Foto: Publicitātes foto

О чем решили Ангелы, которые не Меркель? Уместен ли юмор во время войны? Можно ли отменить зиму в отдельно взятом городе? Почему лучшим политиком был Черчилль? Как получить звание Народного вне очереди? Один из самых ярких участников комик-труппы "Маски-шоу" Борис Барский дал интервью порталу Delfi накануне приезда в Латвию для участия в юбилейном концерте своего рижского друга Стаса Флоренцева.

Отличительная черта самой неотразимой и романтичной "маски" Бориса Барского — усы. Артист утверждает, что это его дань семейной традиции: "И у отца были усы, и у мамы, и у бабушки, и у кота. Они как начали расти, так я их никогда и не сбривал лет с 16-17. В 18 пробовал бороду добавить, но не понравилось. Когда мне вслед говорят, что прикольный дед пошел, думаю: прикольный – это нормально, а про деда это они рано". В том, что этот так, убеждаешься с первых фраз Бориса Барского — его чувству юмора не страшны ни война, ни национальный вопрос, ни лютая зима.

В Ригу Барский приезжает для участия в концерте по случаю 30-летия творческой карьеры рижского шоумена, радиоведущего и актера Стаса Флоренцева "Стас и конферанс". На клич "эй, ребята, тут у меня юбилей нарисовался!" откликнулись также Максим Леонидов (бит-квартет "Секрет"), Алексей Кортнев ("Несчастный случай"), Камиль Ларин ("Квартет И"), Игорь Иващенко ("Мимиричи") - все они выйдут на сцену Дома конгрессов 5 ноября.

"Маски в ресторане": выход Стаса Флоренцева в 5.33, Бориса Барского - в 20.18.

- Вы как со Стасом Флоренцевым познакомились?

- Вот это неожиданный вопрос! Это ж было в прошлом тысячелетии. По-моему, мы дружили не то с прошлой, не то с позапрошлой жизни. Говорят же, что люди никуда не уходят и ниоткуда не приходят. Стас часто гостит у нас в Одессе, снялся в фильме "Маски в ресторане", где играл бизнесмена. Когда мы приезжали в Ригу на фестиваль клоунады, всегда шли к Стасу на эфир в шесть утра. Для меня всегда было загадкой, как у него получалось до часу ночи гулять в клубе, а потом вставать в пять утра бодреньким и веселым…

- И все же заглянем в прошлое тысячелетие: тогда в Риге вы бывали чуть не каждый год, а потом резко пропали — куда?

- Так ангелы на небесах решили - не Меркели-ангелы, а которые с крылышками. В прошлом тысячелетии у нас никогда не было своего дома — вели кочевую жизнь, как цыгане, гастролировали по городам и странам. И тут в Одессе выдался хороший мэр, который сказал: ребята, я вас люблю — говорите, чего вам в жизни не хватает. Мы и говорим: дома. Одесса нас любит, а мы - ее, но жить нам тут негде. Мэр отвечает: подойдите через два дня. И он придумал - отдал нам старый кинотеатр, который висел на балансе города. Мы въехали в наш театр с головой. Сделали ремонт, сменили мироточащую крышу, стали нарабатывать репертуар — все сами.

На сегодня у нас в программе 11 авторских спектаклей. Кроме "Масок", в них играют наши друзья из видеожурнала "Каламбур". Мы так увлеклись театром, что не заметили, как из выпали из "ящика". Сейчас очень гордимся тем, что нас получилось. Хочется, чтобы для всех тут было уютно, красиво и смешно. Недавно проглядывал, сколько мы всего за нашу жизнь навыдумывали — 11 сценических программ и более 80 серий маски-шоу. Редкая рок-группа может похвастаться таким числом альбомов.

Как-то к нам приезжал продюсер из Канады, который хотел, чтобы мы сделали пародии на фильмы "Гладиатор" и "Титаник" - он был в шоке от нашего театрального ассортимента. В добавок к программам, у нас есть "Диннер-шоу": мы работаем в кабаке, постепенно подключая к действию всех посетителей — к концу ужина уже они нас развлекают, а мы сидим за столами на их местах и апплодируем. Жора Делиев, ко всему прочему, пишет картины и создал рок-группу, которая играет панк-рок, а я пишу книги. В итоге канадский продюсер сказал, что мы — ненормальные, что это неправильно заниматься сразу всем — надо чем-то одним, и только тогда можно чего-то добиться.

Кстати, мы еще вошли в Книгу рекордов Гиннеса по числу лет труппе, которая работает в неизменном составе — как вместе начинали, так и до сих пор вместе. Когда вручали звание, "Маскам" был 31 год, а сейчас — 34.

Foto: Publicitātes foto
- А я слышала, что после 2014-го года "Маски" раскололись — одни по одну сторону баррикад оказались, другие — по другую.

- Клоуны на баррикадах — это бы слишком смешно выглядело! Никто никуда не уходил, да и Одесса — город спокойный относительно всяких революций.

- Угу. И сразу на ум приходят Потемкинская лестница с коляской и недавние трагические события в Доме профсоюзов.

- Эту ситуацию нельзя рассматривать однозначно: эти хорошие — те плохие. Людей обманули — и с одной, и с другой стороны. Времена такие, что надо стараться быть добрее ко всем и обходиться без категоричности ко всему, что происходит вокруг. Это политические игры. Я знаю четко, когда политики хотят отвлечь народ от серьезного воровства или мошенничества, они подбрасывают языковой вопрос — люди начинают кидаться друг на друга, а под шумок проводятся законы, от которых потом волосы дыбом встают.

- Увы, так не только у вас!

- Как-то во время гастролей в Сочи ко мне подошли люди и говорят: русских там притесняют — мы вас защитим! А я у них спрашиваю: "А от кого вы меня хотите защитить? В нашем театре идут пять моих пьес на русском языке, у меня вышло восемь книг на русском… И ни у кого не возникает ко мне вопросов на языковую тему. У нас в театре вообще нет постановок на украинском, но украиноязычные зрители после спектаклей подходят и говорят спасибо. Мы друг друга отлично понимаем. У меня в семье половина родственников живет на селе и говорит на украинском — я их прекрасно понимаю, говорю с ними по-русски, а они со мной — по-украински… Украина дала мне и Делиеву почетные звания Народных артистов.

- За какие заслуги?

- Тут мы проявили легкий авантюризм. Обычно, народных дают не раньше чем через 4-5 лет после заслуженных. А тут прошел год или два, и я говорю Делиеву: что-то давно нам званий не давали — может, подадим заявку? И подали. Нас любят — дали. Теперь скажи, как можно меня еще больше ущемить? Да, страна должна говорить на своем национальном языке, но этот вопрос не может стоять во главе угла — есть куда более первоочередные проблемы.

Если честно, мне всегда тяжело говорить про политику, потому что не знаю ни одного порядочного политика. Помню, в 90-х мне предложили дать интервью в прямом эфире какого-то телеканала в Лос-Анджелесе. Они уточнили: на какие темы с вами можно говорить? Я ответил: на любые. Они удивились. Мы долго обсуждали философию, смысл жизни, любовь, женщин, а потом меня спросили, какой политик вам больше всего нравится? Я ответил, что из наших — никто — все они какие-то бесполые, а вот ваш Клинтон — сразу видно, что мужик. И тут наш разговор прервался...

На мой взгляд, лучшим политиком был Черчилль. Он когда закладывал бюджет, потребовал выделить деньги на искусство. Ему возразили: война идет — какая культура?! А он ответил: а ради чего мы тогда воюем?

В начале 2000-х мы с Жорой Делиевым тоже как-то надумали баллотироваться в Горсовет. Организовали "Самую дурацкую партию Украины" и переживали, что кто-нибудь нам завистливо скажет: а почему это именно вы — самые дурацкие?! Делиев прошел, а меня не пустили, потому что в моей программе стояло предложение "отменить в Одессе зиму!"

- И что, одесситам не понравилось?

- Они сказали, что это нереально. На что я возразил: когда другие вам нереальное обещают, вы почему-то верите! А я по-честному хотел. Зимой-то у нас погода паршивенькая: ветры дуют, промозгло и серо. Разве плохо, чтобы весна, лето, бабье лето, осень… весна, лето, бабье лето…

- А чего все бабье да бабье?

- Да при теплых бабах мы и так как сыр в масле катаемся. На эту тему есть старый одесский анекдот. Жена Фирочка ругает своего мужа: Сеня, ты бездельник, тунеядец, неудачник и никчемный человек, а я тебя и кормлю, и пою, и обстирываю, и даже сплю с тобой! А он: и после всего этого ты называешь меня неудачником?

Foto: Publicitātes foto
- А почему Делиева все же выбрали — он что ценного народу пообещал?

- Повкручивать лампочки и заасфальтировать ямы. И четыре года честно этим занимался, даже специального человека нанял за свой счет. Жора свой срок отслужил, а потом сообщил, что больше ему не хочется.

- Приходилось ли вам выступать в зоне военного конфликта?

- В 2015 году у нас были гастроли в городе Краматорске, который пять раз переходил из рук в руки. Как в кино "Свадьба в Малиновке" - сперва белые пришли, потом красные… Поездка была смешная. Я обещал им на 1 марта спектакль "Дикарь или несколько слов в защиту пещерного человека", посмотрев, что до того у нас в театре спектакль 28 февраля, и решив, что в запасе еще 29-30-31... февраля. Забыл, что в этом месяце всего 28 дней. Когда спохватились, было поздно что-то отменять.

Выехали в ночь на своем микрике со всем реквизитом. В том районе были сняты все опознавательные знаки городов, сел и дорог — ехали по навигатору. Под утро дорога, как в сказке, разделилась на три. И ни одной таблички. Пробуем направо ехать — навигатор пишет "28 км до города", налево — 32 км, а прямо — 19 км… Мы и поехали вперед по "короткой" проселочной дороге, которая вскоре превратилась в тропинку по чернозему. Через пять километров сели на пузо и пошли собирать веточки, чтобы вылезти. Ничего не помогает. Звоним устроителям — они спрашивают: какие ориентиры? Мы говорим: поле. Нам сказали брать то, без чего не можем работать, и идти до ближайшего села.

Взяли, что смогли, в соседнем селе нашли водителя с машиной и добрались до Краматорска. Приехали за полчаса до спектакля — установили сцену из собранного местными реквизита и блестяще отыграли на адреналине. После выступления зрители подходили за автографами и каждый второй спрашивал: слушайте, а че вы полезли на минное поле?! Тут у нас начали волосы на голове шевелиться.

Думаю, пока люди не разучились воспринимать юмор и веселиться — страна живет.

- Недавно была в Киеве, там и вправду не чувствуется, что где-то совсем недалеко в стране идет война.

- И кто-то зарабатывает на ней большие деньги — и с той, и с другой стороны. Нас часто спрашивают, как мы можем шутить, когда в стране идет война. Но ведь и во время второй мировой бригады артистов привозили на фронт не гнетущие спектакли, а наоборот, делали все, чтобы поднять дух. Какая бы тяжелая ситуация ни была, есть молодое поколение, которому не запретишь радоваться жизни и влюбляться — им не скажешь, что не время сейчас любить, как женщине на шестом месяце беременности не скажешь: ты сейчас не рожай — не время, потерпи пару лет. Жизнь продолжается!

Также мне непонятно, почему мы начинаем делить артистов на плохих и хороших? Птицы к нам прилетают из России — мы же не отсылаем их обратно, потому что они "ватники"? Вот и артистов не надо впутывать в политику.


Танец чашек и самовара. В роли самовара - Борис Барский.

- В этом году Полунин в очередной раз привозил свою "Снежную симфонию" в Ригу. Ее коронный номер - "Блю-блю-блю, канари..." В вашем репертуаре сохранилось нечто подобное?

- Да. У нас есть программа "Маски в кубе", которая полностью состоит из лучших номеров за все годы. Это и вокальный дуэт "Мана-мана, тыч-тыч, тыры-рым", и "Танец самовара и чашек", и "Опоздавший на электричку". С этой программой мы ездили по европейским фестивалям клоунады. Если юмор общечеловеческий — его все понимают. Кстати, как раз сейчас Жора Делиев уехал играть в шоу Полунина с Гидоном Кремером, а раньше мы вдвоем ездили с этим шоу.

- Вы еще и в кино активно снимаетесь?

- Да, в прошлом году отсняли фильм по пьесе нашего драматурга Гарика Голубенко "Одесский подкидыш". Я там играю маразматичного художника 70 лет, у которого нет семьи, жена ушла, и он решает завести ребенка. Ему из Дома малютки присылают 10-летнего зэка. Сюжет смешной и трогательный. Мы сыграли его в театре, а потом решили сделать кино. Два года искали деньги, а когда объявили краудфандинг — собрали. Получилась обалденная картина.

До того мы ни разу не связывались с прокатом фильмов, а тут поехали в Киев на сходку кино-дистрибьюторов. Там преобладали психоделические картины с окровавленными топорами, после которых не возникает вопросов, почему в такой-то школе столько-то школьников перестреляли. Надеялись, что наша добрая и душевная комедия все это уравновесит — как добро и зло, день и ночь… Ходили, шутили — думали, что обаяли всех дистрибьюторов. Но почему-то после презентации очередь к нам не выстроилась. В итоге Делиев потом три или четыре месяца сам ездил по городам Украины и показывал наш фильм.

- Стихи сейчас пишутся? Время поэтичное или нет?

- Тут у меня получилась пауза. В какой-то момент пришлось стать директором театра, чтобы заполнить зал юными зрителями и разбираться с экономической ситуацией. Сейчас у нас каждый день что-то происходит. Пока всем занимался, свои идеи пришлось отложить в сторону, но думаю, что они никуда не денутся — обработанный камень на земле не валяется.

- Тогда можно какое-нибудь четверостишье для рижан!

- Я когда-то его на пару с Александром Сергеевичем Пушкиным придумал:

Я вас любил так безнадежно,

Не упрекая, не виня,

Так пылко, бережно и нежно,

Как дай вам бог любить меня!

- Чего ждать от Бориса Барского в Риге?

- Привезу вам солнечный одесский дух и глоток веселого черноморского воздуха, который питает оптимизмом и разбавляет сдержанное балтийское настроение. Правда-правда. У нас тут такое хорошее бабье лето стоит — больше 20 градусов тепла! А недавно мне рассказали очень смешной свежий одесский анекдот:

Встречаются два одессита и один другому говорит:

- Сеня, я вчера был на дне рождения — там какой-то мужик хотел вдарить мне по морде!

- А почему вы решили, что он хотел?

- Потому что он-таки вдарил!

- Так, если он вдарил, то почему вы говорите, что хотел?

- Потому что, если б не хотел — он бы и не вдарил.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!