Foto: Privātais arhīvs

Врачи разводили руками, не давая никаких прогнозов насчет того, как будет развиваться состояние здоровья четырехлетней Киры Гриценко. Есть два варианта, говорили они: девочка восстановится или останется лежачей на всю жизнь. Кира выбрала первый. Но для того, чтобы ситуация не ухудшилась, ей нужно регулярно проходить определенный курс реабилитации. Многое родители делают самостоятельно, но без помощи специалистов большого прогресса не добиться.

Занда Гриценко — многодетная мама. Вспоминая в разговоре с DELFI Woman, как развивались события, она перелистывает фотоальбом, в котором все зафиксировано до мелочей.

Ни в период беременности, ни во время родов не было никаких тревожных сигналов, говорит Занда. "Беременность протекала хорошо. Родилась Кира в срок. Рожала я в больнице Страдиня, сама, без осложнений. И на третий день нас выписали домой".

Что-то пошло не так, когда малышке исполнилось три месяца. "В один из дней у дочки случился приступ — все тело сводило судорогами. Мы тут же поехали в больницу, прошли обследование, в результате которого врачи поставили диагноз "эпилепсия". Выписали лекарства и отправили домой", — рассказывает мама.

Ничто не предвещало новой беды. Девочка росла. К трем годам научилась сама одеваться, кушать, ходить на горшок, составлять слова в осмысленные фразы.

Foto: Privātais arhīvs
Все это позволило ей посещать обычный детский сад, где, по сравнению с другими детьми, никаких существенных отклонений в развитии у нее не наблюдалось.

Синдром внезапной смерти

На "до" и "после" жизнь изменилась 16 июля 2018 года. Подойдя утром к кроватке, чтобы разбудить дочку, Занда нашла ее лежащую лицом вниз. "Когда я ее перевернула, она была вся синяя, без дыхания, сердечный ритм не прощупывался. Тут же прибежал муж, помню его первые слова "Она еще теплая". И пока он делал искусственное дыхание и массаж сердца, я звонила в скорую. Через 6 минут, когда они приехали, Кира уже дышала, редко, но дышала".

На вызов выехали сразу две бригады — обычная и реанимационная. "Они предположили, что это был длительный эпилептический приступ. Осмотрели, дали препарат от судорог, решили сразу в больницу не вести, мол, вдруг проснется и все будет нормально. Но когда через два часа я поняла, что никак не могу ее разбудить, снова вызвала скорую и мы поехали в больницу".

Foto: Privātais arhīvs
Первые сутки никто не понимал, что происходит, почему Кира не просыпается. Только после получения результатов различных анализов и компьютерной томографии 17 июля стало ясно, что ребенок находится в глубокой коме. 18 июля девочку подключили к аппарату искусственного дыхания легких.

Срочная операция

При дальнейшем обследовании выяснилось, что у Киры синдром Арнольда-Киари. Это медицинская аномалия, когда мозжечок давит на канал спинного мозга, прекращает циркуляцию спинномозговой жидкости и блокирует сигналы головного мозга к легким, сердцу и другим жизненно важным органам человека.

В ночь с 18 на 19 июля была проведена срочная операция по освобождению спинного мозга от мозжечка. "Когда поняли, что нужна операция, врач очень осторожно сказал: "Не надейтесь ни на что, произойти может все что угодно".

Foto: Privātais arhīvs

К счастью, операция прошла успешно, однако и после этого врачи были очень осторожны в своих прогнозах, честно отмечая, что есть два пути развития событий — девочка восстановится либо останется лежачей на всю жизнь.

Трехлетний младенец

До 25 июля Кира находилась в коматозном сне. "Когда уменьшили дозу лекарств, дочка начала просыпаться. И тут же стало ясно, что она вообще не может сама двигаться — только открывать и закрывать глаза. Каждые три часа, чтобы не было пролежней, надо было менять позу. Кормили ее через зонд. Медицинский персонал в отделении интенсивной терапии следил за ней днем и ночью. Звонить можно было в любое время суток, отвечали, помогали, поддерживали".

31 июля из реанимации Киру перевели в обычную палату. Начиная со 2 августа, ее стали кормить не через зонд, а шприц.

Ближе к 10 августа девочка стала реагировать на лица и картинки, а также начала улыбаться.

Foto: Privātais arhīvs
10 августа врачи разрешили забрать Киру домой.
Foto: Privātais arhīvs
"У меня на руках оказался трехлетний младенец, который сам ничего не может делать. Но мы не сдавались и уже 17 августа поехали на реабилитацию в Гайльэзерс. Основная задача была помочь начать самостоятельно двигаться. Когда уезжали домой, Кира уже могла сама повернуться на бок. Это было очень большим достижением".
Foto: Privātais arhīvs
10 сентября Кира впервые самостоятельно села, 12-го — встала на ножки в кроватке. Вскоре она начала сама кушать вилкой — главное, помочь наткнуть еду на вилку, а дальше уже сама могла попасть в рот. С 19 сентября девочка стала ползать — это было больше похоже на кувырки, но главное, что она освоила хоть какой-то способ передвижения. 25 сентября сама взяла бутылочку, чтобы попить. В октябре она уже могла управлять ложкой.
Foto: Privātais arhīvs
Foto: Privātais arhīvs
Поскольку государство в течение полугода предоставляет только один курс реабилитации, а останавливаться сейчас нельзя, семья Киры обратилась за помощью в благотворительный фонд "Вера. Надежда. Любовь". Благодаря его поддержке девочка смогла пройти два курса массажа, два курса физиотерапии и два курса по 10 занятий в костюме Адели.

"Надевается жилетка, шорты, наколенники, все перетянуто резинками. При движении создается большое сопротивление, надо приложить больше усилий, чтобы подвигаться, так начинают работать глубокие мышцы тела", — то, как "работает" этот костюм, объясняет Занда.

Foto: Privātais arhīvs

Страх надежды


Сейчас Кира уже может сидеть, кушать, ползать, передвигаться, держась за опору, кататься на детской машинке, при поддержке одеться, почистить зубы, причесаться. "С одной стороны, это такие мелочи, но если рассматривать их в совокупности, то создается достаточно радостная картина".

Foto: Privātais arhīvs
Но нужно продолжать, не останавливаться, подчеркивает Занда, поскольку без регулярных занятий быстро наступит регресс.

"При выписке нам сказали, что надо очень много работать и самый быстрый результат будет в первые полгода, потом он замедлится и велика вероятность регресса. Дома мы выполняем все рекомендации эрготерапевта, некоторые упражнения, которые дал физиотерапевт, ходим по лестнице вверх-вниз, но этого недостаточно".

Foto: Privātais arhīvs
21 октября Кире исполнится пять лет. Ее мама честно признается, что она сознательно ни на на что конкретное не надеется, чтобы не разочаровываться. "Стараюсь радоваться каждой мелочи, которая происходит. Вот она взяла ручку, нарисовала палочку — день удался! Взяла вилку и положила пельмешку в рот — день удался! Взяла кружку и сделала сама глоток — ура. Каждый маленький шаг — неописуемая радость. Меня так радует, что Кира сама постоянно что-то хочет делать и очень старается. Она очень целеустремленная, жизнерадостная девочка. У нее многому можно поучиться, особенно этому стремлению двигаться вперед — я не могу, но я буду, я вот сегодня не смогу, но завтра смогу. И это очень радует. Нет смысла надеяться на что-то конкретное, я стараюсь находиться здесь и сейчас, замечать все то, что происходит в данный момент".

Чем каждый из нас может поддержать Киру


У каждого из нас есть возможность приблизить маленькую Киру к ее следующему достижению. В ближайшее время ей необходимо пройти еще два курса занятий в костюме Адели, а летом 2019 года ее ждут в Санкт-Петербурге на тренажер "Лакомат" для восстановления навыков ходьбы. На все это необходимо 4500 евро.

Foto: Privātais arhīvs

Если у вас есть возможность помочь семье, то сделать это можно следующим образом:

  • позвонив по телефону 90006684, вы перечислите 1 евро 42 цента
  • набрав номер 90006560, вы пожертвуете 4 евро 27 центов
  • жертвовать можно и непосредственно на сайте фонда.


То, что несмотря на все невзгоды, которые произошли в жизни, Кира продолжает оставаться жизнерадостным ребенком, наглядно показывают эти снимки из семейного фотоальбома. На большинстве из них она широко улыбается…

Мы очень благодарны всем, кто нам уже помог, ведь каждый маленький, казалось бы, шаг к улучшению для наших врачей большой сюрприз, они не ожидали, что при таком диагнозе как "синдром внезапной детской смерти", с которым Кира поступила в больницу, спустя два месяца она уже сделает свои первые шаги".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!