Foto: Shutterstock
Разрыв с любимым человеком будет легче пережить, если "отредактировать" воспоминания с помощью специальной терапии, утверждает канадский исследователь Ален Брюне.

В течение 15 лет он изучал посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов боевых действий, у пострадавших в терактах и жертв преступлений. Значительная часть его исследования была посвящена развитию восстановительной терапии, которая призвана помочь человеку избавиться от эмоциональной боли, связанной с тяжелыми воспоминаниями.

В основу своего исследования он взял самый обычный фармацевтический препарат — пропранолол. Это бета-адреноблокатор, который уже долгое время используется для лечения некоторых недугов, например, гипертонии и мигрени. Но нынешние исследования показывают, что он может применяться шире.

Foto: Shutterstock
Метод восстановления подразумевает прием пропранолола примерно за час до сеанса терапии, во время которого пациенту предлагается подробно описать свою травму на листе бумаги, а затем прочитать это вслух. "Зачастую, когда вы обращаетесь к какому-то воспоминанию, узнавая что-то новое, с этого воспоминания снимается блокировка. Затем вы можете обновить его, и воспоминание будет сохранено вновь", — рассказал канадский психолог в интервью Би-би-си.

Благодаря процессу восстановления появляется возможность воздействовать на особенно эмоциональные части этого воспоминания. "Мы используем на практике понимание того, как формируются воспоминания, как их разблокировать, обновлять и сохранять вновь. По сути, мы используем эти знания, полученные из нейробиологии, для лечения пациентов", — говорит Брюне.

Foto: Shutterstock
Его научные изыскания часто сравнивают с научно-фантастическим фильмом "Вечное сияние чистого разума", где у расставшейся пары стирают воспоминания друг о друге, хотя Брюне отмечает, что после восстановительной терапии воспоминания не исчезают, они лишь перестают причинять боль.

Воспоминания — их нейтральные, фактические элементы — сохраняются в гиппокампе, а связанные с ними эмоции — в миндалевидном теле. "Представьте, что вы снимаете фильм по старинке, то есть когда изображение и звук записаны на двух отдельных каналах", — сказал он. Когда человек возвращается к травмирующим воспоминаниям, у него включаются оба канала. Пропранолол помогает воздействовать на один канал — эмоциональный аспект памяти, — затормаживая их восстановление и подавляя боль.

Если восстановить воспоминание под воздействием лекарства, оно затем будет "сохранено" мозгом в новой, менее эмоциональной версии. Согласно исследованиям Брюне, около 70% пациентов почувствовали себя лучше уже после нескольких восстановительных сеансов.

При изучении метода он сотрудничал с другими исследователями посттравматического стрессового расстройства, включая эксперта Гарвардского университета Роджера Питмана. Недавно он запустил программу психотерапевтической помощи во Франции, после терактов в Париже и Ницце, и подготовил около 200 врачей, которые лечили жертв, очевидцев и спасателей. Помощь в рамках программы получили больше 400 человек.

После успешных результатов в лечении посттравматических расстройств Брюне решил расширить сферу применения своего метода. В 2015 году вместе со своей бывшей студенткой Мишель Лонерган он обратился к решению проблемы "разбитого сердца" и страдания от предательства. "Если посмотреть на древнегреческие трагедии — о чем они? В сущности они все — о предательстве, — говорит он. — Это один из основных элементов человеческой жизни".

Односторонний разрыв романтических отношений приносит крайне острую боль, замечает Брюне, и эмоциональная реакция при этом аналогична той, что наблюдается у пострадавших в теракте или войне.

Foto: Shutterstock
Для исследования были отобраны пациенты, не просто прошедшие через "любовную неудачу": это были люди, ставшие жертвой супружеской неверности, а также внезапно брошенные партнером, в любви которого были уверены. У них не было сил справиться самим. "Это были люди, которые не могли просто "перевернуть страницу" и "жить дальше", — говорит Брюне. "Эти советы они слышали постоянно, и это никак не помогало. Но [друзья] хотя бы правильно указывали на проблему".

Пациенты как будто застряли в своем "дне сурка" — но если персонаж Билла Мюррея в кинокомедии 1993 года проживал раз за разом один и тот же день 2 февраля, то подопечные доктора Брюне постоянно воспроизводили в памяти момент предательства, что превратилось в навязчивое расстройство.

Брюне и Лонерган обнаружили, что жертвы краха любовных отношений, как и пережившие ПТСР, почувствовали облегчение, иногда после первой же терапевтической сессии.

После пяти сеансов при прочтении вслух описания пережитого предательства они испытывали ощущение "как будто это написано кем-то другим — читаешь, как роман". "Эта терапия налаживает нормальную работу механизма памяти: постепенно, шаг за шагом, позволяет забыть переживание и перевернуть страницу", — поясняет доктор.

Foto: Shutterstock
Его лаборатория в Монреале как раз сейчас набирает 60 испытуемых, перенесших неверность партнера или другую форму обмана от возлюбленного/-ой, для тестирования новой восстановительной терапии.

Ален Брюне надеется, что сферу применения восстановительной терапии можно расширить и лечить фобии, наркотическую и психологические зависимости, осложненное горе, да и в принципе — "любой стресс, источником которого послужило эмоциональное переживание".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!