Foto: Shutterstock

Слово "алкоголик" у многих людей вызывает негативные эмоции — им представляется опустившийся бездельник. Однако проблемы с алкоголем могут возникнуть у любого, в том числе у человека из порядочной семьи, который в школе был отличником, получил высшее образование, ведет интеллигентные беседы и способен выполнять ответственные задания, пишет DELFI Viņa. Именно так можно охарактеризовать Анну (имя изменено) — женщину, которая более 10 лет находилась в зависимости от спиртного.

Анна рассказывает, что ее родители алкоголь не употребляют. Самой ей ни в школе, ни в студенческие годы не нравилось посещать вечеринки, на которых был алкоголь. Пока одноклассники пьянствовали, Анна сидела дома и читала книги. И не то чтобы она однажды "сорвалась", зависимость формировалась постепенно. Поначалу алкоголь помогал легче вписаться в компанию и использовался для борьбы со стрессом. А когда Анна узнала, какие алкогольные напитки — "правильные", их употребление стало даже немного престижным. Так незаметно выпивка превратилась в зависимость.

Первые признаки зависимости у Анны появились 12 лет назад, когда ей захотелось выпить без особой причины. Сначала она даже гордилась тем, что ее не мучило тяжелое похмелье. "Это вызывало такое чувство — о, значит, мне это не вредит, уж я-то точно не стану алкоголиком", — вспоминает Анна. Однако она ошибалась, так как впоследствии у нее образовалась зависимость, и крепкий алкоголь женщина стала даже сочетать с антидепрессантами. Чтобы начать лечение, ей нужно было пасть совсем низко.

Теперь уже долгое время Анна трезвая. По ее словам, люди часто не осознают, насколько серьезные последствия может вызывать употребление алкоголя, поэтому она согласилась рассказать свою историю, которая показывает, что алкоголизм — проблема всех людей, а не только отдельных социальных групп.

Как девушка из приличной семьи стала алкоголичкой

"Я выросла в очень порядочной семье, мои родители не употребляют алкоголь и не курят", — говорит Анна. Она была образцовым ребенком. Правда, большим интровертом: "Я не тусовалась с другими, а сидела дома и читала книги. Когда поступила в вуз, все ходили на тусовки, а я по-прежнему упорно училась". Окончив вуз, Анна по-прежнему оставалась интровертом и часто чувствовала себя в компаниях неуместной. И она начала время от времени употреблять алкоголь.

"Я убедилась, что алкоголь помогает мне общаться. Чувство одиночества, ощущение того, что ты не вписываешься в коллектив, угнетает. А когда пьешь, все вдруг становятся друзьями и все шутки кажутся смешными", — рассказывает Анна. Она также стала усиленно употреблять алкоголь из-за перегрузки: "Когда я начинала делать карьеру, у меня была такая перегрузка, что я каждый вечер могла куда-то ходить пить с коллегами". И постепенно Анна пришла к тому, что когда она выпивала два дня подряд, на третий день ее тоже тянуло к спиртному.

Поначалу девушка могла в течение длинного вечера выпить три кружки пива. Позднее употребление алкоголя стало даже немного престижным занятием. "Выбрать качественный виски, "правильное" пиво, хорошее вино… Выпивка стала похожа на искусство, и для нее находилось все больше оправданий", — вспоминает Анна. Выпивала она вместе с талантливыми и интеллигентными знакомыми и друзьями — у всех была хорошая работа, все получили высшее образование. Открытия выставок, форумы, глубокие дискуссии на серьезные темы, беседы на разных языках. Таким образом, пьянство стало вполне оправданным.

А затем наступила следующая фаза — привычка пить и прикладывание к бутылке без особой причины. "Вечером я могла выпить немного виски просто так…", — вспоминает Анна. Тогда у нее были неудачные личные отношения, и это тоже служило оправданием пьянства. "На самом деле, эти отношения ухудшились, потому что я пила. Но я не хотела признавать, что это происходит из-за моего пьянства, и ухудшение отношений было поводом позволять себе пить еще больше", — рассказывает Анна.

Молодая женщина столкнулась и с другими проблемами, в которых винила всех окружающих, но только не себя: "Был виноват начальник, виноваты коллеги, а также родители, которые в детстве недодали любви". Анна не могла смотреть на себя со стороны и критически оценивать свое поведение. "Я же была интеллигентным человеком с высшим образованием и прекрасной работой, и я была такой талантливой и фантастической… Так почему же моя жизнь не задалась? Почему мне вдруг стало трудно работать с коллегами? Почему у меня рушились отношения? Почему ухудшалось здоровье? Я все время себя оправдывала, и все вокруг были плохими, кроме меня".

Потом начался самый тяжелый период — употребление алкоголя значительно увеличилось и выпивку дополнили антидепрессанты. Анна стала посещать психотерапевта, который выразил опасения, что у нее проблемы с алкоголем. Сначала он сказал, что в бокале вина нет ничего страшного, вспоминает Анна: "А я заявила: у меня не бокал вина, у меня бутылка или две на вечер". Психотерапевт порекомендовал ей выпивать немного меньше, но Анна подчеркивает: "Алкоголику нельзя говорить "пей меньше", потому что он уже не может выбирать, сколько пить и в какой момент перестать".

Разочарованная Анна перестала посещать специалиста. Ее решение было таким: "Я знаю, сколько можно выпить вечером, чтобы на следующий день нормально функционировать и никто не догадывался, что я пью". Выходные она проводила в тумане под воздействием алкоголя и лекарств.

Анна осознавала, что у нее проблема, но решить ее не могла. Тогда она обратилась в общество анонимных алкоголиков, и ее пригласили на собрания. Начало собраний было в 19 часов, но Анна не могла их посещать, потому что между работой и собраниями у нее было два часа свободного времени, а это слишком долго, чтобы она могла оставаться трезвой. Женщине разрешили посещать собрания и пьяной, но при условии, что она не будет ничего говорить. "Но мне было стыдно идти на встречу с алкоголиками пьяной, и я не стала туда ходить". Из-за алкоголизма Анна растеряла всех своих друзей.

Первые "протрезвления" и отказ от алкоголя

Foto: Caro/Scanpix/LETA

По словам Анны, признаться себе в том, что ты алкоголик — нелегко. Хотя внутренне она уже давно осознавала свою проблему, признать этого долго не могла, пока не достигла самой низкой точки в своей жизни. В тот момент, когда Анна впервые обратилась в общество анонимных алкоголиков, она уже поняла, что зависима от спиртного, но всей серьезности проблемы не осознавала.

Перемены начались, когда она начала употреблять алкоголь и лекарства на рабочем месте. Анна стала засыпать за столом и просыпалась только тогда, когда ее будили коллеги. Она поняла, что больше не может работать в коллективе, который знает о ее проблеме, и уволилась.

Другую работу Анна нашла очень быстро. Правда, употреблять алкоголь не прекратила и даже не верила, что сможет от него отказаться. Она просто начала "пить умнее", то есть так, чтобы другие не замечали, что она все еще пьет, и не быть пьяной на рабочем месте. "В тот момент я еще не признавала, что мне нужно лечиться, я просто понимала, что все очень, очень плохо", — говорит Анна.

Она подчеркивает, что человек не может освободиться от зависимости в одиночку: "Мысль о том, что все может измениться, очень пугает. Мысль о том, что никогда больше не буду пить — это безумно страшно. Страшно взять на себя ответственность за все, что произошло". Анна говорит, что будущее — неизвестное и пугающее, и возникает ощущение, что выхода из этой ситуации нет.

Помогло ей то, что она познакомилась с человеком, который заметил, что у нее проблема, и был готов помочь. Он уговорил Анну пойти к наркологу, который выписал лекарство для лечения зависимости. "Так начались мои первые "протрезвления". Я могла неделю или две быть трезвой. А потом снова было "падение". Не употреблять алкоголь неделю для Анны было великим достижением. Нарколог помог ей понять, как именно употребление алкоголя влияет на организм и работу мозга, но и с его поддержкой достичь полной трезвости не удавалось. "Когда я начала лечиться, у меня было ощущение, что я спотыкаюсь, с разбитыми локтями и окровавленным лицом карабкаюсь на гору, но подняться не получается. Мне очень хотелось быть трезвой".

Один друг предложил Анне связаться с пастором и наркотерапевтом Марисом Кирсонсом. "Тогда я употребляла и алкоголь, и лекарства, и наркотики", — вспоминает Анна. Наркотики она принимала не чаще раза в месяц. А настоящий путь к трезвости начался, когда ей уже не говорили строго "нельзя" и не стыдили за нарушения. Она старалась держаться ради себя самой, а не для того, чтобы перед кем-то отчитываться.

Анне предложили 90 дней посещать собрания анонимных алкоголиков. "Я проплакала все собрание", — вспоминает она свою первую встречу с анонимными алкоголиками, на которой ей впервые пришлось сказать вслух другим людям: "Меня зовут Анна, и я алкоголичка". Это было ужасно, и она не стала ходить на собрания, потому что была разбита. Анна вернулась к лекарствам, выписанным наркологом, и своей "полутрезвости".

Через пару месяцев она все же решила посетить собрание анонимных алкоголиков еще раз. Перед собранием пообщалась с другими пришедшими: "Я села и за пять минут до начала собрания поняла — нет, не могу". И ушла. Позже она решила связаться с кем-то из людей, с которыми говорила перед собранием. Анна нашла себе "спонсора" (поддерживающего человека из этой среды) и начала путь к абсолютной трезвости.

Она приступила к 12-шаговой программе, во время которой не только прекратила употреблять алкоголь, но и начала решать проблемы, приведшие ее к выпивке. "Мания величия, комплексы неполноценности — если ты со всем этим не разберешься, то рано или поздно вернешься к выпивке", — говорит Анна, отмечая, что во время выздоровления ей было важно понимать, что существует какая-то высшая сила и что она не одна. Для кого-то это может быть Бог, а для кого-то семья, друзья или группа анонимных алкоголиков. Важно осознавать, что существует кто-то, на кого можно положиться.

Время трезвости Анны

Хотя впервые произнести вслух слова "я алкоголичка" было трудно, теперь Анна этой фразы не стыдится. Люди, конечно, пытаются осуждать, но она говорит: "Люди обычно кого-то осуждают, когда у них самих есть проблемы, но они не могут себе в этом признаться и живут в этом отрицании". Анна объясняет, что люди, которые решают свои внутренние проблемы, обычно очень открыты и осуждают других гораздо меньше.

"То, что я алкоголик — лучшее, что со мной произошло, потому что раньше я была очень несчастным человеком. Я не знала, как справляться со своими чувствами, своим одиночеством, своими дисфункциями, отношениями с родителями". Анна признает, что не умела справляться с многочисленными проблемами и чувствовала себя подавленной уже в школе. Она чувствовала себя неуместной и отстраненной. "Алкоголь каким-то образом помогал всюду вписаться", — признает женщина.

Анна говорит, что лечение от алкоголизма помогло ей понять: если ты отличаешься от других, в этом нет ничего плохого. Она усвоила и то, что чья-то агрессия не имеет к ней никакого отношения, потому что свидетельствует о неспособности агрессора справляться со своими эмоциями.

Анна говорит, что больше не чувствует себя одинокой, потому что знает, что у нее есть спонсор и другие сторонники. Она осознает, что у нее есть люди, которые в трудный момент могут помочь и находятся на досягаемом расстоянии. "Раньше я легко находила повод для выпивки. Случилось что-то хорошее — причина выпить, что-то плохое — причина выпить. Теперь, если я чувствую, что могу сорваться, то еду на собрание", — рассказывает Анна об изменениях в своей жизни. Она наконец познакомилась с собой.

Теперь она спокойно может находиться там, где употребляют алкоголь, ей не нужно от него бежать: "У меня все в порядке. У меня больше нет этого желания". Она может проводить время с теми, кто употребляет алкоголь. "Но я точно не хочу проводить время с пьяным человеком", — говорит Анна, добавляя, что пьяные люди часто не очень приятны.

Еще одно положительное изменение после прекращения употребления алкоголя — улучшение здоровья, говорит Анна. Врачи тоже очень высоко оценивают эти изменения, потому что им больше не нужно чинить то, что человек постоянно ломает своим поведением.

Отмечать праздники тоже стало намного приятнее, так как они больше не проходят "в тумане". К тому же опыт Анны и знания, полученные в сражении с зависимостью, уже несколько раз оказывались полезными и для других, и Анна этим очень довольна.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!