Foto: AP/Scanpix

Один из героев скандального немецкого фильма "Тайный допинг: как Россия готовит своих чемпионов" о допинге в России Виталий Степанов дал первое интервью российскому СМИ. Бывший сотрудник РУСАДА и допинг-офицер заявил газете "Советский спорт", что почти все российские легкоатлеты принимают допинг.

В декабре 2014 года немецкий телеканал ARD выпустил в эфир документальный фильм о систематическом применении допинга российскими легкоатлетами, в котором бывший сотрудник РУСАДА и допинг-офицер Степанов признался, что помогал употреблять допинг своей супруге Юлии (бегунье на 800 м, участнице чемпионата мира-2011). Фильм послужил катализатором международного допингового скандала.

Спустя три месяца Степанов (работал в РУСАДА с 2008 по 2011 год) дал первое большое интервью российским СМИ. По его мнению, агентство зависимо от Министерства спорта РФ, которое поддерживает употребление допинга на государственном уровне.

"Я хочу, чтобы по итогам расследования были привлечены к ответственности люди на ключевых постах в Министерстве спорта. Почему российские чиновники против уголовного наказания за допинг? Да потому, что тогда первыми людьми, кто должен будет сесть на долгий срок, станут они сами", — заявил он в интервью газете "Советский спорт" (полная версия интервью — здесь).

По словам экс-сотрудника РУСАДА, "специального медицинского образования у меня нет, но в принципе, чтобы работать офицером допинг-контроля, его и не требуется. Вместе со мной в начале 2008-го на работу в Росспорт вышли еще несколько человек, но до первой зарплаты дожил только я.

Первое время я чувствовал, что люди действительно стараются делать свою работу хорошо. Было много разных эпизодов, но поначалу я ничего не понимал. Ну, например, приехал однажды на допинг-контроль бейсбольной команды, а все люди, которые пришли, были с чужими паспортами. Я отказался брать пробы и уехал".

Степанов вспомнил, что в 2008 году на юниорском первенстве России в Челябинске на допинг-контроль была приглашена местная спортсменка, но вместо нее пришел тренер и предложил не брать пробу, а "что-нибудь придумать". Степанов отказался, после чего бывший вице-президент ВФЛА Георгий Нечеухин предложил ему деньги в обмен на молчание, а позже с похожей просьбой к нему обратились из РУСАДА.

"На следующий день эта же девочка опять попала по жребию на допинг-контроль после эстафеты, но на этот раз ко мне уже никто не обращался. Вопрос был решен. Аналогичных ситуаций, на самом деле, возникало много, в разных видах спорта. Сначала удивлялся, потом постепенно начал понимать, что я там один такой", — сообщил бывший допинг-офицер.

Степанов признался, что поначалу помогал употреблять допинг своей супруге Юлии — участнице чемпионата мира — 2011 в беге на 800 метров.

"Мы познакомились с Юлей в 2009 году на чемпионате России в Чебоксарах. Я тогда как сотрудник РУСАДА проводил образовательную викторину Outreach… Тогда Юля еще не входила в основу сборной и тоже всего не знала. Например, что на чемпионате России тоже можно бежать "грязной". Это потом, в 2011-2012 годах, ей начали говорить: делай так, а за допинг-контроль "на России" не волнуйся… В итоге на том свидании она рассказала, что принимают все, буквально все. Возможно, только кроме Юрия Борзаковского", — заявил Степанов.

"Я глупый, она глупая, вот мы и начали сразу правду друг другу говорить. Я себя тогда полным идиотом чувствовал. Нет, я, конечно, и до Юли понимал, что что-то происходит, но не настолько… После того, что мне рассказала Юля, я понял, что я — "белая ворона", и никому не нужен со своими взглядами. В какой-то степени нас с Юлей убедили, что весь мир так делает, и если будете слушать руководство, никогда ничего с вами не случится. Просто по таким правилам существует легкая атлетика, и никак иначе", — отметил бывший сотрудник РУСАДА.

Сейчас он раскаивается и горит желанием разрушить систему: "Хочу, чтобы по итогам расследования были привлечены к ответственности люди на ключевых постах в Министерстве спорта".

"Почему российские чиновники против уголовного наказания за допинг? Да потому, что тогда первыми людьми, кто должен будет сесть на долгий срок, станут они сами", — заявил Степанов.

Он также объяснил, почему отказался от сотрудничества с агентством после выхода немецкого фильма: "я не очень представляю себе, как организация может проводить независимое расследование собственной деятельности".

В свою очередь бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев, возглавлявший организацию с 1991 по 2015 год, заявил, что откровения экс-сотрудника РУСАДА, что с одобрения Министерства спорта РФ легкоатлеты принимают допинг, бездоказательны и не содержат конкретных фактов.

"Очередное выступление Степанова я расцениваю как антироссийскую пропаганду. В интервью был предоставлен только один факт — про ныне покойного бывшего вице-президента ВФЛА Георгия Нечеухина, что само по себе странно. В остальном заявления Степанова бессодержательны. Еще даже не закончено расследование ИААФ, а коллеги из международных организаций нас поддерживают, придерживаясь мнения, что в заявлениях Степановых правды нет", — сказал Балахничев в интервью ТАСС.

Автором фильма, рассказывающим о том, что российская легкая атлетика погрязла в допинге, стал немецкий журналист Хайо Зеппельт. ВФЛА и Валентин Балахничев считают эту информацию ложной, поэтому подали судебные иски как против самого Зеппельта, так и против телекомпании ARD. В настоящее время РУСАДА занимается расследованием обстоятельств создания фильма.

По словам заместителя генерального директора РУСАДА по международному сотрудничеству Игоря Загорского, Виталий Степанов был уволен из агентства, поскольку не смог пройти аттестацию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!