! На следующее утро безнадежно больной сын убийцы встал с постели.

Сержант вернулся к месту преступления и вырезал большой крест из того самого дерева, на котором висел Хиль, установив его в месте, где пролилась невинная кровь. Именно поэтому все, что связано с культом Гаучито, должно быть красного цвета: свечи, кресты, цветы и даже посуда. В народе, особенно в среде гаучо (о них я еще расскажу) история о непризнанном официальной церковью святом стала очень популярной. Считается, что чудесная сила Гаучито помогает всем обездоленным и несправедливо обиженным. А в северо-западных пампасах его почитают как скорого помощника и покровителя путешествующих.


Благополучно миновав маленький, словно игрушечный, городок Ла Риоха, я довольно быстро оказался в засушливых гористых пределах провинции Катамарка с ee продуваемыми насквозь долинами и многочисленными солончаками. К описываемому времени я успел уже несколько раз обгореть, и постоянно слезающая кожа стала для меня таким же привычным явлением, как восход и закат на вечно голубом небе.

Ноги и руки приобрели здоровый бронзовый оттенок, а заметно налившиеся и окрепшие мышцы создали то, что я называю чувством психологического комфорта. Я очень люблю это дорожное преображение, поскольку всякий раз заново ощущаю себя двадцатилетним мальчишкой, которому любые трудности нипочем. Безжалостное время вдруг ослабляет свою мертвую хватку, давая вновь почувствовать себя полным сил оболтусом, без оглядки пускающимся в самые дерзкие авантюры. К сожалению, город превращает нас в ходячие развалины, расхолаживает, безвременно старит.

А здесь, среди трудностей пути, на свежем воздухе, да на лоне суровой природы вновь чувствуешь себя настоящим мужчиной. Вслед за этим сладостным ощущением приходит чувство уплотнения времени, когда часы и минуты пролетают столь незаметно, что невольно начинаешь оперировать целыми неделями и даже месяцами. А может, это мое время остановилось и летит оно вовсе не здесь, а там, в далекой Латвии?

Продолжение следует


Спонсоры путешествия:

Техническая поддержка: SIA Veloserviss (велотехника), Bask (одежда и экипировка).

Информационная поддержка: Интернет-порталы DELFI и Apollo, радио SWH+, газеты "Телеграф", Lauku avize (приложение Majas viesis), Посольство России в Латвии. Каждую пятницу в 16.15 Александра Вовния можно услышать в прямом эфире радио SWH+ на волне 105.7 FM.


Путешествие по маршруту Аргентина — Парагвай — Боливия — Перу — Эквадор — Бразилия общей протяженностью около 10 000 км рассчитано на 8 месяцев. Вовний везет с собой багаж весом около 70 кг, при этом большая часть приходится на фото- и видеоаппаратуру. В рамках своего кругосветного путешествия Вовний объехал уже 42 страны, расположенные на четырех континентах (Европа, Азия, Австралия, Африка).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!