Foto: DELFI

"Какое-то время это не болит и не тревожит, а когда начинает беспокоить, то уже слишком поздно — ты проиграл", — говорит о раке предстательной железы Эрик Микельштейнс. В последние годы жизни рак измучил его отца, а два года назад и ему самому был поставлен такой диагноз. Эрик поделился с DELFI Viņa своим опытом, а также выводами о том, что ему помогло избавиться от тяжелого недуга.

Эрик родился и вырос в Канаде, куда его родители уехали после Второй мировой войны, а 11 лет назад переселился в Латвию. У мужчины много занятий — дважды в неделю он работает поваром, а еще руководит микропредприятием по управлению домами и проводит экскурсии по Риге. Он счастлив, что живет в своей стране.

Что касается здравоохранения, то, по словам Эрика, в Латвии оно не хуже, чем в Канаде, где лечился от рака его отец. Одной из главных причин, по которой рак простаты уносит жизни мужчин, Эрик считает запоздалое обращение к врачу и недостаточную заботу о своем здоровье. "Не ждите, что за вас это сделает ваша жена, идите к врачу", — говорит он, призывая мужчин не стыдиться проверять здоровье, потому что рак важно обнаружить как можно раньше.

О том, что нужно заботиться о своем здоровье, Эрик знал еще с детства, а с 50 лет начал проходить регулярные проверки, что и помогло вовремя обнаружить болезнь. "[Запущенный] рак ведет только вниз. Ты можешь его немного приостановить, но он вернется. Я счастлив, что сделал тогда эту проверку", — говорит он, добавляя, что сейчас рака в его теле нет, но остались последствия, которые "он понимает и решает".

Распространенная болезнь, которая лечится

Foto: Shutterstock

В Латвии и мире все больше говорят о женском здоровье, в то время как о мужском чаще молчат, но это не значит, что мужчины болеют меньше. В 2017 году рак простаты в Латвии был обнаружен у 1286 мужчин.

По словам Эрика, победить эту болезнь ему помогли знания и смелость: "Я вырос в Канаде, а там о здоровье мужчин говорят больше и свободнее, чем здесь". Он знал, что ежегодные проверки мужского здоровья нужно проходить с 50 лет, но о том, что у его отца рак простаты, Эрик узнал не сразу, потому что отец это скрывал.

В течение семи лет анализы Эрика на простатический специфический антиген (PSA) были в норме, но два года назад показатель оказался немного выше нормы, и Эрик посетил семейного врача и онколога, чтобы провести дополнительные анализы. А в феврале прошлого года показатель PSA был значительно превышен, достигнув числа 7, и онколог направил Эрика на биопсию и томографию, что помогло понять, в какой части простаты рак. Один из десяти образцов биопсии показал, что у мужчины злокачественная опухоль.

"Когда отошел от биопсии, которая проводилась 8-10 недель, поехал в больницу на операцию", — вспоминает Эрик. Летом 2017 года в ходе лапароскопической операции ему удалили простату, затем врачи провели тщательные проверки и убедились, что рак за пределы простаты не вышел. "Мы нашли рак на очень ранней стадии, и его изгнали из моего тела", — говорит Эрик, признавая, что восстановление после операции было не быстрым.

Были и другие варианты лечения — медикаментозная терапия, облучение, но Эрик предпочел именно операцию. "Насколько знаю о раке, он мог бы вернуться. Мой отец как будто бы вылечил рак, но он снова заболел, и последние пять лет его жизни были очень трудными как для него самого, так и для моей мамы", — объяснил свой выбор Эрик. Его отец умер в прошлом году, когда Эрик был в больнице в Латвии, потому что после операции у него возникло воспаление.

И хотя восстановление после операции проходило не гладко, Эрик все равно доволен ходом лечения. По его словам, в Латвии об онкологических пациентах хорошо заботятся. Если нет осложнений, как у него, то восстановление длится один-полтора месяца, а сам он полностью восстановился только через десять месяцев.

И все же Эрик считает, что в области медицины Латвии еще есть что улучшать. Например, операцию ему пришлось оплачивать самому, потому что очередь на госоперацию была очень длинной. "Это недешево, и я рад, что у меня были накопления, а у многих людей таких денег нет, — говорит он. — Я счастлив, что сделал это. Теперь, конечно, нужно продолжать проверки. Но я чувствую, что рака у меня больше нет".

Молчание о болезни — неуважение к партнеру

Foto: Privātais arhīvs

Эрик подчеркивает, что мужчины должны говорить о своем здоровье. Сам он все существенные вопросы всегда обсуждает с врачом и женой, а иногда говорит об этом и с друзьями. Кроме того, тело после такой операции меняется, поэтому важно знать, кому задавать интересующие вопросы.

Также очень важно иметь возможность говорить обо всем с супругой. "Вам нужно будет говорить о сексе — он абсолютно изменится. У женщин с возрастом тело тоже меняется. Вам нужно обсуждать с партнером все вопросы", — поясняет Эрик. Он добавляет, что изменения в организме, разумеется, не влияют на вашу любовь и чувства друг к другу, но вопросы о физической близости следует обсудить: "Это нужно осмыслить, понять и изменить".

Эрик ничего не скрывает от своей жены, но его отец поступал иначе. "Мужчина должен быть сильным, он не плачет, не показывает эмоций", — объясняет Эрик его поведение. Но на своем примере он убедился, что открытость помогает, и от родственников нельзя скрывать такие вещи: "Мы все стареем, а возраст не приходит один. О таких вещах нужно говорить. Если ваш партнер не знает, что с вами, то это неуважение по отношению к нему, вы ведь женаты, живете вместе. Это касается вас обоих. Проблемы со здоровьем — не слабость, а часть жизни".

Он также подчеркивает, что важно проявить инициативу и общаться с врачом. Специалист может думать, что человека прооперировали и этого достаточно. Но если после операции или терапии у вас возникают вопросы, то консультируйтесь с врачами. Сам Эрик часто общается с онкологом по электронной почте.

Хорошей поддержкой вам могут стать и друзья, особенно те, кто сталкивался с такой проблемой.

Забота о себе – возможность вылечиться

Foto: PantherMedia/Scanpix

Эрик рассказал, что в Латвии есть организация "Alianse vīriešu veselībai" ("Альянс за здоровье мужчин"), цель которой — информировать мужчин о вопросах, связанных с их здоровьем, и побуждать их проходить регулярные проверки.

Он подчеркивает, что открытость в этих вопросах не только помогает эмоционально, но и позволяет вовремя обнаружить болезнь и вылечиться. Стыдиться здесь нечего, о здоровье нужно заботиться, и это не признак слабости. Эрик также указывает, что жителям регионов специалисты менее доступны.

"Все терпят до последнего — "боли слабые, я не беспокоюсь", а когда наконец приходят к врачу, то все уже очень плохо… Я не чувствую себя слабым мужчиной из-за того, что хочу об этом рассказывать, ведь рак может быть у любого, даже у того, в чьей семье никогда им не болели", — говорит Эрик.

По его мнению, привычку заботиться о своем здоровье нужно прививать с раннего детства, иначе к 50 годам человеку будет очень трудно начинать разбираться с этими вопросами.

"Но если ты знал, что можно было делать что-то простое, чтобы следить за здоровьем, а теперь выясняется, что уже поздно… У некоторых друзей так и было — "ай, болит, да это просто возраст", а когда наконец проверился, то уже поздно", — предупреждает Эрик.

Он также указывает, что если людям, у которых обнаружили рак запоздало, и удается продлить свою жизнь, то их последние годы будут очень мучительными: "Последний год вы будете жить без сознания на лекарствах и на обезболивающих препаратах. Последние стадии рака ужасны, и я при этом присутствовал".

"Я бы хотел, чтобы мужчина начали говорить о таких вещах. Говорите с женой, с врачом! Если не знаете, с каким, идите сначала к семейному врачу. Мужчины не должны бояться говорить о таких вещах, если хотят жить дольше", — призывает Эрик.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!