Foto: Jānis Pipars (press-foto)

Латвийский номинант на "Оскара" 2013 года режиссер Евгений Пашкевич снимает новую картину "Что знает тихая Герда?". Государство выделило на эту работу более полумиллиона евро. В роли балтийского немецкого барона Фиттингофа - известный российский актер Леонид Ярмольник. Картину покажут к 100-летию Латвии.

Действие картины, чей жанр обозначен, как психологическая комедия (бурлеск), разворачивается в наши дни в замке под Ригой. Его владельцы, семья балтийских немцев баронов Фитингофф, чтобы скопить денег на реставрацию своего родового поместья Vietinghoff, открывают в нем культурно-этнографический пансионат особого профиля. Здесь воссоздан интерьер и атмосфера 30-х годов прошлого века. Постояльцы, приезжие из разных стран, оставляют все атрибуты современной жизни - одежды, транспорт, средства телекоммуникации - при входе в пансионат. Девиз отдыха в Vietinghoff не особо настраивает на общение: "Если возможно – промолчи". Трехнедельный зной угнетающе воздействует на столь разных людей: все они, в той или иной степени, оказываются на грани помешательства – современный мир в их сознании смешивается с реалиями прошлого...

Foto: Jānis Pipars (press-foto)
На фото - Северия Янушаускайте (баронесса Эмма).

Фильм снимается в копродукции с Литвой. В потомках немецких баронов Ярмольник оказался 37 лет спустя после восхитительно смешной роли сына барона Мюнхгаузена Феофила в фильме Марка Захарова. Роль супруги барона (Ярмольника) исполняет литовская звезда Северия Янушаускайте, которая после успешного старта в фильме режиссера Анны Меликян "Звезда" (2014) нарасхват и в российском кинематографе. В картине также занят ансамбль ведущих актеров трех балтийских стран – Леонардас Победоносцевас (Литва), Арвидас Дапшис (Литва), Мерле Палмисте (Эстония), Керта Таммярве (Эстония), Гундарс Аболиньш, Гатис Гага, Андрис Апинис, Инесе Пуджа. По мнению создателей фильма, такая команда заранее обеспечивает ему широкий резонанс в Балтии, России и за их пределами. Права на прокат по всему миру уже на сценарной стадии закупила французская компания Wide.

Фильм Пашкевича получил самое большое финансирование от государства среди всех подавших заявки на ежегодный конкурс Национального киноцентра – 400 989 евро. В следующем году обещали дать еще 129 тысяч евро.

Образ пансионата Vietinghoff (Фиттингоф) составлен из разных видов нескольких латвийских замков: экстерьеры Дундагского замка с интерьерами Цесвайнского и Нурмуйжского замков. Также в съемках задействованы два храма – католическая церковь св. Лауренция в Вецпилсе и иецавская лютеранская церковь.

Foto: Jānis Pipars (press-foto)
На фото - Гундарс Аболиньш (священник Гектор).

Новая работа Евгения Пашкевича получила самое большое финансирование от государства среди всех конкурентов, подавших заявки на ежегодном конкурсе Национального Киноцентра – 400 989 евро. Как рассказал режиссер, если все пойдет по плану, плюс в следующем году ему обещали дать еще 129 тысяч евро, кроме того, около 170 тысяч евро удалось привлечь со стороны – от частных спонсоров.

Такое внимание к режиссеру вполне заслужено, ведь его предыдущая картина "Гольфстрим под айсбергом", презентованная на Московском международном фестивале, получила главный национальный приз "Большого Кристапа" и "Бронзового грифона" Санкт-Петербургского международного "Фестиваля фестивалей" и привлёк внимание на множестве других мировых кинофестивалей. В итоге фильм номинировали от Латвии на "Оскара". Три киноновеллы по мотивам произведений Анатоля Франса рассказывали о первой жене прародителя Адама роковой красавице Лилит и ее ненасытных, бессмертных и безгрешных дочерях в разновременных ее проявлениях. В сюжетах под названиями "1664", "1883", "1990" снялись звезды российского кино Алексей Серебряков, Вилле Хаапасало, Ксения Раппопорт, Татьяна Лютаева и звезда Рижского ТЮЗ Ольга Шепицкая.

Foto: Jānis Pipars (press-foto)
Этот момент съемок "Тихой Герды" неизбежно навеивает ассоциации с доном Руматой из картины Германа "Трудно быть Богом". И погода похожая - непогожая...

Называть Пашкевича баловнем судьбы не приходится: съемки Гольфстрима были запущены в 2000-м году, а на экраны он вышел лишь в 2012-м. В этом смысле латвийский режиссер мог вполне бы конкурировать с другим чемпионом долгосъема – Алексеем Германом. Тем более что в новелле Пашкевича "1664" снялся любимец российского режиссера Юрий Цурило ("Хрусталев, машину!", "Трудно быть Богом"). В отличие от Германа, Евгений Пашкевич большую часть времени находился в поисках денег.

Также непросто и победоносно складывалась и первой полнометражной картины Евгения Пашкевича "Дни человека", созданной в 1989 году экранизации литературы Андрея Битова по сценарию Сергея Соловьева. В советской Латвии она была показана лишь раз, после чего прокатная система развалилась. Фильм попал в престижную "Панораму" Берлинского фестиваля, а вскоре – в Гарвардский киноархив. Доктор киноведения Влада Петрич картину сразу полюбил и начал вставлять в свои лекции про процесс подсознания в кинематографе.

Foto: Jānis Pipars (press-foto)
На фото: Евгений Пашкевич и Леонид Ярмольник обсуждают сцену.

И вот третье большое кино большого режиссера. "Вы знаете, что у Пашкевича есть много общего с Германом?", - спросила я у Леонида Ярмольника, исполнителя главной роли в последнем полотне великого россиянина "Трудно быть богом", работа над которым продолжалась 14 лет, и обладателям латвийского вида на жительство. "Знаю, - ответил актер. – Я готов".

"Как идет процесс? – поинтересовалась я у Пашкевича. "За две недели отсняли половину. К 10 октября закончим все основные съемки в этом году – всего 24 дня. Плюс пять съемочных дней в конце мая начале июня следующего года в Литве. Все идет омерзительно быстро!" - признался режиссер.

Foto: Jānis Pipars (press-foto)
На фото: Леонид Ярмольник с литовским коллегой Леонардасом Победоносцевасом.

Бюджет 700 000 евро на картину с историческими интерьерами и отсылами в прошлый век – это на грани фантастики. И все же хочется верить, что новая картина Пашкевича, чья актуальность сюжета была оценена отборочной комиссией в 3 пункта из 12, а художественные качества – на высший бал, станет достойным украшением празднования 100-летия Латвии. Ведь трудно найти режиссера, который бы так стойко терпел невзгоды вместе со своей страной, не раз имея возможность уехать в более сытные края.

"Я всегда твердо позиционировал себя в Латвии, - говорит Пашкевич. - Здесь меня сделали, выкормили, вырастили, дали все плохое и хорошее, здесь, надеюсь, и умереть – почему я должен куда-то уезжать? Я знаю, что если буду сильно крутить головой, вихлять задницей и дергать ножками-ручками – они оторвутся. И я погибну, потеряв целостность. Нет, я как самурай, буду переть на свою горочку, где у меня кое с кем назначена встреча, рассчитывая только на свой внутренний ресурс, а трудности на пути – вопрос тактики".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!