Foto: Kadrs no video
Победить болезнь, осчастливить миллионы и прожить жизнь по-своему. Что мы узнаем из нового документального фильма о восьмом чемпионе мира по шахматам Михаиле Тале – одном из самых знаменитых рижан, чье 80-летие отмечается в этом году. Накануне премьеры режиссер картины Станислав Токалов рассказал порталу Delfi о своей работе.

31 марта в кинотеатре Splendid Palace стартует показ документального фильма "Михаил Таль. Издалека").

Над историей чемпиона мира из Риги Станислав Токалов начал работать еще шесть лет назад – писать сценарий игрового биографического фильма о Тале по заказу компании Forma Pro. Он общался с женами Михаила Таля, рижанками Салли (Суламифь Ландау) и Гелей (Ангелина Петухова), а также с живущим в Израиле сыном шахматиста Георгием (от Салли) и живущей в Риге, а теперь – в России дочерью Жанной (от Ангелины).

Предполагалось, что картина станет копродукцией с Голливудом. На роль Ангелины Таль была приглашена Шарлотта Генсбур ("Наука сна", "Антихрист"), а Михаила Таля должен был сыграть Эдриен Броуди ("Пианист", "Отель Гранд-Будапешт"). Формально этот проект до сих пор находится "в развитии".

За это время Станислав Токалов успел дебютировать, как режиссер игрового кино – его короткометражка "Простые надежды" ("Mazliet ilgāk") получила главную национальную кинопремию "Большого Кристапа". Осенью свет увидит его первое полнометражное кино – психодрама "То, что они не видят", в которой снялись российские актеры Евгений Ткачук ("Александра", "Бесы", "Жизнь и приключения Мишки Япончика", "Тихий Дон") и Екатерина Шпица ("Экипаж", "Поддубный") и звезда Нового рижского театра Андрис Кейш.

И вот еще один дебют того же молодого режиссера – в жанре документального кино. Выход фильма о Тале пришелся на 80-летие великого шахматиста.

Foto: Publicitātes foto
На фото: режиссер и сценарист Станислав Токалов.

- Наш легендарный соотечественник умер четверть века назад, от былой популярности шахмат не осталось и следа… Почему вы решили сегодня вспомнить о нем?

- Тема возникла из моего знакомства с дочерью шахматиста Жанной. Она рассказала несколько историй об отце, которые были прекрасны чисто по-человечески, даже если абстрагироваться от того, что речь идет о Тале. Я был заинтригован, перечитал все книги о шахматисте, просмотрел кучу видео, пообщался с сыном Герой, женами Салли и Ангелиной. И сел за сценарий.

Таль состоял в каких-то удивительных отношениях с жизнью и смертью. Его объявили нежильцом чуть ли не до рождения (его родителями были двоюродные брат с сестрой, что для советских реалий - вызов), у него были больные почки, но он сбегал из больниц, а когда в 70-е один журнал подготовил некролог на смерть чемпиона, предположив, что тот не выдержит операцию по удалению почки, Таль сам зачитывал это сочинение вслух и исправлял ошибки.

У него было три пальца на одной руке, он носил обувь без шнурков, в ванной забывал, в какой последовательности мыться – мог сперва включить душ, а потом намылиться. Его биография рвала все границы и устои советского человека… В общем, это был абсолютный инопланетянин. Одного дня жизни Таля другому человеку хватило бы на всю жизнь и было бы, что рассказать детям и внукам.

В момент, когда я взялся за сценарий, мне было 23 года – ровно в этом возрасте Таль стал самым молодым чемпионом мира. Но если я еще только начинал свой путь, то шахматист уже достиг высшей точки своей карьеры. И потом всю жизнь пытался вернуть трон, буквально за несколько дней до смерти обыграв на открытом чемпионате Москвы действующего чемпиона мира Гарри Каспарова. Меня интересовал вопрос, было ли для Таля чемпионство главным или было нечто более важное, чем формальное первенство? Так пришла идея, сделать фильм в форме обратного отсчета – от смерти к успеху.

Foto: Kadrs no filmas
Кадр из фильма: дочь шахматиста пианистка Жанна Таль.

- Как складывалась работа над фильмом?

- Очень непросто. При том что все охотно шли мне навстречу. Дети шахматиста готовы были к общению. Хоть и нелегко было Жанне рассказывать о последних мгновениях жизни отца. А ее маме Ангелине так и не удалось найти в себе сил сказать все на камеру: сперва она согласилась, а когда я приехал к Германию, отзвонила и сказала, что не справится. Сына Геру мы снимали в Израиле, а с его мамой Салли на камеру поговорить не удалось – она очень плохо себя чувствует.

Я встречался с огромным числом людей, которые были близки к Талю - родными, друзьями, знакомыми. Удивительное дело, наши шестичасовые разговоры со свидетелями того времени в итоге оборачивались в три минуты экранного времени, а многие и вовсе не вошли. Всякий раз, я обнаруживал, что они знают о личности этого невероятного человека немногим более, чем тот юный шахматист, участник Мемориального турнира имени Таля, который в начале фильма спрашивает у своего друга: Серый, а кто такой Таль?

В общем, никто особенно не знал, что скрывается за маской этого ироничного и вроде бы общительного человека - о чем он думал, что его волновало, что тревожило? Просто энигма какая-то! И я поставил себе задачу, посредством киноязыка, помочь зрителю самому нырнуть вглубь этой личности и сделать выводы.

- Удалось?

- Если судить по тестовым показам, да. Каждый вынес свою мысль, с позиций своей жизни и своего опыта. Моей самой большой удачей стала встреча с профессором ЛУ Абрамом Клецкиным, учившимся в одной школе с Талем (22-й Рижской средней, из которой четыре года подряд выпускались чемпионы Латвии по шахматам!). Именно он сформулировал в слова те чувства, которые я испытывал во время работы над фильмом. Ему удалось отделиться от личного знакомства и сформулировать взгляд со стороны, издалека. Цитировать не буду – сами увидите. Эпиграфом к картине я взял слова самого Таля: "Время, которого у нас нет, дороже фигур, которые у нас есть". По-моему, это не только о шахматах.

Foto: Kadrs no filmas
Кадр из фильма: Мемориальный шахматный турнир имени Михаила Таля в Риге.

- На ваш взгляд, почему сегодня важно помнить про Таля?

- Конечно, для шахматистов он навсегда останется эталоном, хоть и неповторимым – его гений был именно в кажущейся алогичности и непредсказуемости. Увы, с тех пор, как машина обыграла человека, шахматы, как игра, стремительно уходят в прошлое. Но, как в любом спорте, в памяти остаются те, кто были больше, чем спортсмены, чьи награды были лишь поводом, чтобы обратить внимание на исключительную личность, которая не может не вдохновлять.

Ведь и с кино та же ситуация. Можно выиграть все Оскары и раствориться во времени. Но есть фильмы, даже без наград, которые мы будем пересматривать и сто лет спустя. Время - главный судья всего. Время, чей безжалостный ход я подчеркиваю тем, что люди в моем фильме стареют, а Таль – молодеет. Последнего героя Абрама Клецкина на железнодорожном уже почти неслышно – его слова надо ухватить, успеть. И тут же – московский поезд из 60-х, откуда в лавровом венке восторженная толпа выносит окрыленного успехом юного Таля, приподнимает его машину и на руках доставляет к дому на улицу Волдемара. "Битлз" отдыхает!

Еще лет 30 назад останови человека на улице Риги и спроси, кто есть Таль, ответил бы каждый. А сегодня из всех опрошенных нами детей-шахматистов – русских и латышей - лишь один знал, что такой Таль. Мне кажется, это неправильно. У нас маленькая страна и такого масштаба личностей было немного. А чтобы вся Рига в полной эйфории вышла на улицу – такое случалось, может, лишь во время провозглашения независимости. Недаром, доска, отражающая исторический матч Таля и Ботвинника, была установлена у памятника Свободы. Такие личности не должны забываться.

На мероприятии по случаю премьеры фильма "Михаил Таль. Издалека" тренер чемпиона мира Валентин Кириллов презентует книгу о своем знаменитом воспитаннике, которую он писал много лет. Латвийский претендент на звание Чемпиона мира по шахматам, победитель многих международных турниров Алексей Широв даст сеанс молниеносной игры. Также мероприятие обещала посетить министр финансов и один из сильнейших шахматистов страны Дана Рейзниеце-Озола.

Создание картины компании Ego media поддержали Национальный киноцентр и Фонд Культурного капитала. Презентацию помогли провести Фонд Михаила Таля, Rietuma Labdaribas Fonds, компания Taļa Rezidence и Латвийская федерация шахмат.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!