Фото: Privātais arhīvs

"Когда подруги меня спрашивают "Как ты справляешься?", я, в свою очередь, наблюдаю, как они растят одного ребенка, и понимаю, что в действительности с тремя детьми даже легче", — отмечает в беседе с DELFI Cālis мама тройняшек Светлана Маримонова. Кого-то такие слова удивят, но мама Полины, Арины и Савелия в этом абсолютно уверена, потому что ее дети с рождения привыкли быть терпеливыми и спокойными — они понимают, что мама не может уделять внимание всем одновременно, нужно подождать. Еще они осознают себя единым целым, ни секунды не могут обходиться друг без друга, и каждый говорит: "Мы хотим, мы думаем…". Свой четвертый день рождения тройняшки отпразднуют 28 мая.

Этот рассказ мы посвящаем Дню матери, семейным ценностям, а также долгому и трудному пути, предшествовавшему рождению тройняшек. Вы узнаете, с какими тревогами за эти четыре года приходилось сталкиваться родителям и как много радости и счастья дают им маленькие сердечки. С обоими родителями мы встретились в кафе в торговом центре. Они объяснили, что детей оставили у дедушки, потому что им нужно купить подарок для ребенка, а посещение магазина игрушек со всеми тремя детьми — это не шутка.

Путь к рождению тройняшек был долгий


Светлана и Виктор вместе уже 17 лет. Познакомились они, как и многие, на дискотеке, через некоторое время начали жить вместе, а затем стали думать о детях. Светлана работала продавцом, а Виктор — моряк, но если раньше он уходил в рейсы на четыре месяца, то теперь — месяц в море, месяц дома.

Зачать ребенка в течение пяти лет не удавалось, Светлана приближалась к возрасту 30 лет, и семья обратилась к врачам, которые посоветовали провести процедуру искусственного оплодотворения. Светлана прошла через четыре такие процедуры, и только последняя дала положительный результат.

Еще до беременности Светлана ушла с работы, и теперь она домохозяйка, которая заботится обо всем и всех, особенно когда муж уходит в рейс.

"На самом деле эти процедуры очень тяжелые — как физически, так и морально. Надо иметь крепкое здоровье. У меня был очень трудный период. Ты надеешься, но опять ничего не получается", — признает Светлана. После трех неудачных процедур искусственного оплодотворения, которые семья оплачивала сама, они задумались о том, чтобы встать в очередь на процедуру, оплачиваемую государством, но четвертый раз в клинике "Эмбрион" оказался успешным.

Через 10 дней после процедуры Светлана сдала анализы, и уже тогда врач сказал: "У тебя там не один ребенок". Когда семье сообщили о трех эмбрионах, они должны были быстро принять решение — позволить ли развиваться им всем. Конечно, семья была в некотором шоке, но они ждали так долго, что решили попробовать. Светлану предупредили, что вынашивание трех малышей — большая нагрузка для организма. В какой-то момент начала "ныть" печень, были и другие проблемы со здоровьем.

Светлана — невысокая, стройная женщина, и в ожидании детей поправилась всего на 12 килограммов. Светлана смеется, что в то время, глядя на нее сзади, нельзя было сказать, что она беременна, да к тому же тройней.

За месяц до рождения малышей Светлана легла в больницу. "Врачи уже предлагали ей ехать домой, но она боялась, потому что я был в рейсе, поэтому предпочла находиться под наблюдением медиков", — вспоминает Виктор, а Светлана подтверждает, что там было безопаснее, ведь если что — врачи рядом. И опасения подтвердились — через некоторое время у одного из детей врачи констатировали нарушения кровяного ритма, поэтому было решено незамедлительно делать кесарево сечение. Тогда Виктор уже вернулся из рейса.

Тройняшки появились на свет на 32-й неделе беременности. "В течение часа я их всех увидела", — вспоминает счастливая мама. "Полина была самой маленькой, но как оказалось позже, и самой боевой; мальчик был самым крупным, а впоследствии стал самым спокойным; ну, а Арина — посередине", — рассказывает Светлана.

Детям еще не говорят, кто из них старший, чтобы нельзя было пользоваться этим фактом, но первой родилась именно Полина с весом 1150 граммов, а за ней — Арина (1450 граммов) и Савелий (1900 граммов).

Когда на послеродовую депрессию нет времени


Несколько дней семья провела в родильном отделении, а потом их перевели в Детскую клиническую университетскую больницу. Хотя с малышами все было хорошо, они должны были находиться в больнице, пока не достигнут веса двух килограммов и не появится уверенность, что они способны дышать и есть сами. Именно в больнице Полина проявила себя большим бойцом — энергично ела, дышала без помощи аппарата и очень быстро развивалась. В свою очередь Савелий был ленивым и немного скандалистом — иногда не спал, неохотно ел, не хотел самостоятельно дышать. Потом выяснилось, что мальчик немного отстает от сестер — позже начал ходить и говорить.

Виктор рассказывает, что сначала был не в восторге от того, что им придется некоторое время пожить в больнице, но, увидев, какие у некоторых семей проблемы со здоровьем новорожденных, быстро понял, что им очень повезло и у него нет права сердиться.

А потом они стали сами со всем справляться. "Когда у тебя нет времени ни поспать, ни поесть, потому что надо заботиться о малышах, то на послеродовую депрессию просто не остается времени", — признает Светлана. Накормить тройню грудью почти невозможно, но мама давала им столько молока, сколько у нее было — кормила их до восьмимесячного возраста. Каждый получал молоко мамы по очереди — во время первого кормления — один, во время следующего — второй, потом третий… Дополнительным питанием для малышей была молочная смесь.

С самого начала мама приучала детей к строгому режиму дня, и он соблюдается до сих пор. "График — ключевое слово, чтобы можно было жить более-менее в нормальном режиме. И сейчас, когда детям уже скоро будет четыре года, мы его соблюдаем — например, в 21 час они ложатся спать. У нас как-то спросили, ваши дети вообще плачут? Я не могу сказать, что не высыпаюсь, устаю, потому что соблюдение графика позволяет уделять время и себе. Наши дети в целом спокойные. По ночам я спала, а первые дни в детском саду обошлись без слез", — говорит Светлана.

Когда семья еще только ждала малышей, в семье Виктора происходили очень печальные события, которые повлияли на их дальнейшие планы. Семья сначала жила в однокомнатной квартире в Риге, и Виктор уже присматривал трехкомнатную квартиру, но непредвиденные обстоятельства внесли свои коррективы. В результате они переехали в частный дом родителей Виктора в Лиелварде, где живут и сейчас.

Когда Виктор снова отправился в море, для помощи Светлане наняли няню. Поскольку на момент рождения малышей семья была задекларирована в Риге, они получили не только государственное пособие в размере 8000 евро по случаю рождения тройни, но и пособие от Рижской думы в размере 4500 евро. Папа рассчитал, что этих денег хватит на зарплату няни, пока дети не достигнут возраста двух с половиной лет и не начнут посещать детский сад. Няня жила вместе с ними, а когда у нее были выходные, на помощь Светлане приезжали ее родители и сестра Виктора.

Каждый ребенок особенный, но в то же время все как одно целое


Светлана подчеркивает, что все дети абсолютно разные, но при этом они как единое целое, и один без другого не может прожить ни минуты. "Арина — это стопроцентная интеллектуалка. Еще ей очень нравится наряжаться, она целый час может выбирать, что надеть, примеряя то одно платье, то другое. Полина — гиперактивная девочка — прыгает, бегает, такая маленькая хулиганка, а Савелий — очень добрый мальчик. Предпочитает посидеть, посмотреть и только потом делать", — рассказывает о детях папа.

"В садике все держатся вместе. У моей подруги — двойняшки, и когда я видела, как ее дети все делают вместе, думала: нет, у меня так не будет. Но так и есть — они все делают только втроем. Если кто-то на какой-то момент исчезает, то кто-нибудь другой сразу спрашивает: "А где же..?". Если сражаются с чужими детьми, то всегда друг друга защищают, а если сражаются друг с другом, то и сами справляются", — говорит Светлана.

Фото: Privātais arhīvs
Проблем с началом посещения детского сада не было. С детьми заранее ходили мимо него, рассказывая о том, что там происходит, и говорили, что они тоже туда пойдут. "Поэтому они уже знали, чего ожидать, и с этим не было никаких проблем", — говорит Светлана. Находящийся возле дома садик закрыли, и детей водят в латышский детский сад в Юмправе, хотя родным языком в семье является русский. И в школу их тоже отправят в латышскую. Дети также знают много слов на английском языке, потому что смотрят мультфильмы. Светлана и Виктор тоже говорят на латышском языке, но не так уверенно, и к тому, что дети их в этом опережают, относятся с юмором. Как рассказывает Виктор: "Веду их утром в садик и читаю меню. Говорю детям по-русски, что им сегодня будут давать хлеб с вареньем. Савелий меня спрашивает, знаю ли я, как по-латышски варенье, я отвечаю — ievārījums, а сын говорит: "А вот и нет! Zapte!". Детям также нравятся многие латышские музыканты, они часто скандируют песню "Ballējam, neguļam".

Говоря о том, насколько дети сплоченные, Светлана рассказывает: "Полина часто говорит не "Я хочу", а "Мы хотим", даже в те моменты, когда сестры и брата рядом нет. В то же время она наблюдала, что в семьях, в которых растет один ребенок, он намного капризнее, эгоистичнее, а у тройняшек нет вариантов — надо быть терпеливыми, уметь делиться, но и любви в три раза больше. А папа смеется — когда иногда приходится быть тверже и кого-то ругать, "все притихают, как мыши".

Как признает Светлана, в каждом возрасте ребенка свои заботы и проблемы. Понятно, что когда дети подрастают, становится легче, но начинаются новые этапы. Например, сейчас у них стадия бесконечных вопросов "почему". Попытайтесь ответить на три "почему" одновременно!

Родители, у которых только один ребенок, не могут себе представить, со сколькими разными, казалось бы, мелочами жизни приходится постоянно сталкиваться. Например, семья хотела бы попутешествовать, но пока дети маленькие. "У меня в Англии живет друг, и хотелось бы всем съездить к нему в гости, но когда я начал думать… Самое малое — это купить билеты на самолет, но там, на месте, нам понадобятся три детских автосиденья. У друга двое детей… И тогда нам придется арендовать автобус", — смеется Виктор. Светлана добавляет, что сложности есть и, например, с походом к парикмахеру — три записи подряд никто не берет, то же самое — с походом к врачу, поэтому нужно записываться очень заранее. А недавно Светлана заметила в социальных сетях, что какая-то мама ищет трехместную детскую коляску. Но на самом деле это непрактично, и почти все мамы тройняшек со временем понимают, что лучше использовать двойную коляску и коляску на одного ребенка. Это приходит лишь с опытом.

В семье Виктора двое детей — он и старшая сестра, а Светлана — четвертая в семье с пятью детьми, и в семье ее брата есть близнецы. У родственников Виктора тоже есть близнецы. "Теперь мы думаем, что, возможно, это было обусловлено генетически, потому что во время процедуры искусственного оплодотворения помещают два эмбриона, а у нас развились три", — рассказывает Виктор. В свое время они с супругой думали, что хотят по крайней мере двух детей. А родились трое! Три пары рук, которые могут обхватить шею, три умника, у которых много вопросов, три сердечка, чтобы любить маму и папу, и в День матери Светлана получит три поздравления от детей.

Сердечные поздравления всем мамам!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !