Покорение Космоса: 15 иллюстрированных фактов, о которых мало кто знает

Мы любуемся ночным небом, смотрим "Звёздные войны" и "Интерстеллар", на досуге почитываем фантастику, на День космонавтики постим в соцсетях весёлого Гагарина… А сами не знаем о космосе практически ничего — у многих даже астрономии в школе не было. Фу такими быть. А чтобы такими не быть (ну, хоть чуть-чуть!) — бегом читать эти интересные факты!
Покорение Космоса: 15 иллюстрированных фактов, о которых мало кто знает
1
Хотя факты фактами, конечно, но для начала можно почитать учебник. Например, "Астрономию для чайников" Марана Стивена. А на этой фотографии — звезда, окруженная протопланетным диском. Но обратимся к фактам.
AFP/Scanpix

1. Гравитация на орбите почти так же сильна, как и на поверхности Земли, так что движение спутников вокруг планеты — это постоянное падение. Всё дело в скорости. Они летят ровно с той скоростью (7,9 км/с для низкоорбитальных спутников), чтобы постоянно падать вдоль изгиба Земли. Полетят медленнее — притянутся к Земле, быстрее — улетят в космос.

Wikimedia

2. Большая часть массы ракеты — топливо. Чтобы вылететь на орбиту, нужна скорость 10 км/с, за её пределы — ещё большая. А значит, много топлива. А чтобы увезти это топливо — ещё больше топлива. Около 85% массы 2000-тонных американских ракет Сатурн-5 — это ракетное топливо. Российские "Союзы" в этом плане от них мало отличаются.

Wikipedia

3. Когда космический аппарат пролетает рядом с планетой, та… замедляется. Чуть-чуть. Он просто "крадёт" часть её скорости. Когда космический зонд "Вояджер-1" пролетал рядом с Юпитером, он ускорился на 16 км/с, а скорость планеты снизилась на 0.00000000000000000001 м/с. Так же мячик, кинутый в передний бампер едущего автомобиля, капельку замедляет его скорость. Ка-а-апельку. Капелюшечку.

Imgur

4. Если бы Земля была размером с футбольный мяч, то мы не улетели бы от неё дальше, чем на два сантиметра. Наибольшую высоту среди пилотируемых полётов в области НОО (Низкой околоземной орбиты) — 1374 км — однажды набрал аппарат Gemini 11. Не считая полёта на Луну, обычно все летают на расстоянии не более 1000 км от родной планеты. Практически, как на дачу ездят!

BuzzFeed

5. А Солнце в этом случае было бы 25 метров в диаметре, и находилось бы от нас на расстоянии более 2,5 км. А ближайшая к нам звезда (кроме Солнца), Проксима Центавра, находилась бы на расстоянии 70 000 км. Треть реального пути до Луны. Космос — он большой, да.

Wikipedia

6. Мы живём в эпоху роботов, и два из них сейчас разъезжают по Марсу. И не только разъезжают, но и селфи делают. Это марсоход "Кьюриосити", он на красной планете с 2012 года, а его собрат "Оппортьюнити" — аж с 2004.

NASA

7. Были и другие марсоходы, но связь с ними оказалась потеряна. Душераздирающий комикс :(.

XKCD

8. Где-то здесь уже 12 лет летает искусственный спутник Сатурна "Кассини". К концу 2016 года его миссия подойдёт к концу. Планируется столкнуть аппарат с Сатурном и в ходе этого "проекта" собрать уникальные данные об атмосфере планеты.

NASA

9. Автоматическая межпланетная станция "Новые горизонты" в прошлом году достигла Плутона. Она так далеко, что радиосигнал доходит до нас за 4 часа 25 минут. Она передаёт фотографии со скоростью 2kb/s — как модемы середины 80-х. Чтобы переслать все фотографии, ей нужно время до конца этого года.

NASA

10. А это тот самый "Вояджер-1", запущенный в 1979 году. Его обычная скорость — 17 км/с. То есть от Нью-Йорка до Лондона он бы долетел за 5 минут.

NASA

11. В определённые моменты года "Вояджер-1" становится ближе к Земле, потому что она движется вокруг Солнца быстрее, чем аппарат отдаляется от Земли. Наша скорость — 30 км/с! Чувствуешь, как ветер треплет волосы? Правильно, не чувствуешь — атмосфера движется с той же скоростью.

Wikipedia

12. "Вояджер-1" — единственный аппарат, который вылетел за пределы Солнечной Системы и вошёл в межзвёздное пространство. Вот здесь можно посмотреть, насколько далеко он удалился от Земли и от Солнца. Не особо далеко, честно говоря.

NASA

13. А это звёзды. До ближайшей "Вояджеру-1" лететь 73 000 лет. Если лететь в верном направлении. Правда, энергии трёх радиоизотопных термоэлектрических генераторов на плутонии-238 хватит только до 2025 года. Упс.

NASA

14. Надо смириться с тем, что до звёзд мы доберёмся ещё не скоро. Пока что остаётся только их фотографировать. Вот, например, галактика М81, снятая космическим телескопом "Хаббл".

NASA

15. А ещё можно открывать планеты. Ещё 20 лет назад мы не знали ни об одной планете вне Солнечной Системы, а на данный момент их открыто уже 3000. Основная заслуга принадлежит телескопу "Кеплер". В 2014 году за один день он открыл 715 планет.

NASA

16. Вперёд, человечество! Вперёд, роботы!

NASA