Антропологи Элина Курсите и Лиене Миллере в конце прошлого года в рамках проекта "Следующая остановка – дом" начали объезжать закрытые железнодорожные линии и станции Латвии. Они узнавали истории бывших зданий станций и общались с их обитателями, которые продолжают там жить. DELFI Tūrismagids предлагает ознакомиться с пятью колоритными зданиями станций и с идеей проекта.
Как появилась эта идея? После написания книги "Последние могикане Латгалии" Элина искала тему для нового проекта. В одном из разговоров с друзьями речь зашла о том, что здания станций во многих поселках и маленьких городах, которые когда-то были общественно значимыми, утратили свою функцию. В свою очередь студенческая работа Лиене была связана со станциями, и она поняла, что в дальнейшем многие выходные будут проведены в пути — в поисках закрытых железнодорожных линий.
После нескольких экспедиций исследовательницы признали, что судьба станций складывалась по-разному. "Во многих местах поселились начальники станций или железнодорожные работники. Несколько станций пережили преобразования и стали частными домами, хранящими память об "увлечении" своей юности. Другие стояли заброшенными, а некоторые и вовсе исчезли", – рассказывают исследовательницы, выражая сожаление, что не отправились в экспедицию раньше.
На вопрос о том, как долго Элина и Лиене планируют ездить по станциям и сколько зданий они намерены посмотреть, авторы проекта говорят так: "На данный момент у нас запланировано 14 маршрутов – и те, которые были закрыты сравнительно недавно, то есть в конце 20-го века и в начале 21-го, и те, которые были закрыты в середине 20-го века. Всего это около 220 станций и остановок по всей Латвии. График довольно напряженный, и мы планируем завершить поездки до октября, чтобы в ноябре можно было издать книгу. Дело в том, что большая часть станций находится в плохом состоянии, они погибают. Например, в Бауске мы обнаружили, что здание станции снесли всего месяц назад. Поэтому мы не можем себе позволить медлить".
Авторы проекта уже успели объехать примерно треть запланированных объектов. Они также заметили, что не все станции, которые больше не обслуживают пассажиров, не задействованы в работе железной дороги. Некоторые из них используются для организации грузовых перевозок. Такие станции есть, например, на линии Даугавпилс–Резекне, где происходит активное движение грузовых поездов, а пассажиров один раз в год перевозят только до Аглоны.
Станция Бене
Между Тервете и Ауце расположено село Бене, где находится одноименная станция железнодорожной линии Глуда—Реньге. Как с гордостью рассказала проживающая на станции Ауце железнодорожница Мирдзиня, линию велел построить граф Вецауце, потому что, несмотря на то, что окрестности Земгале очень холмистые, железная дорога была жизненно необходима для его торговой деятельности.
Исследовательницы признают, что на данный момент посещение этой станции было для них самым большим сюрпризом: "Обычно станции являются типовыми или легко узнаваемыми представителями "железнодорожной" архитектуры определенного времени, но это здание отличается от ранее увиденных, что может объясняться масштабом деятельности графа Вецауце, а также тем, что станция сохранила свой первоначальный вид, пережив две мировые войны".
Станция Бене была построена в 1873 году. Несмотря на то, что зданию почти 150 лет и время наложило на него свой отпечаток, оно по-прежнему выглядит довольно элегантно, к тому же его удачно дополняет стоящая по соседству водонапорная башня. "В Бене никакой жизни мы не обнаружили. Хотя в интернете прочли, что в здании станции могут проводиться выставки, время здесь в прямом смысле остановилось", – рассказывают авторы проекта, выражая надежду, что станция еще привлечет к себе внимание и вернется к былой роскоши.
Станция Пуполи
Пуполи была открыта в 1928 году, и она состоит из двух зданий – в новом размещается пункт контроля управления поездами, а в старом проживает господин по имени Айвар, который работает на Латвийской железной дороге и арендует здание бывшей станции с 1999 года, рассказывают Лиене и Элина.
"Эта история является примером трансформации железнодорожного здания, которое медленно, но верно удаляется от своей первоначальной функции и становится жилым домом. Оно "обрастает" новой историей – у него появилось новое крыльцо, железная дверь, пластиковые окна, а старая дверь замурована".
Станция Малта
В этом месте антропологи случайно встретили человека, который оказался бывшим железнодорожным мастером.
Вокруг вокзала стоят несколько зданий, которые давали кров работникам железной дороги, а также использовались как подсобные помещения или мастерские монтеров. Фасады зданий выкрашены в желто-коричневый цвет. Антропологи рассказывают, что вокруг станций нередко образовывались целые "железнодорожные поселки", и, несмотря на то, что работников станций могут разделять несколько десятков километров, связь между ними довольно тесная. "Каждый встреченный нами железнодорожник, когда его спрашивали о других станциях, по крайней мере, минуту с увлечением перечислял фамилии, и создавалось ощущение, что и нам эти люди должны быть знакомы", – отмечает Лиене. Династия железнодорожников — тоже не редкость. Например, мастер Анатолий – железнодорожник во втором поколении, в этой же отрасли работает и его сын.
Станция Межвиди
Отправившись осматривать эту станцию, антропологи встретили агрессивно настроенных охранников. Их окружили трое гусей, которые громко гоготали и махали крыльями. Вскоре появился и хозяин здания станции, который продемонстрировал свое имущество. "Интересно, что возле станции все еще сохранилась булыжная мостовая, и весной между камнями иногда появляется какая-нибудь старинная монета", – рассказывает Элина.
Здание станции Медупе
На закрытой линии Даугавпилс — Карсава находится здание станции Медупе. Это светло-голубой деревянный домик, а также обнесенный высоким забором двор и хозяйственная постройка. "Здание напоминало старый сказочный домик с миниатюрным двором. В целом на этой линии мы видели самую роскошную деревянную резьбу", – говорит Лиене.
Как выяснили антропологи, здание перекрасили, когда оно перестало выполнять функции станции. А до этого оно было красно-коричневым, как и все маленькие деревянные здания станций на этой линии. Также выяснилось, что на этой станции сохранились старые печи, колодец во дворе, а остановку, построенную уже в советское время, снесли.