Foto: Kadrs no filmas

Латвийский режиссер анимационного кино Владимир Лещёв работает два-три года над каждым фильмом, который длится от 4 до 9 минут. Одна секунда на экране — до 24 картин, созданных вручную. Акварелью, маслом, тушью или даже простым чаем. Его свежая работа — фильм Comeback - посвящена советскому детству, погруженному в хоккейные баталии на ледовой площадке родного "Чекурильника" и в головах политиков 70-х, для которых спорт был одним из видов холодной войны. В этом году Лещёва назвали "персоной" Рижского международного кинофестиваля, где 18 октября в 16.30 покажут его лучшие работы. Накануне режиссер пообщался с порталом Delfi.

Свои многочисленные награды разных международных фестивалей Владимир Лещёв хранит в ящике, который, похоже, давно сыграл… в ящик - художник толком не помнит, где он находится. Лещев просто всегда делал то, что ему нравится, не просчитывая, понравится ли это другим. Но сотням тысяч зрителей его работы заныривали глубоко в душу и оттуда прорастали алыми акварельными маками и полупрозрачными крыльями мечты. Только в Бразилии, на одном из крупнейших и самых престижных анимационных фестивалей, его мультфильм "Крылья и весла" посмотрело 180 тысяч зрителей..

- В одном из интервью вы сказали, что "Оскар" вам не нужен и ничем не поможет, потому что "оскароносных" аниматоров мало кто знает. В этом году вас назвали "Персоной Рижского кинофестиваля" - это для вас что значит?

- Захотелось им сделать — вот и сделали. Я тут ни при чем. Если мне сегодня позвонят и скажут, что все отменилось, ну и слава богу, не надо лишний раз ехать в Ригу. Я бы даже сказал, что этот факт заставляет немного задуматься. Когда начинают устраивать твои ретроспективы и творческие встречи… появляется ощущение вечеров "кому за 70", а я в пенсионеры пока не тороплюсь.

Я всегда делал, что хотел и что мне нравится, а дальше… наверное, удачное стечение обстоятельств. Допускаю, что делал фильмы, которые оказались актуальны. Видимо, люди именно этого ждали… Но когда я работаю, то не думаю о том, чтобы понравиться зрителям… Есть, скажем, студии Disney, Pixar - это примеры совмещения искусства и бизнеса. Они все идеи сперва изучают, проводят исследования — что публика будет покупать, сколько готова платить… И только потом думают, как реализовать. Это не мой путь.

- На свой путь вы встали в 31 год — поехали учиться в Швецию. А что было до?

- До этого ерундой занимался. Тогда в 90-е надо было просто на что-то существовать. Я работал везде, совмещая не очень полезное с не очень приятным — телевидение, рекламные агентства… Но и этот опыт пригодился потом. Я всегда любил рисовать и в какой-то момент понял, что мои рисунки тоже могут жить... Как только появились финансовые возможности, поехал учиться углубленно.

- Почему Швеция, а не Россия, на мультфильмах которой мы выросли: Норштейн, Татарский, Хитрук?

- Причина проста: Москва была гораздо дороже. Мы же стали иностранцами. Эту тему мне доходчиво объяснили работники Российского консульства. Там сидели тети за окошками с микрофонами, как на вокзале. Я что-то переспросил, тетя повысила голос. Я спросил: а мы не можем говорить спокойно, мы же с вами русские люди? На что тетя гордо объявила: нет, вы больше не наш человек — вы иностранец! Так что поехал я учиться в Швецию, в крохотный провинциальный городок — там образование бесплатное, оплачивать надо было только проживание.

Когда вернулся в Ригу, толком не знал, что дальше. У меня были две работы, которые я и моя шведская школа засылали на разные фестивали. Однажды мне написала живущая сейчас в США латышская аниматор Сигне Баумане — она порадовалась, что увидела новое лицо на международном фестивале и посоветовала, куда идти. Потом был удивленный звонок из нашего Киноцентра: а кто ты такой, почему твои фильмы на фестивалях, а мы тебя не знаем? Встретились, мне предложили не замыкаться в себе и подавать проекты на финансирование… Но понятно, что это право надо заслужить. Поэтому я своим студентам объясняю, как важен первый фильм, отправная точка…

- Ваш последний фильм Comeback — про наше советское детство. За последние годы в Латвии снято прямо много работ, посвященных осмыслению советской тематики и homo soveticus. В том числе анимационный фильм "Моя любимая война" Илзе Бурковски-Якобсен, получивший приз в престижном Анси… В этих работах много боли. От вашего фильма такого ощущения не исходит…

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!