На прошлой неделе в Минкомсвязи России прошла встреча главы ведомства Николая Никифорова с сотрудниками финской компании Jolla и представителями российской IT-индустрии, сообщает "РБК". Говорили собравшиеся стороны о создании национальной мобильной операционной системы, которая могла бы заменить Android и iOS, и к 2025 году захватить до 50% российского рынка. TechLife разбирается — что именно это значит.

На первый взгляд эта инициатива не далеко ушла от нашумевшего "Чебурашки" (проекта закрытого российского интернета) и идеи о создании российского аналога Windows — национальной программной платформы (НПП), которой уже к третьему кварталу 2014 года должны были начать пользоваться чиновники. "Чебурашка" — это откровенная утопия на грани тонкого троллинга. НПП просто заглохла на стадии разработки технического задания, и на проект средства выделены не были. Кроме того, идея НПП возникла в 2011 году, когда не было ни возрождения холодной войны, ни санкций, ни модной идеи "импортозамещения".

Ныне у российских властей есть острая мотивация найти замену американским Google Android и Apple iOS. Кроме того, в этом проекте участвует вполне реальный финский партнер, созданный выходцами из Nokia. В Jolla даже сумели создать готовые продукты — не только ОС, но и смартфон с планшетом. Может, в этот раз все будет по-другому?

Как Jolla отделтлась от Nokia и что из этого получилось

Финскую компанию Jolla создали инженеры Nokia, в свое время работавшие над операционной системой MeeGo. Ушли они в 2011 году, в самый разгар кризиса, охватившего Nokia, когда финская компания, проспавшая появление iPhone, начала судорожно "резать косты". Под сокращение попала и MeeGo, особых коммерческих перспектив, как казалось руководству компании, не сулившая.

Сама по себе MeeGo была гибридом двух более ранних операционных систем — Intel Moblin и Nokia Maemo. Обе они были основаны на ядре Linux и "дружили", в основном, с процессорами Intel. К слову, Intel и сегодня является крупнейшим партнером Jolla.

Нынешняя операционная система, основанная на MeeGo и Linux, носит название Sailfish. Однако открыто в ней далеко не все, а что именно, можно увидеть на диаграмме ниже:

Как видно, открытый исходный код только у ядра Sailfish и некоторых компонентов. Все самое "вкусное", определяющее привлекательность системы для простых пользователей — коммерческое. Это и сами программы, и даже компоненты Silica, отвечающие за пользовательский интерфейс. Хотя, строго говоря, ничего особо страшного в этом нет — ровно по такой же схеме работает Google Android.

Как мы уже сказали выше, в Jolla даже построили собственный смартфон и планшет. Их доля на мировом рынке оценивается в 0,5% — меньше, чем у Windows Phone и BlackBerry. Врать не будем, мы эти чудо-устройства не видели, сказать о том, что они из себя представляют, не можем. Но ясно одно — несмотря на всю реальность Jolla и ее разработок, в мировом масштабе компании просто нет. Пока это точно не "финская Nokia"… то есть, простите, "новая финская Nokia". Возможно, сотрудничество с Россией финны видят как возможность "выстрелить".

Контакты с российскими компаниями для них не в новинку — в 2013 году Jolla и "Яндекс" договорились о том, что первая использует для своих смартфонов магазин приложений Yandex.Store (как альтернатива Google Play Store).

Чьи деньги стоят за Jolla

Финансовая история финской компании Jolla, пожалуй, еще интереснее технической. С одной стороны, точная ее структура неизвестна, однако, как пишет РБК, в в 2013 году 6,25% ее акций за 1 млн. евро купил китайский холдинг China Fortune, в ходе сделки компания была оценена в 16 млн. евро. В 2014 году на краудсорсинговой площадке Indiegogo компания привлекла 1,8 млн. евро от более чем 13 тыс. человек. В конце 2014 года Jolla провела еще один раунд привлечения инвестиций — 10 млн. евро. Инвесторов Jolla не раскрывает, известно лишь, что часть средств поступила от европейских инвесторов, часть — от азиатских.

Однако, изданию также удалось выяснить, что часть средств в конце 2014 года в Jolla инвестировали россияне — группа ЕСН Григория Березкина, состояние которого, по оценке журнала Forbes, составляет 0,6 млрд. долларов (140-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России). Основной бизнес Березкина — реальный сектор, от IT он далек. Если только не считать того факта, что у ЕСН есть несколько венчурных проектов, например, вложение 5 млн. долларов в российского разработчика мобильных платежных систем 2Can совместно с венчурными фондами Almaz Capital и InVenture Partners.

Как именно россияне и Jolla будут строить конкурента Android и iOS

Итак, у нас есть финская компания Jolla, имеющая свою открытую мобильную платформу Sailfish с солидной историей; есть российские (группа ЕСН) и китайские инвестиции и опыт работы с крупными технологическими компаниями ("Яндекс"). Логично предположить, что правительство России, если оно действительно хочет создать свою мобильную ОС, могло бы просто договориться с финнами, заручиться поддержкой "Яндекса", благо у того есть опыт создания "надстроек" над Android и… Может быть для кого-то это и логично, но не для российских чиновников.

По задумке Минкомсвязи России новая российская мобильная операционная система должна строиться с нуля, ведь нельзя просто так взять, и использовать наработки инженеров Nokia. Причем строиться она должна не только финскими специалистами. "Новую мобильную ОС Sailfish создает финско-российско-китайская компания. Ожидаем присоединения Индии, Бразилии и ЮАР", — говорится в сообщении министерства. Там предполагают, что специалисты разных компаний будут уделять проекту один рабочий день в неделю, а в остальные дни заниматься основной работой. Оплачивать их этот "один день" будет государство. Есть у Никифирова и план, как увеличить количество программ на новой платформе:


На встрече с министром, которая прошла на прошлой неделе, присутствовали председатель совета директоров Jolla Антти Саарнио, технический директор и главный конструктор компании, а также директор по распространению технологий "Яндекса" Григорий Бакунов и гендиректор разработчика операционных систем "Альт Линукс" Алексей Смирнов. Очевидно, с российской стороны участвовать в проекте будут эти компании.

По задумке Никифорова, сами телефоны могла бы выпускать компания Yota, у которой уже есть опыт создания устройств, с долей рынка, схожей с той, что может похвастаться Jolla. Представитель Yota пока никак не прокомментировал эту идею. Внятного ответа на вопрос, почему сама Jolla не могла бы строить смартфоны — нет.

Дабы окончательно очертить картину, отметим, что и в Китае давно зреют идеи о замещении "вражеских" мобильных ОС. В прошлом году Китай даже представил планы по созданию мобильной China Operating System. О ней с тех пор никто больше ничего не слышал, зато хорошо слышно про китайскую Xiaomi, которая выпускает дешевые смартфоны на базе Android (ставя собственную оболочку) и продает по 2,11 млн. устройств за один день.

"Запилят" или "распилят"?

При имеющихся вводных данных нельзя точно сказать, какая судьба ждет проект по созданию российского "убийцы" Android и iOS. Например, ничего не сказано о бюджете. Но настораживающих моментов немало:

  • ни в самой России, ни в любой другой стране мира не было создано ни одного продукта такого рода, который бы вытеснил коммерческие решения;
  • в правительстве России настаивают на создании ОС с нуля, хотя у Jolla есть работающее решение;
  • заманить разработчиков на новую платформу будет сложно (Microsoft пытается, получается плохо), ибо им не нужны гранты от правительства, им нужна прибыль;
  • в проекте замешаны интересы крупного бизнесмена из "реального сектора", известный публике успешный опыт работы которого не предполагает знакомства со спецификой мобильных решений;
  • идея о "работе один день в неделю" просто утопична, ведь даже Linux на 86% разрабатывается работниками крупных корпораций и отнюдь не как "халтурка" в свободное от работы время, а полностью за их счет;
  • потребитель в наше время голосует евро, долларом, рублем и юанем, а не выбирает смартфон из патриотичных соображений. Иначе вполне российская Yota бы давно уже сама захватила российский рынок, а "Яндекс" не свернул бы свои работы на "Яндекс.Китом", альтернативной надстройкой над Android. Даже Китаю не удается отвадить граждан от "Айфонов" и собственных дешевых решений Xiaomi.

Ну, а ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, каждый может лично. Нам кажется, что вводных данных для этого предоставлено немало.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!