Foto: Pixabay
С 24 февраля слово "война" звучит на каждом шагу — дома, на работе, среди друзей и в интернете, а страх, безнадежность, сострадание и неуверенность — это лишь часть эмоций, которые мы испытали в последние недели.

В разгар тревожных новостей и пугающих видео, вопросы "Как я могу c этим справиться?", "Как мне жить дальше?", "Как и стоит ли радоваться хорошим вещам сейчас?". Отвечают на эти и другие вопросы психиатр-психотерапевт Сандра Пуце и психотерапевт Андрис Веселовскис.

Психическое здоровье — между жерновами кризиса

deutche_welle_video


После двух лет пандемии возникла уверенность, что повседневная жизнь постепенно возвращается в нормальное русло и что люди в целом сумели адаптироваться к условиям Covid-19, но день 24 февраля поверг людей не только в Латвии, но и во всем мире в новый кризис: вторжение России в Украину создало прочную основу для новых переживаний — гнева, паники, тревоги и других повышенных эмоций.

С. Пуце отмечает, что пандемия уже оказала значительное влияние на психическое здоровье и эмоциональное благополучие людей. Хотя, по оценке специалиста, за два года пандемии люди в целом сумели адаптироваться, но все же во многих сферах они выгорели, так как долгое время жили в непривычных условиях.

В частности, эксперт особо выделяет молодых людей, которые во время пандемии пострадали социально и эмоционально, а дистанционное обучение значительно усложнило процесс обучения, что для некоторых теперь является дополнительной нагрузкой из-за экзаменов. Во время пандемии молодые люди также проводили гораздо больше времени в социальных сетях, где присутствовала агрессия, много крайних мнений и обвинений, что не лучшим образом сказывалось на их эмоциональном состоянии.

Между тем А. Веселовскис отмечает, что тренировка психического здоровья и эмоций так же важна, как и регулярные физические упражнения. Проводя аналогии, он указывает на то, что если человек регулярно поддерживает себя в форме, то ему будет легче справляться с непривычными нагрузками при ежедневных тренировках. То же самое касается и психического здоровья: люди, которые уже умели справляться с эмоциональными проблемами и кризисами до пандемии, лучше адаптировались к условиям Covid-19 и стали сильнее перед лицом будущих кризисов.

С другой стороны, те, кто не имел навыков и "подготовки" до пандемии, страдали эмоционально и не могли справиться с кризисом, что привело к более серьезным проблемам, таким как злоупотребление алкоголем, развод, тревога и депрессия. В то же время психотерапевт добавляет, что люди в целом более подготовлены к этому нынешнему кризису, чем к пандемии — сейчас существует установка "мы будем бороться, мы остановим агрессора и мы победим!".

Поддерживая Украину, мы помогаем себе


Одно из самых тяжелых чувств в настоящее время — это беспомощность. А. Веселовскис объясняет, что чем дольше мы смотрим на страшные кадры из Украины, тем слабее становимся — нас "раздавливает" беспомощность и страх. Поэтому каждому желательно искать способы участия и поддержки Украины — делать пожертвования, стать волонтером, связаться с украинской семьей в Латвии и т. д., а затем продолжать делать повседневные дела. Эксперт подчеркивает, что в это время следует придерживаться простых повседневных вещей, беречь энергию, не перегорать и никуда не бежать.

Он добавляет, что характер каждого человека индивидуален, у каждого в семье своя атмосфера и традиции, но самое здоровое, что можно сделать сейчас — это найти золотую середину, быть в курсе происходящего, но в то же время иметь возможность прежде всего делать то, что нужно делать ежедневно.

Важно проявлять эмоции и дозировать информацию


Людям, испытывающим в это время сильное беспокойство, гнев, страх перед неизвестностью и другие негативные эмоции, необходимо найти способ выпустить эти эмоции наружу. Лучший способ сделать это — физическая активность: длительная прогулка в лесу или по берегу моря, бег трусцой, езда на велосипеде, весенние работы на свежем воздухе и т. д.

Специалист ссылается на опыт пандемии, когда она часто советовала мальчикам-подросткам повесить боксерскую грушу в дверном проеме и разрядиться, а девочкам — включить музыку и попрыгать. Лучше выплеснуть свои эмоции таким образом, чем выйти на улицу и проявить агрессию в отношении кого-то.

Что касается количества потребляемой информации, то А. Веселовскис отмечает, что это зависит от уровня эмоциональности человека, например, более боязливым людям нужно уменьшить количество получаемых новостей, а также искать хорошего собеседника и помощника, с которым можно поговорить. Тот же принцип действует и в социальных сетях — если человек чувствует беспокойство из-за того, что кто-то из его виртуального круга друзей регулярно публикует абсурдные вещи, он может отписаться или заблокировать этого человека.

Сандра Пуце добавляет, что в это время желательно быть с людьми, с которыми вам действительно хочется быть рядом.

Как быть с детьми?


Психиатр-психотерапевт объясняет, что главное, на что следует обратить внимание в отношении маленьких детей, это чтобы в раннем возрасте у них не проявлялась ненависть, но особый акцент родителям все же следует сделать на общении с подростками. В этом возрасте молодые люди чаще замыкаются в себе и подвержены риску депрессии, и у них еще нет опыта преодоления серьезных кризисов. Вот почему родительский вопрос "Как ты себя чувствуешь?" здесь особенно важен.

Эксперт добавляет, что сейчас не стоит пытаться навязать подростку свое мнение, а лучше выяснить, что он чувствует, и поделиться своими аргументами и мыслями в разговоре. А. Веселовскис отмечает, что родители лучше всего знают своих детей и первыми обнаруживают изменения, но важно наблюдать за детьми — за их действиями, мимикой и восприятием.

Лучше всего детям помогают взрослые, которые спокойны и способны справиться с кризисом, уделяют время общению с ними. Также не следует бояться, что "дети увидят что-то плохое по телевизору или в компьютере", самое главное — спокойно поговорить с ними о том, что в жизни бывают кризисы, но что они смогут с этим справиться, добавляет психотерапевт.

Можем ли мы радоваться хорошему?


Оба эксперта согласны с тем, что радостные и светлые дни — это когда мы черпаем энергию, необходимую нам для менее счастливых дней. Радостные моменты — это возможность переключиться и снизить риск выгорания, говорит С. Пуце. А. Веселовскис добавляет, что часто существует ошибочное мнение, что "если я несчастлив, то я сострадаю, а если я счастлив, то я не сострадаю", хотя люди могут испытывать обе эмоции одновременно. Психотерапевт также отмечает, что всем необходимо работать над своим чувством вины, потому что существует еще одно заблуждение, что "если у кого-то все идет плохо, то мы не должны радоваться тому хорошему, что происходит в нашей жизни".

В то же время, если думать только о грустном и жить с чувством вины, то вскоре эмоциональные ресурсы человека будут исчерпаны и все окажутся в проигрыше, потому что человек, терзаемый такими эмоциями, не сможет в полной мере помочь себе и другим.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!