Новый сборник эссе Александра Гениса "Шесть пальцев" — это… именно новый сборник. Произведений разных лет. Шесть книг, объединившихся в своеобразный "роман воспитания", интеллектуальную автобиографию, рассказанную в разных жанрах.

Читатель наверняка здесь найдет то, что уже где-то читал, но в то же время откроет для себя что-то новое. Тут ведь как: в многочисленных изданиях очерков этого автора,  самого тонкого и удачливого эссеиста последних двух десятилетий, впору запутаться.

Вот "Трикотаж", открывающий данную книгу. Издавался как отдельно (мизерным тиражом, давно не сыскать), так и в трехтомнике "Раз! Два! Три!" (кажется). В любом случае, давно является библиографической редкостью.

Второй "палец" - "Темнота и тишина". Это как раз то, за что сам Милорад Павич назвал эссеистику Гениса "пульсирующим потоком взрывов". Дзен изящной словесности. Другим определениям не поддается...

Третья книга сборника - "Пейзажи". Тоже уже встречалась читателю. " В этой книге автор поочередно описывает ту среду обитания, что радовала его цветом, полом или особой природой". География широка - от Америки до России.

Четвертый палец наиболее интересен - "История моих народов": "здесь автор признается в любви к прошлому тех стран и культур, которые он хотел бы считать своими, если те не против".

Напомним тут, что Александр Генис родился в Рязани, вырос в Риге, а живет в Нью-Йорке (горячо интересуясь при этом всем остальным миром, американским, европейским и азиатским).

Забыв про два оставшихся "пальца", мы остановимся на "Истории моих народов".

Вот открывается "Окно в Европу" (авторское посвящение: "Рудольфу Виксниньшу с благодарностью").

"В детстве я видел трактор, вырезанный из янтаря. Казалось, что внутри абрикосовой мякоти заперт свет еще молодого солнца..."

"Я понял, что вырос в Европе лишь переехав в Америку. Мои друзья совершили это открытие, не покидая дома. Рига, скажу я - единственный русский город Европы, хотя с этим вряд ли согласятся все его жители - и русские, и латыши.

В таможне, приготовившись к встрече с изменившей мне родиной, я поздоровался по-местному:

Sveiki!
Здорово, коли не шутишь, - улыбнувшись, ответил белобрысый пограничник, бегло взглянув в мой паспорт..."

"Сейчас, собственно, вся страна - такая: просторная, пустынная, бездельная. Латвия выглядит новорожденной - она еще только учится быть государством...

Впрочем, теперь так живут многие. Мы вступили в эпоху декоративных государств. По пути в общее будущее глобализация вернула истории вкус к средневековой раздробленности...

В мире, где террор и экология, банк и интернет, молл и супермаркет, бестселлер и блокбастер упраздняют суверенитет, автономия становится поэтическим идеалом, культурологической конструкцией и историческим вымыслом.

История, - подтвердил Марис, - наш Голливуд: фабрика иллюзий, державная индустрия, производящая ложную коллективную память, на которой строится государство. Оно, как учил Гегель, есть форма народной души.
- А что делать, - спросил я, - если души две?
- Не знаю, - честно ответил Марис, - я и одной-то не видел..."


• Дом Москвы (Марияс 7)

• ул. Гертрудес 7

• ул. Персес 13

• ул. Дзирнаву 102

• ТЦ Alfa (Бривибас гатве 372)

• ТЦ Dole (Маскавас 357, 2-й этаж)

• ТЦ Talava (Сахарова 21)

• ТЦ Origo (Стацияс лаукумс 2, 1-й этаж)
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!