Foto: Reuters/Scanpix

Алена Остапенко в этом году заставила о себе говорить все латвийские СМИ. Delfi не мог остаться в стороне и встретился с 17-летней девушкой, ставшей первой из латвийских теннисисток, кому удалось выиграть Уимблдон. Пусть и юниорский, но лиха беда начало.

Who is Aljona?

Сразу поясним, почему Елену Остапенко (так она значится в официальных протоколах и документах) называем Аленой. Как вспоминает ее мама, Елена Яковлева, в 90-х годах оказалось нельзя дать имя Алена, которое выбрали родители для дочки.

"Это сейчас можно взять чуть ли не любое имя. А вплоть до 2000-х такого не было. Позднее, конечно, мы могли поменять данные, но на международном уровне тогда начнутся сложности. Aljona там читается как "Алджона", плюс документы переоформлять. Решили, не стоит того", — говорит Елена.

Вот так Алена стала Еленой и наоборот. В семье она Алена, на официальный соревнованиях — Елена.

Заниматься теннисом Алена Остапенко начала с 5 лет и за последующие 12 проделала довольно большой путь.

"Сознательно ребенок начинает принимать все лет с семи. Это оптимальный возраст. Но общие современные тенденции сейчас пошли ниже. Этому способствуют маленькие ракетки, мягкие мячи, короткие сетки и т.п. В принципе, с 4-х лет начинают заниматься уже", — говорит мама Алены, которая является еще и ее тренером.

Достигнув не таких уж и малых высот (329-я ракетка мира среди взрослых и вторая среди юниоров), Алена постепенно становится публичной и известной персоной, что накладывает на нее дополнительные обязательства.  

- Тебе осталось еще два года до окончания школы, а график турниров, в которых ты участвуешь, становится все плотнее. Тебя это как-то беспокоит?
- Нет. Мне учеба дается легко. Я не вижу здесь ничего сложного. На уроки, бывает , могу потратить полчаса и уже свободна.

- Не чувствуешь благосклонности со стороны учителей или, наоборот, завышенных требований?
- Никто поблажек не делает. Есть такое, что снижают оценки из-за моих частых отъездов. Некоторые педагоги полагают, что соревнования не является уважительной причиной. Но большинство относятся к этому нормально.

Раньше Алена училась в классе с физико-математическим уклоном, родители нанимали репетиторов, чтобы она не отставала, но сейчас программа пошла уже на уровне университета. Вряд ли такие знания пригодятся Алене в будущем, поэтому сейчас она перешла в класс с гуманитарным уклоном. Тем не менее репетитора по математике все-таки оставили. Просто потому, что девушке нравится этот предмет. Вполне возможно, математический склад ума помогает Алене каким-то образом и на корте. Не зря великий гроссмейстер Анатолий Карпов в одном из своих интервью назвал профессиональный большой теннис "шахматами в движении".

Талантливая теннисистка также очень любит языки. Английским она владеет уже очень даже хорошо.

- В школе обязательно надо было взять еще один какой-то иностранный. Предлагался немецкий и французский, выбрала французский. Если бы выбор оказался шире, то взялась бы за обучение испанского. Но это дело недалекого будущего.

- Какая страна тебе больше нравится?
– Америка: Флорида, Нью-Йорк. Хорошо себя чувствую там и мне все нравится. И люди, и погода. Во Флориде, например, абсолютно все располагает к теннису. Большое количество кортов, практически каждый второй там играет в теннис, чувствуешь себя как рыба в воде.

- Что помимо тенниса тебя увлекает в этой жизни?
- Хоккей. На игры рижского "Динамо" хожу иногда. Раньше занималась бальными танцами. Любимые — самба и танго. Партнеров было много, и они часто менялись из-за несколько иного графика. Летом у танцоров спортивные лагеря, они уезжают туда, тренируются, а каждый сентябрь выходят как бы на следующий уровень. У меня график в это время года совершенно другой и занят турнирами, поэтому каждое лето давали нового партнера. 

В конце концов, пришлось выбирать, а заодно признать, что танцы для меня — это просто хобби. Гнать куда-то на класс D, решили на общесемейном совете, не станем, а танцевать буду для удовольствия. Когда осталась без партнера, поставила в общем-то крест на занятиях, но не совсем. До последнего времени у меня был очень хороший тренер, с которым я танцевала индивидуально. Так продолжалось вплоть до прошлого года, пока он не уехал в Израиль.

Мне просто нравятся танцы. Я и сейчас хочу раз-два в неделю ими заниматься. Но пока нет такого тренера.

Кстати, танцы были выбраны родителями Алены для развития координации и подвижности. Ноги в теннисе — это №1.

К 17 годам появляется и другие интересы. В частности, к противоположному полу… Как обстоят дела у девушки на личном фронте? Алена не захотела приоткрывать тайну и просто решила не разговаривать на эту тему, ограничившись фразой: "Никак".

В разговор вступила мама: "Ну никак, наверное, все-таки и есть. Времени на это у нее не особо хватает, она постоянно чем-то занята или в разъездах на турнирах. И потом взрослеют они позже в теннисе. По интересам и общению 17-летние где-то на 14 тянут".

"Ну, конечно!", — добавляет Алена, не очень согласная с таким заявлением мамы.

Кумиры, идеалы, планы

Переходим непосредственно к теннису. Здесь Алена чувствует себя намного увереннее. Для начала, вопрос о том, насколько ей интересно играть в паре.

- Интересно, когда хорошая партнерша. Этим летом на юношеской Олимпиаде в Китае впервые попробовала сыграть в смешанном разряде. Со шведом. Было весело, но не более того. А вообще, пока выступаешь по юниорам, полезно иметь как можно больше практики. Заодно ты всегда учишься каким-то новым элементам. Так что участие в паре только приветствуется и моим тренером.

Своей самой сильная стороной в игре Алена считает бэкхенд. Кстати, это давно отметили и такие авторитеты в теннисе, как Джон Макинрой, Мартина Навратилова и Мартина Хингис а также комментаторы, которые неизменно называют этот удар "fantastic backhand". А точнее, удар слева. При этом Остапенко добавляет, что слабых сторон у нее так "явно нет, но всегда есть над чем работать".

В современном теннисе Алене нравится игра Серены Уильямс, а из мужчин она отметила земляка Эрнеста Гулбиса.

- Оба очень хорошо подают и проповедуют агрессивный стиль игры, который мне импонирует. Серена не только лучшая, но на ее теннис приятно смотреть. Он более разнообразный. Может ударить, к сетке выйти, укороченный сделать. В общем, способна часто менять стиль и темп игры.

Свою ближайшую цель Алена охарактеризовала так: "Попасть хотя бы в квалификацию на турнир "Большого шлема". Правда, для этого в рейтинге надо подняться где-то во вторую сотню. Ну, а в идеале хотелось бы войти в топ-5 мирового тенниса. Первой, конечно, хочется стать всегда, но и топ-5 будет неплохо. Достигнув этого, можно стремиться переиграть Штеффи Граф по количеству завоеванных "шлемов" (22). Пока ее и Серена еще не догнала (18)".

- А сколько ты собираешься играть?
- Трудно сказать… Серена вон играет, а ей 33.

- Если у тебя что-то не заладится, допускаешь мысль, что можешь бросить теннис?
- Нет. Как сложится, так и сложится. А дальше я себя вижу спортивным менеджером. Может в теннисе, может в других видах спорта. Знаю одно, что тренером точно не буду. Не мое это, не нравится такая работа.

В разговор вступает мама Алены и уточняет: "Она имеет ввиду менеджеров, которые работают на крупных турнирах. Эта красивая сторона теннисной жизни. Ты все время ездишь по турнирам, общаешься со звездами. Может повзрослеет, изменит свое мнение. У нас, например, менеджер — итальянец. Точнее даже это агент. Он организовывает места для тренировок, на более высоком уровне еще занимается гостиницами, перелетами, а в нашем случае — поиском мест в академиях на зимние месяцы, тренера, каких-то рекламных контрактов, ну и общение с прессой тоже идет через него. Но все это было у нас и раньше. И пока, если честно, сами до конца не поняли, нужно ли нам такое сотрудничество. При том, что услуги его составляют 20 процентов от заключенных им контрактов".

Сколько нужно на подготовку теннисиста мирового уровня в Латвии

По мнению Елены Яковлевой, для оптимального проведения сезона в Алену нужно вложить 150 тысяч евро. "И здесь года не хватит, — добавляет она. — Для дальнейшего развития такое финансирование надо поддерживать хотя бы на протяжении трех лет. В нынешних условиях семья и помощь друзей могут обеспечить где-то треть этой суммы".

"Я думаю, тысяч 300 мы уже вложили в ее подготовку, если не больше. Чтобы вернуть эти деньги необходимо выиграть всего-то "Уимлбдон". — улыбаясь продолжает Елена. — Ну или хотя бы выйти в финал. А если ты хочешь идти дальше, то все время должен вкладывать в себя. Вообще, с продвижением игрока наверх, в топ-50, он начинает получать рекламные контракты, предложения. До того времени теннисом ничего не заработаешь. Плюс в нашем случае стоит учесть, что у Алены мама, то есть я — тренер. И клубы помогают кортами".

Клубы клубами, но вот от Федерации тенниса Латвии помощи для такой способной теннисистки, каковой является Алена, хотелось бы видеть и ощущать побольше. Федерация как-то благосклоннее относится к представителям мужского пола, играющим в Кубке Дэвиса. Еще Анастасию Севастову (бывшую первую ракетку страны) поддерживала раньше, пока та не закончила выступления.

Нельзя сказать, что помощи нет вовсе, но аренда базовых кортов федерации в Лиелупе, как правило, предоставляется в не очень удобное время для игрока.

- Алена, ты всегда выступаешь за сборную страны, трудно припомнить даже отказа с твоей стороны. При этом участие в этих матчах никак не компенсируется…
– Мне интересно играть за сборную. Во-первых, это возможность встретиться с сильными игроками. Тем более сейчас попали в 1-ю группу Кубка Федерации, там уже уровень другой и почти все игроки хорошего класса. А по мотивации… Как говорит наш президент федерации: "Играть за сборную — это большая честь".

- Елена, вам наверняка предлагали сменить гражданство, в теннисе это нередкая штука до последнего времени была.
- Те страны, от которых бы мы хотели получить предложение сменить теннисное гражданство, такого нам не предлагали. А те что предлагали, мы всерьез не рассматривали. Называть их теперь уже нет смысла. Буквально на днях ITF приняла решение запретить подобные перебежки. На самом деле, такие страны, как Великобритания, США, Австралия, Франция реально помогают своим игрокам. Там проводятся все четыре турнира "Большого шлема" и они особо не занимаются такими предложениями. А другие ничего особого не дают, чтобы взять и поменять весь устой.

Переход на другой уровень

Мама и тренер в одном лице продолжает вводить в курс дела: "Очень тяжело начинать играть на взрослом уровне, если ты не был наверху по юниорам. В первую очередь, психологически. Скажем, Алена уже привыкла к большим трибунам, "шлемам", пусть и юниорским. Знаю, она справится с любым внешним давлением. Окружением из звезд тенниса она переболела еще в 13 лет, когда впервые попала на Открытый чемпионат Австралии.

Алена вообще такой стрессоустойчивый человек. Ракеток никогда не ломала. Может, конечно, выругаться, но во взрослом теннисе это только тебе дороже. Два слова или какой-то жест — сразу штраф".

"Меня разок оштрафовали года три назад. Это было на турнире в Испании. Сказала "судья тупая", ну и все. В пятьдесят долларов это мне обошлось, — смеясь, вспоминает Алена. — Ну если она сидит и ничего не видит. Некоторым людям не надо судить матчи, лучше чем-нибудь другим заниматься".

Чтобы выходящей на определенный мировой уровень теннисистке двигаться дальше, необходимо тренироваться пять-шесть раз в неделю по четыре часа. Плюс тренажерный зал, восстановительные процедуры. На период соревнований время занятий сокращается до 2-3 часов в день, если нет игры. В день матча — часовое занятие. И так, в принципе, круглый год. Только в ноябре у профессиональных теннисистов наступают каникулы, а в декабре все начинается заново. Подготовка к новому сезону.

Стоит учесть и такой факт: зимой семье Остапенко приходится выезжать тренироваться за границу. Делается это по то причине, что большие турниры под крышей не проходят, а в Латвии на улице играют только три месяца в году.

"Поэтому стараемся ноябрь-декабрь проводить во Флориде, январь — в Австралии, в феврале уже возвращаемся. С мужем по времени делим выезды 50/50. То я еду с Аленой, то папа. Тренируемся в теннисных академиях. Там хорошая база для подготовки к росту, но тренеры там… Как правило, есть один классный специалист, работающий с кем-то. А у остальных, в той же Америке или Испании, уровень квалификации очень низкий", — продолжает Елена.

Яковлева так объясняет сложившуюся ситуацию: "При клубах за границей всегда имеется какой-то спарринг-партнер. Как правило из числа ребят, уехавших из различных республик бывшего Союза. Американцы не идут на такую работу, они предпочитают выбор в пользу образования. На самом деле довольно много американцев и англичан, очень здорово играющих по юниорам. А потом, как бы высоко они не стояли в рейтинге — выбирают учебу. Поэтому в профессиональном туре их не так много. Они понимают, что теннисом зарабатывать на жизнь нелегко. Это большие вложения и еще неизвестно, будет ли отдача. Некоторые возвращаются после университета на корт, но повторюсь: современная американская и английская молодежь предпочитает все-таки делать карьеру в другой области".

"За счет объема желающих тренироваться за границей в академиях там всегда появляется тот, кто выбирается наверх, — продолжает Елена. — Но хорошим игрокам для дальнейшего совершенствования надо искать что-то другое. Или выбирать уже мне вариант, при котором придется остаться и стать тренером в подобной академии. Но это значит, что надо уезжать отсюда, менять все, а у Алены в конце концов еще остается незаконченная учеба".

Сейчас в рейтинге WTA Алена занимает рекордную для себя позицию — 329-ю. Пролистали рейтинг и посмотрели, кто из ее ровесниц находится выше. Оказалось, только одна — хорватка Ана Конюх (WTA 114), которая моложе Остапенко на полгода. Есть, правда, еще более сильный пример — швейцарка Бенчич тоже 97-го года рождения (на четыре месяца старше Алены) и в мировом рейтинге она уже 33-я (справка: соотношение матчей Алены с Бенчич 2:2, а последний матч Алена выиграла со счетом 0:6, 7:5, 6:2). С другой стороны, история тенниса знавала немало примеров, когда талантливые казалось бы теннисистки в столь юном возрасте очень быстро сходили на нет. Как следят в семье Остапенко за тем, чтобы подобное не случилось с Аленой? Вопрос ее маме.

- Мы никогда и не занимались теннисом ради ущерба чему-то. Тому же здоровью. Скажем нет тренировок до сумасшествия. Или в ущерб школе. Алена ходит в обычную школу, без какого-либо интернет-обучения. До восьмого класса она тренировалась раз в день. Та же швейцарка, о который вы упомянули, уже как года три назад закончила школу официально. У нее только тренировки, турниры, спорт.

С Аленой в этом плане очень легко оказалось. Ей самой с детства понравилось это. Я не планировала из нее делать теннисистку. Как бывшая спортсменка знаю, какой это тяжелый труд. Алена сама как-то постепенно этим заразилась.

Нюансы теннисного двора

До конца года Алена намерена принять участие в 3-4 турнирах. В случае успешного выступления она может подняться в рейтинге и приблизиться к осуществлению своей следующей задачи — попасть в квалификацию турнира "Большого шлема". Ближайший из них пройдет в январе в Мельбурне.

По словам мамы Алены, она планировали играть на "Кубке Кремля" (стартует как раз сегодня), но, к сожалению, получили от организаторов отказ. Половина wild-card ушла представительницам России, что в общем-то логично, учитывая, что турнир проходит в Москве.

- Елена, как на таком уровне решается вопрос с wild-card, когда теннисистка, допустим, на подходе ко второй сотне рейтинга, но еще не проходит в основную сетку?
- Ну конкретно "Кубок Кремля" соберет в этом году очень сильный состав среди женщин (достаточно сказать, что сеяные игроки заканчиваются высоким 41-м номером рейтинга — Прим.). А вообще попасть на турнир серии WTA даже в число обладателей wild-card можно только по рейтингу и за счет личных связей. Того же агента теннисиста. К примеру, на самом успешном пока для Алены турнире WTA в Ташкенте она оказалась только благодаря личным связям главы нашей федерации Юриса Савицкиса.

Резюмируем следующее: пока на том уровне (пусть даже и заметно растущем), где выступает Алена, заработать на корте сложно. До сих пор самый большой гонорар ей удалось забрать как раз во время недавнего дебютного турнира в Ташкенте — чуть больше трех тысяч долларов. Но это далеко не чистый заработок игрока в теннис, на самом деле. Здесь надо вычесть величину налога в этой стране, плюс плату за участие в турнире. Гостиница на уровне WTA как правило оплачивается, но не всегда и не везде. Плюс билеты на дорогу, тоже выкладываешь из своего кармана. Вот и подсчитайте: в лучшем случае у тебя остается две-три тысячи от заработанного гонорара.

"В идеале, конечно, если позволяют возможности, на турниры надо ездить и со своим спарринг-партнером, и с тренером по физподготовке. А так мы уже договариваемся с кем-то потренироваться на самом турнире", — резюмирует эту нехитрую бухгалтерию Елена Яковлева.

P.S. Что ж, остается пожелать нашей звездочке тенниса раскрыться по-настоящему. А мы будем держать за Алену кулаки. Получится у нее во взрослом теннисе или нет, сказать трудно. Зато с уверенностью можно отметить, что родители вырастили очень способного и талантливого во многих отношениях человека.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!