Foto: Privātais arhīvs

Через год Яне Страде исполнится 18 лет. Больше всего на свете к этому моменту она хочет начать полноценно ходить. Врачи из Санкт-Петербурга уверены, что они могут ей в этом помочь и ждут девушку на операцию в конце февраля. Вот только собрать необходимую для этого сумму семье в одиночку не под силу.

"Мы верим, что все будет хорошо, по-другому и быть не может", — говорит в беседе с DELFI Woman Наталия Страде. У нее две дочки. Старшей 23 года и у нее уже своя семья, младшей — Яне — 17 лет.

Девушка учится в школе, очень любит читать, одно время даже мечтала стать литературным редактором, но потом передумала и решила, что хочет быть эрготерапевтом. При этом всю жизнь она живет со страшным диагнозом — детский церебральный паралич.

По этой причине Яна может передвигаться только с помощью опоры. Врачи пытаются ей помочь. Впереди — пятая по счету операция. Но обо всем по порядку.

Гинеколог обнаружил беременность на шестом месяце

Foto: Shutterstock
Так получилось, что о своей второй беременности Наталия узнала только на шестом месяце: "Все было, как обычно, в том числе месячные. Потом наступила задержка, я отправилась к врачу, тут то и выяснилось, что я беременна, причем у меня уже такой большой срок".

Дальше события развивались очень стремительно. Буквально через полтора месяца — на 32-й недели беременности — начались преждевременные роды. Спровоцировать их, по мнению врачей, могло состояние здоровья будущей мамы — она простудилась, в организме была обнаружена инфекция, которая и простимулировала начало родовой деятельности.

Как и всех преждевременно родившихся малышей, семимесячную Яну (1,9 кг) оставили в Детской больнице, где под наблюдением врачей вместе с мамой она провела больше месяца. На момент выписки весила девочка 2 100 кг.

Никаких отклонений зафиксировано не было. Да, недоношенный ребенок. Да, есть тонус ручек и ножек, нужно делать определенные упражнения. И все. Однако в год мама забила тревогу — дочка не переворачивалась со спины на животик.

После осмотра невролог Детской больницы поставил диагноз "детский церебральный паралич" (ДЦП). "Я была в шоке, но пребывала в нем недолго, поскольку не было времени грустить, плакать, опускать руки, надо было действовать и все внимание переключилось на решение проблемы", — признается Наталия.

Что могло привести к такому диагнозу, сказать трудно. Возможно, сказалось то, что девочка во время беременности лежала поперек и во время схваток врачи переворачивали ее внутриутробно.

"Ваш ребенок будет ходить!"

Foto: Shutterstock
Объявив маме диагноз, невролог добавил: "Ваш ребенок будет ходить, главное — занимайтесь". Сказано — сделано! На протяжении нескольких лет девочка по пять раз в год проходила реабилитацию (каждый раз — по 25 дней) в Вайвари, где в четыре года сделала свои первые шаги.

"Я видела их, да. Физиотерапевт взяла Яну за ручки, прошла вместе с ней несколько шагов, потом попросила ее отпустить и сказала: "Попробуй сама, ты сможешь!". И у нее получилось".

Долгое время девочка довольно хорошо ходила, держась за что-то, в том числе за руку. Это позволило начать посещать специализированный детский сад, позднее — в 7 лет — школу. Забирает, отвозит и доставляет ее домой школьный автобус. По самой школе удобно перемещаться — есть лифт, различные опоры и персонал, который всегда готов прийти на помощь.

К настоящему моменту Яна готовится к пятой по счету операции. Первая была проведена в семилетнем возрасте. "Ножки выходили из тазобедренного сустава, и врачи вставляли их назад. Но оставалась другая проблема — правое коленка и левая ступня были сильно вывернуты вовнутрь, поэтому в 13 лет нам предложили развернуть тазобедренную кость, но операция не помогла — ничего не развернулось".

Кроме того, через четыре месяца, которые девочка провела в гипсе, на правой ноге сломалась металлическая конструкция, которая держала кость. В результате последовала очередная операция, на сей раз по ее замене.

Реабилитация проходила настолько сложно, что почти три года девочка передвигалась исключительно в инвалидной коляске.

В прошлом году семья с помощью благотворительного фонда обратилась за консультацией к питерским врачам. Как показали обследования, Яне требуется установить эндопротез тазобедренного сустава правой ноги. Только это поможет ей впредь начать передвигаться самостоятельно.

"А пока Яна ходит на трех "ногах" — передвигает перед собой раму с помощью рук и опоры на на левую ногу".

Foto: Privātais arhīvs

Информация для тех, кто хочет помочь семье Яны

Foto: Kadrs no "Youtube" video
3 декабря 2018 года Яне исполнилось 17 лет. Вспоминая, как прошел день рождения, ее мама говорит: "Скромно отметили в кругу близких с тортиком, чаем. Яна хочет ходить на своих ногах, а это тот подарок, который я ей сделать не могу, но очень хочу. Может быть вместе у нас получится".

Провести операцию врачи готовы в конце февраля. Стоимость установки эндопротеза составляет около 6000 евро. У Яны и ее мамы таких денег нет.

Если у вас есть возможность помочь, то сделать это можно следующим образом:

  • позвонив по телефону 90006684, вы перечислите 1 евро 42 цента;
  • набрав номер 90006560, вы пожертвуете 4 евро 27 центов;
  • жертвовать можно и непосредственно на сайте фонда с пометкой "для Яны Строде".

В 2013 году фонд "Вера. Надежда. Любовь" помог 15-летней Алине Закревской — в Санкт-Петербурге ей установили эндопротез тазобедренного сустава, после чего она смогла встать с инвалидного кресла и начать жить полноценной жизнью. Это был первый ребенок из Латвии с эндопротезом. Сейчас ей уже 21 год.

Большое спасибо всем, кто помог собрать сумму, необходимую для 13-летней Василисы Голдиной! Ее историю "Упасть вниз головой с высоты второго этажа и выжить" мы рассказывали здесь. Она уже начала проходить обследование перед операцией в Ленинградской детской областной больнице. Ее ведет главный детский нейрохирург Ленинградской области Снищук Виктор Павлович.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!