Испанский галеон "Сан-Хосе", более 300 лет не дававший покоя кладоискателям, странам, музеям и историкам, вскоре может быть поднят со дна моря, сообщает The Guardian.
Прорыв в поисках корабля, затонувшего в 1708 году, произошел в 2015 году, когда колумбийские военно-морские силы обнаружили в Карибском море обломки "Сан-Хосе" вместе со всем ценным грузом, который перевозил галеон.
Почему этот корабль так важен? Потому что он стоит более 17 миллиардов долларов — это стоимость сокровищ в его трюмах и самого корабля как артефакта. С момента обнаружения "Сан-Хосе" ценная находка стала предметом ожесточенных сражений между Колумбией, Испанией, боливийскими индейцами и даже американской компанией, занимающейся извлечением затонувших кораблей и сокровищ. В спор вмешивались как высшие суды стран, так и ЮНЕСКО.
Но спустя восемь лет после находки официальные лица наконец готовы отложить политику в сторону и начать процесс извлечения артефактов в апреле этого года.
"Этот галеон рассматривается как сокровище. Мы хотим закрыть эту главу, — говорит Альхена Куаседо, директор Колумбийского института антропологии и истории. — Мы не думаем о сокровищах. Мы думаем о том, как получить доступ к исторической и археологической информации".
"Сан-Хосе" направлялся в Европу, и сокровища — золото, серебро и драгоценные камни — предназначались для финансирования войны. Но в 1708 году он был потоплен британскими военными кораблями недалеко от карибского портового города Картахена. Это событие было запечатлено на картине Самуэля Скотта.
Колумбийский институт антропологии и истории надеется, что затонувшее судно будет успешно поднято на поверхность. Это позволит им исследовать тайны океанского дна в специальном музее, говорит Куаседо. Это прекрасно и благородно, но исследование местности и затонувшего судна говорит о том, что реализовать этот план будет не так уж просто. До сих пор было найдено всего несколько кораблей, подобных "Сан-Хосе", и ни один из них не был извлечен из теплых тропических вод.
"Это огромный вызов. У этого проекта не так много прецедентов. В каком-то смысле мы первопроходцы", — говорит Куаседо.
В истории был корабль, который удалось поднять на поверхность — это "Мэри Роуз", флагманский корабль флота английского короля Генриха VIII, затонувший в 1545 году в сражении с французским флотом у берегов Портсмута. Корабль исследовали сотни дайверов, многие из которых были добровольцами, в течение почти 10 лет, прежде чем он был поднят в 1982 году. Сегодня то, что осталось от корпуса "Мэри Роуз", выставлено в музее корабля.
Колумбийские ВМС изучают "Мэри Роуз" и другие подобные проекты по извлечению кораблей, чтобы понять, как можно извлечь и сохранить 40-метровый корабль и его содержимое без того, чтобы обломки сразу же не развалились на поверхности.
""Сан-Хосе" — очень особенный корабль. Его можно сравнить с "Мэри Роуз", потому что он был построен в эпоху расцвета испанских технологий и судостроения, — говорит Анна Коутс, доцент Портсмутского университета. — Есть столько вопросов, на которые "Сан-Хосе" мог бы помочь ответить!".
Корабль перевозил не только драгоценности, но и стекло, фарфор и кожаные изделия. Историки надеются, что груз корабля может дать представление о глобальных торговых сетях в XVIII веке, сложной колониальной иерархии Испании и жизни 600 моряков на борту.
Но если "Мэри Роуз" лежал в прохладных водах у берегов Англии, то "Сан-Хосе" затонул в глубоких тропических водах, что может негативно сказаться на состоянии корпуса и сделать его извлечение одной из самых дорогостоящих и сложных операций такого рода в истории.
"Содержимое корабля очень разнообразно, и мы понятия не имеем, как оно отреагирует на кислород. Мы не знаем, можно ли достать что-нибудь из воды без повреждений", — говорит Куаседо.
Точное местонахождение затонувшего судна является государственной тайной, чтобы защитить его от мародеров, но колумбийские власти выяснили, что оно находится на глубине 600 метров и слишком глубоко, чтобы до него могли добраться водолазы.
Сейчас военные страны разрабатывают подводных роботов, которые сначала сфотографируют и нанесут на карту затонувшее судно, а затем предпримут тщательную попытку его извлечь.
По словам Алекса Хилдреда, руководителя исследовательской программы "Мэри Роуз", то, сколько удастся спасти с затонувшего корабля, будет зависеть от множества факторов — морских течений, температуры воды, осадочных пород, в которые погружен корабль, и даже от того, какие животные там сейчас обитают.
"Вдобавок ко всему, корабль загорелся, — говорит Хилдред. — Будет очень сложно, очень дорого и невероятно трудно поднять корабль и создать музей... Вдобавок все хотят получить его часть. Это просто кошмар!".
В судебной тяжбе с Колумбией участвовала американская компания Sea Search Armada (SSA), которая утверждала, что именно SSA обнаружила район, где в 1981 году затонул "Сан-Хосе". SSA настаивала на том, что Колумбия согласилась поделиться прибылью, но в 2011 году американский суд признал галеон государственной собственностью Колумбии.
На предполагаемые богатства также претендуют коренные общины Боливии, утверждающие, что серебро и золото, из которых были сделаны сокровища, скорее всего, добывали их предки.
Министерство культуры Колумбии объявило, что первый этап исследований будет финансироваться правительством в размере 7,3 миллиона долларов США, и при этом ни один из ценных артефактов не будет продан, как призывало ЮНЕСКО в 2018 году.
"Деньги всегда были ключом к истории Сан-Хосе. Британцы хотели перехватить корабль, чтобы Испании не достались деньги, а после сокровища на борту определили археологические поиски затонувшего судна, — говорит Коутс. — Затем исследованию корабля помешали споры. Было хорошо, если бы хоть раз деньги ушли на второй план, а вместо них началось культурное сотрудничество, чтобы должным образом исследовать корабль".