
При этом Мара очень любит жизнь во всех ее проявлениях. Она научилась отключаться от работы и наслаждаться мгновениями отдыха на полную. В 2001-м году Маре пришлось резко изменить свою личную жизнь: все перевернулось вверх ногами, пришлось строить заново. И сейчас она буквально светится, и это трудно не заметить со стороны.


Братья в детсад не ходили – их жизнь, в основном, проходит дома. Райво, правда, ходил в "Класс почемучек" Калснавской основной школы: там учились дети с разными проблемами со здоровьем. Он закончил девять классов и отпраздновал выпускной. Сегодня "Класса почемучек" в школе больше нет. Райво очень любил учиться, и мама опасалась, что он будет грустить, если не сможет встречаться с похожими на него людьми. Но решение было найдено. В волости есть центр дневной активности, и раз в неделю там собираются дети и молодые люди с особыми потребностями в сопровождении ассистентов и родителей, в основном – мам. "Можно сказать, там все друг друга знают. У нас в волости много особенных детей и молодежи, и очень хорошо, что они могут выйти из дома и побыть в другой среде. Мы очень рады, что там проходят неформальные занятия и проекты. У каждого есть свой день и конкретное время. Правда, и весной, и сейчас из-за Covid-19 занятия в центре не проводят. Райво из-за этого очень грустно", – рассказывает Ингуна.


Ингуну поддерживали ее родители, которых сейчас уже нет в живых. Отец близнецов не участвует в их воспитании и уходе с рождения. Ингуна не хочет об этом говорить, добавляя, что у мужчины теперь другая семья. До знакомства с нынешним спутником она пыталась построить отношения с другими мужчинами, но все пропадали, как только узнавали о том, что у нее двое детей с особыми потребностями. Вроде бы понятная реакция, но сердце у Ингуны болит – она ведь не выбирала такую судьбу. "Несколько лет назад мне предлагали подумать, не стоит ли передать сыновей под уход государства. Нет, я так не могу. Этот вопрос больше не поднимался", –признается она.
Сначала Мара начала работать в местной социальной службе - помогать людям с тяжелой инвалидностью. В 2012-м году она начала сотрудничать с обществом инвалидов и их друзей Apeirons, подключилась к проекту Ziedot.lv "Mīļā auklīte": прошла курс обучения и освоила навыки работы с детьми с особыми потребностями.

Ингуна радуется каждой возможности вырваться из дома – жаль только, что все хорошее так быстро заканчивается. "У Райво была возможность принять участие в неформальном проекте в центре дневной активности. Ездили в Мадону, там общество "Mēs saviem bērniem" проводило разные мероприятия. Райво посещал музыкальные занятия в Мадонской социальной службе. Там были разные специалисты, и транспорт тоже обеспечили. Жалко только, что вложенный труд и полученные результаты в итоге пропадут", – говорит Ингуна. А Мара добавляет: очень важно продолжать тренировать полученные навыки. Чем дольше перерыв, тем дальше будет отброшено развитие, и снова придется начинать сначала.
Еще она любит стихи, театр и концерты. "Путешествия, которые сейчас под запретом, дают хороший импульс. Да и Райво меня заряжает, если я вижу, что ему что-то хорошо удается. Но нужно понимать и то, что нельзя отдавать всего себя другим, не успевая восстановиться. С опытом я научилась иногда говорить "нет", если у меня всего слишком много. С другой стороны, на работе никогда не считала ни минуты, ни часы, ни даже дни", – признает она. Мара не скрывает: недавно она снова вышла замуж, и ее личная жизнь вышла на новый уровень. В том числе и поэтому она готова делиться энергией с теми, кому это сейчас больше всего необходимо.

Есть мечты и у Мары, но ей в жизни повезло чуть больше. Многое она вместе с близкими может воплотить, если приложит усилия. Если же говорить о глобальных мечтах, то она не скрывает: "Хотелось бы, чтобы государство больше думало таких семьях и о тех, кто им помогает. У нас правит ужасная бюрократия, которая мешает заниматься тем, что ты любишь. Государство делает все, чтобы человек был в неведении насчет своего будущего". Нянечка имеет в виду постоянные изменения в законодательстве в сфере работы ассистентов и услуг по уходу. Она надеется, что какой-нибудь чиновник в конце концов увидит, как это происходит в реальной жизни, а не на бумаге.