Если кто-то из друзей и близких положительно заговорил про "Исламское государство", подумывает о переходе в ислам и все больше замыкается и отдаляется, постоянно строча что-то на компьютере или телефоне — стоит присмотреться. Возможно, он уже стал жертвой "диванных войск" исламистов и не сегодня-завтра сорвется и уедет в Турцию, а оттуда отправится в Сирию или Ирак, чтобы вступить в ряды настоящего, не виртуального "Исламского государства".

Там он станет рабом, секс-игрушкой или просто погибнет от пули, бомбы или ракеты тех, кто воюет с "Исламским государством" в отнюдь не виртуальной среде. Незавидный конец. А дорога к нему начинается в Сети — как и везде в мире.

Латвия как поставщик кадров для "Исламского государства"

На сегодняшний день согласно информации Полиции безопасности Латвии в Сирии на стороне террористических организаций "официально" воют всего трое латвийцев — именно столько уголовных дел было заведено в 2015 году. Но больше людей просто там "находятся", еще часть уже убита.

Спецслужбы утверждают, что в Сирию и Ирак едут латвийцы обоих полов, всех национальностей. Как известные представители мусульманской общины (включая ее лидера), так и лица, только начавшие изучать ислам, но большинство — люди, которые перешли в ислам из другой веры.

Общество "Приют "Надежный дом" бьет тревогу: исламисты все активнее вербуют латвийских подростков. Первый признак того, что они попали в сети — отказ от учебы. Но сильное изменение поведения, радикальные высказывания и необычная точка зрения — тоже тревожные звоночки. Некоторые из них заранее прямо говорят о намерениях, но даже в этом случае Полиция безопасности почти бессильна — арестовывать за намерение нельзя.

В спецслужбе подчеркивают: некоторые из уехавших поехали в Сирию или Ирак вместе с семьей, а некоторые — с единомышленниками.

Откуда берутся эти единомышленники в тихой Латвии, да в таких количествах, что впору говорить об эпидемии воинствующего исламизма?

Виртуальная составляющая реальной войны

Ответ на заданный вопрос надо искать в интернете, причем как в прямом, так и переносном смысле. "Я не думаю, что будет слишком — сказать, что интернет является главной причиной успехов "ИГ" как глобальной террористической организации", — говорит BuzzFeed на условиях анонимности офицер разведки США. "Террористы всегда были хороши в том, что касается использования интернета, теперь они становятся еще умнее", — добавил он.

Пока одни люди с автоматами в руках убивают всех, кто не они, другие используют современные технологии — как для прямых кибератак на тех, кто им противостоит виртуально, так и для разработки стратегий безопасности и защиты от западных спецслужб. Руководства "Исламского государства" рассказывающие, как прятаться в Сети и использовать средства шифрования, по оценке специалистов, становятся все изощреннее и полезнее.

Но пока до идеала им далеко — слухи о неуловимости агентов "Исламского государства" в интернете сильно преувеличены. Их представления о настоящей анонимности в интернете все еще фрагментированы, продвинутые технологии используются мало и нерегулярно.

Американские спецслужбы при этом приветствуют увеличение этой активности. Любое "шевеление" — даже активный обмен зашифрованными сообщениями — оставляет след. Чем больше следов, тем проще охотится и предсказывать, что готовится что-то "особенное".

"Если бы они были более активны в Сети накануне атак на Париж и Брюссель, спецслужбы получили вовремя больше информации и сумели бы придумать, как их остановить", — сетует офицер.

При этом в "Исламском государстве", насколько известно специалистам по безопасности ISC Project, организации, оказывающей услуги киберзащиты общественным организациям (в том числе нацеленным на противостояние "ИГ"), действительно есть профессиональные хакеры. Они могут быть не настолько хороши, как военные профессионалы США, Китая, Израиля или России, но все равно успешно применяют основной арсенал современных киберпреступников — троянцы, DDoS-атаки, использование модифицированного зловредного ПО.

Но их деятельность, хотя и примечательна сама по себе, не только мало касается Латвии, но и не несет особой угрозы для значительно более продвинутых в технологическом плане ведущих спецслужб планеты. На нашу страну "нападают" другие "роды войск" виртуальной армии "ИГ" — те же, с кем с переменным успехом воют во всем мире и те, кому в США недавно объявили настоящую кибер-войну.

Это интернет-сторонники "Исламского государства", физически находящиеся далеко от Сирии и Ирака. В своих уютных западных странах (и в России) они ежедневно ходят на вполне обычную работу и ведут неприметную жизнь. Очевидно, что именно из-за них латвийцы — как и жители многих других стран — в конечном итоге едут туда, где часть из них погибает, часть становится рабами или "женами" террористов.

Диванные войска "Исламского государства"

По данным Google в среднем ежемесячно порядка 50 000 человек ищут информацию по ключевой фразе "как присоединиться к "Исламскому государству" на разных языках. В Иордании еженедельно таким вопросом задаются порядка 100 человек. И они находят ответы, потому что в Сети уже есть вся необходимая информация, причем на всех доступных языках. Пропагандистские ролики есть и на русском.

"Даже если я закрою каждую мечеть и посажу каждого сторонника "Исламского государства" в Иордании, в Сети по-прежнему будут видеоролики, рекрутирующие молодых людей — с оружием и качеством, словно их снимали в Голливуде. Останутся "твиты", в которых мужчины хвастаются, как они живут в раю с тремя женами и в собственном доме. Останутся WhatsApp, Telegram и все прочие сети, в которых можно общаться лично с кем угодно", — сетует иорданский чиновник.

Проповедники "Исламского государства" — как "на зарплате", так и добровольные, просто вещающие со своих диванов "истину" — есть буквально везде. Если платформа, социальная сеть или мессенджер хоть сколь-нибудь популярна и более или менее защищена — можно не сомневаться в том, что она будет использована "Исламским государством" для трансляции своих идей всем, кто готов слушать. Поэтому нет никакого смысла в том, чтобы закрывать Twitter или требовать от Telegram или WhatsApp цензуры (хотя все ведущие мировые сервисы занимаются самоцензурой и борются по мере сил с проявлениями "ИГ" на своих площадках).

"В конце прошлого года к нам обратилась семья, которой показалось, что их дочь общается с опасными людьми в Сети. Я сказал им: закройте ей доступ к Twitter и Telegram. "Нет, — говорят они мне. — Она общается с кем-то совсем не в Telegram. А просто на сайте знакомств", — рассказывает офицер спецслужб Иордании.

Некий человек красочно описал девушке, какой у нее большой дом и как у нее будет много слуг, а ее муж — красивый воин Аллаха. Он даже посылал фото дорогих драгоценностей, которые он ей подарит.

Девушку успели остановить, прежде чем она добралась до "ИГ", но ее дело показывает: вербовщики и добровольные проповедники "Исламского государства" сегодня используют всю мощь интернета для того, чтобы остаться незамеченными по принципу "Неуловимого Джо" (который был неуловим потому, что никому не нужен) и одновременно добраться до внушаемых людей. Сегодня они засели даже на сайтах знакомств, а если завтра можно будет общаться с помощью каких-нибудь "умных диванов" — залезут и на диваны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!