Foto: Māris Morkāns

Чего стоит корабль построить? Почему алые паруса – не только романтично, но и практично? Как далеко от морской болезни до любви? Почему шведская кронпринцесса Виктория не вышла в море? Куда ведут следы герцога Екаба? Капитан исторического парусника Lībava Анатолий Молоканов рассказал порталу Delfi о счастливой жизни под парусами.

"Толик М. стоит трёх тысяч моряков. Он капитан и судовладелец. У него полно железных кораблей и один деревянный парусник, копия шхуны короля Карла II. Толик ходит на нём по Балтике, стреляет из пушек картошкой. Чуrунные ядра, как ни целься, иногда попадают в цель, что довольно дорого. После нескольких таких случаев Толик перешёл на стрельбу овощами…". (Из рассказа "О морских хороших дядях", книга Славы Сэ "Последний сантехник".)

Популярный рижский писатель-блогер Слава Сэ уже не раз вписал в историю имя капитана Анатолия Молоканова. Есть за что. Во-первых, Слава Сэ – еще и бард, а те давно спелись с парусником Libava и мимикрировали под его команду. Во-вторых, как пишет Слава Сэ, далеко не каждый мужчина способен "построить маяк, родить яхту и переплыть море в какой-нибудь кухонной утвари". Толик М. – способен и на большее.

Море в жизни Анатолия появилось вместе, собственно, с жизнью и всосало в себя, как пылесос хомячка. Отец - "ходил". Брат – "ходил". Сам Анатолий пытался было увильнуть, в какой-то момент даже хлопнул дверью Лиепайской мореходки, но долго сухой жизни не вынес – вернулся к "мокрому делу". Бороздил Балтику на траулерах – сперва штурманом, а потом – капитаном. 18 лет назад создал свою рыболовную компанию-кормилицу…

Стоя на палубе тесного баркаса, весь в чешуе и расстройстве чувств после очередного разорения сетей наглыми тюленями, Анатолий с завистью созерцал проплывающие мимо парусники, на которых беззаботно проводили время счастливые и нарядные люди. "Как-то я поймал себя на мысли, что тоже хочу так. А через какое-то время дорос до осознания, что тоже могу так. Государство наше в ту пору шло в гору, казалось, что это необратимо и надолго. И я решился… Конечно, это была чистой воды авантюра, но не жалею о ней ни секунду – она дала столько друзей и приключений. Как гласит девиз парусника одного моего товарища, "Жизнь – такая, какой мы ее делаем" Лучшего я до сих пор не придумал!".

Чего стоит корабль построить?

Foto: Māris Morkāns
– На территории Латвии самым успешным строителем парусников был курляндский герцог Екаб – у него было три верфи: в Вентспилсе, Лиепае и Кулдиге. Корабли строили по голландскому образцу и называли смешными именами - "Три кильки", "Крокодил", "Кит"… Герцог этот был воинственным дядькой – колонии создавал по всему свету. Впрочем, нередко и он оставался с носом: команды его кораблей перебивали комсостав и выходили из-под контроля, становясь пиратами.

Из того, что строилось в 17-м веке в Курляндии мне больше всего нравились мелкосидящие херрен-яхты, использовавшиеся как прогулочные и представительские – в те времена почти все коронованные особы имели суда такого класса. Стал искать, где такую построят. Недорого.

Нашел добротную верфь в Карелии, где делами заправляют бывшие строители военных кораблей. Их первый же парусник снялся в трех сериях "Пиратов Карибского моря". Обратите внимание, что в третьей части фильма Джеку Воробью бьют по физиономии на фоне… герба России.

Строительство корабля – целый ритуал. Шпангоуты (поперечное ребро корпуса судна - прим. ред.) заложили в 2006 году. В последний замуровали серебряную монету и освятили начало строительства: батюшка дал паруснику икону Николая Чудотворца, которая до сих пор висит в капитанской каюте. Отмечали бурно. До сих пор помню, как батюшка провожал меня в такси на станцию: кто-то помог мне забраться в поезд, откуда я кричал "Виват, Карелия!", а отец Василий пытался освятить вагон.

Через два года тот же батюшка освящал спуск готовой "Либавы" на воду. Моя будущая жена разбивала о борт бутылку шампанского – получилось с первого раза, это важно. Горлышко у нас по традиции висит в кают-компании.

Первые паруса у нас были белыми, но их порвало в штормах – сменили на алые. Это не просто дань романтике – мы вычитали, что в старину парусину вымачивали для крепости в отваре коры дуба, что придавало ей алый цвет. В память об этом мы купили современные паруса такого же цвета, но в более современной обработке.

Какие-то работы выполняли, как в старину - например, деревянную обшивку, какие-то – по новым технологиям, иначе Морской регистр Латвии не допустил бы нас потом людей катать: для них безопасность – превыше всего, так что все строительство сурово контролировалось. И до сих пор нас все время проверяют - работу радиобуя, наличие спасательных жилетов, плотов.

Нашим первым плаванием стала дорога из Карелии домой. Мачту установили только в Петербурге (иначе не прошли бы мосты), когда стали крепить такелаж, 14-15 летние ребята с соседнего фрегата "Штандарт" обхохотались. Впрочем, ребята оказались добрые: как только мы сдались, мигом попрыгали к нам на палубу и навели порядок. Что и говорить, к парусам пришлось привыкать долго. Года четыре были с ними на "вы", зато сейчас буквально срослись с кораблем: чувствуем, как он реагирует на ветер, течение, погоду… При хороших условиях "Либава" развивает до 8,5 узлов (около 15 км/ч) – это очень прилично.

Со всеми последующими доработками и переделками яхта обошлась мне почти в полмиллиона евро – что-то заплатил из накоплений, большую часть - в кредит. Теперь потихоньку расплачиваюсь. В кризис было совсем непросто. Мне не раз предлагали продать корабль - не соглашался. Жить хочется сейчас.

Море не любит пьяниц и дураков - сурово наказывает

Foto: Māris Morkāns
- У меня два диплома – капитана рыболовецкого судна и 500-брутто-тонного корабля. Каждые пять лет – переэкзаменовка. Ведь навигация – дело непростое: море, звезды, течения, разные суда... Современному моряку уже недостаточно примет из серии "солнце красно поутру – моряку не по нутру", "солнце красно с вечера – моряку бояться нечего". Все время что-то новенькое появляется. Например, в последний раз обучали борьбе с пиратством.

У моей команды главное образование – практика. Впрочем, многие так полюбили это дело, что прошли курсы вождения яхт и получили дипломы. За девять лет народу к "Либаве" прибило немало: бизнесмены, компьютерщики, медики, художники, писатели, музыканты, историки… Всего около 15 человек, которые периодически меняются друг с другом. В основном это жители Латвии, но некоторые приезжают из России, Германии, Эстонии. Как начинается сезон, сразу держат нос по ветру. Женщины в команде редкость, чаще всего им доверяем камбуз, иногда – штурвал. Не потому, что сексисты какие-то, просто для работы с парусами нужны очень сильные руки, а наши дамы большей частью – хрупкие создания.

В какой-то момент я сильно задружился с реконструкторами (люди, занимающиеся воссозданием определенного исторического периода), а среди них много бардов… Так нас окружили люди с гитарами, теперь море и песни у нас едины. В начале и конце сезона навигации традиционно идем на какой-нибудь красивый остров, устраиваем там концерты, пьем, жарим шашлык…

Вот уже пять лет у меня на корабле – строгий "сухой закон": за сутки до выхода в море - даже пиво запрещено. Похмеляться - только кефиром. Выпивший человек – непрогнозируем в поведении, в таком состоянии во многих просыпаются пираты и капитаны со стажем: на мачту ему надо залезть, с пушки пальнуть… По рыболовецким временам знаю, что 50-60 процентов рыбаков гибнет именно из-за алкоголя. И сам я капитаном стал, потому что прежний капитан пил. Море не любит пьяниц и дураков - всегда наказывает.

Море – оно вообще очень непредсказуемое: сейчас оно ласковое, через три часа - жесткач. Как-то возле Гданьска мы на ровном месте попали в сильнейший шторм: ветер 25 метров в секунду, рей чертил полосы по воде, на моих глазах 130-килограммовая пушка разорвала крепеж, взлетела в воздух и унеслась за борт – пришлось потом отливать новую.

Как-то, выйдя из Свиноустья, мы уныло продвигались на моторе против ветра, а когда ветер вдруг повернулся в нужную сторону, радостно поставили все паруса. И тут недалеко от правого борта организовался настоящий смерч. Сильнейший порыв ветра выдрал шкот грота. Я тут же погнал команду с палубы, чтобы оторвавшиеся блоки не покалечили людей. И правильно сделал: на моих глазах деревянное весло спасательной лодки столкнулось в воздухе с блоком и разлетелось в щепки... По счастью, все закончилось благополучно. А что нас не убивает, то делает сильнее.

Сундук с сокровищами, недосягаемая кронпринцесса и любовь под парусом

Foto: Māris Morkāns
- Мой корабль – единственный исторический в Латвии в своем классе. У эстонцев их - целых 14. Мы подружились – они пригласили меня к себе в Ассоциацию: мол, что ты один маешься. Теперь вместе участвуем в разных мероприятиях. Например, в слете исторических кораблей Baltic Sail в Гданьске или Свиноустье. Эстония поддерживает имидж морской державы не только на словах. Например, Таллин выделили всем парусникам Ассоциации деньги на покупку дополнительных средств безопасности. И нашему тоже.

Я набрался у соседей немало замечательных идей. Вот уже третий год в конце мая мы проводим благотворительное мероприятие "Даугава под парусами" – катаем на яхтах детей с ограниченными возможностями. Нас поддерживают реконструкторы – от Северной войны до Средневековья. В этом году мероприятие пройдет 29 мая в яхт-клубе на Кипсале.

Дети – это вообще, отдельная песня. Некоторых после прогулки на корабле – не отодрать от мачты: мечтают стать пиратами. Мы придумали очень интересную и поучительную форму празднования детских дней рождений - "Поиск клада". Выходим в море, в какой-то момент незаметно кидаем бутылку в воду, а потом торжественно выуживаем. В бутылке - карта с информацией о кладе, который мы предварительно зарыли на Острове сокровищ в устье Лиелупе. Ищем остров по карте, высаживаем там детей с аниматором-пиратом, компасом и лопатами. Как-то аниматор ошибся на несколько шагов – вырыл яму с человеческий рост, и ничего… Все закончилось благополучно, по моей наводке, сокровища были вырыты.

Очень любят на нашем паруснике отмечать свадьбы. А как же: алые паруса, Грей, Ассоль… Мы еще и специальный флаг молодоженов вывешиваем на бушприте (брус, выступающий вперёд с носа корабля), и палим из пушки, чтобы оповестить город о рождении новой пары. Однажды я даже провел символическое бракосочетание на воде. Молодые расписались в Англии, а в Латвии устроили необычную свадьбу на бис для родных и друзей.

Как-то была совсем уж удивительная история. Буквально одновременно мне позвонили литовец и девушка из Латгалии, совершенно незнакомые друг с другом, попросили взять их на борт в поездку. Всю дорогу они не покидали палубы - их выворачивало за борт. Через несколько дней после возвращения позвонили, что решили пожениться.

А сколько мы разных интересных людей перевозили – не сосчитать! Разве что с кронпринцессой Викторией не срослось: все было заказано на самом высоком уровне, мы уже и новый трап сделали, и траву покрасили, но стихия подвела - пришлось отменить. У нас проводились заседания Виторган-клуба, день рождения Сергея Светлакова, снимались "Непутевые заметки" с Дмитрием Крыловым, музыкальный клип Денни Мэй и Роберто Мелони. А Борис Моисеев на 60-летие так увлекательно излагал свою биографию, что заслушавшийся матрос не те концы отдал и гафелем (рея с вилообразным концом) чуть не пришиб артиста.

В этом году Рига купила права на проведение Baltic Sail во время Дней города 18-20 августа - удалось пригласить семь исторических кораблей. Будет парад парусников и яхт, прогулки по Даугаве (в том числе одна – на салют) и, с помощью реконструкторов, устроим небольшую морскую битву – продемонстрируем, как в старину пираты делали ложные маяки, заманивали торговые суда и нападали.

Покататься на "Либаве" можно в течение всего лета, пока она стоит у причала в Городском яхт-клубе на Кипсале, начиная с 27 мая - можно арендовать на тематическое мероприятие или купить билеты на двухчасовую прогулку под парусами с музыкой и пирожными. Такие возможности для корабля жизненно необходимы: содержание деревянного парусника обходится недешево, да и кредит не спит…

Большая мечта по следам герцога Екаба: остров Джеймс, Тринидад, Куба…

Foto: Reuters/Scanpix
На фото: карнавал на Тринидаде - примерно так будет встречать на острове Libavu.

- Один из самых красивых в мире парусников четырехмачтовый барк "Крузенштерн" 1926 года постройки рижане уже видели четыре года назад – он приходил в наш порт вместе с другими парусниками Большой регаты. Именно на этом корабле проходили стажировку многие латвийские моряки. В том числе – и мой брат. А вот мне – не довелось, причем по собственной глупости: за неделю до начала практики я поспорил с учителями, показал характер и хлопнул дверями мореходки. По счастью, мечты осуществлять никогда не поздно.

В прошлом году команду "Либавы" пригласили на празднование 90-летия "Крузенштерна" в Светлогорск. Мы подружились с их капитаном Михаилом, позвали парусник в Латвию и уже отлили в знак любви и уважения 42 бронзовые накладки для кнехтов (тумба на палубе судна или на пристани для закрепления канатов) – в подарок. На Baltic Sail у них прибыть не получается (договор с французами), но в сентябре - очень ждем. Хотим сделать объявление для курсантов мореходок Латвии, которые проходили практику на "Крузенштерне", чтобы они прислали фотографии – мы их вывесим и устроим праздник.

А еще их капитан "Крузенштерна" предложил моей команде присоединиться к ним на пару недель в каком-нибудь плавании – такая практика неоценима, ведь, если у "Либавы" 160 квадратных метров парусов, то у "Крузенштерна" - 3400. Так что это наша вполне реальная мечта.

Есть у меня и большая мечта. Как только разочтемся с кредитами, начнем подготовку к большому плаванию – хотим пройти на нашей "Либаве" по маршруту герцога Екаба. Сперва – курс на его бывшую колонию на остров Джеймс возле Африки, а оттуда - на Тобаго возле Северной Америки (герцог основал там колонию "Новая Курляндия"). В идеале хотелось бы добраться до Кубы, а затем и до Нью-Йорка, где переждать несезон, а как только погода стабилизируется - домой. Чтобы не влезть в новый кредит, планируем на некоторые этапы продавать билеты и брать по пути гостей из Голландии, Франции, Португалии…

***

"…Хорошие дела никогда не начинаются просто – говорит Толик и тушит бычок в мясном салате. Меня за такой финал утопили бы в этом же салате. Но у Толика всё выходит элегантно. Все его любят, а он любит всех.

- А пойдёмте в круиз! На острове Рухну есть отличная баня! - говорит он вдруг.

- О Боже, да! - отвечают женщины хором.

Они слишком любят всё морское , чтобы ограничиться обычным своим "может быть". Я тоже записался… Вернусь обветренный, матёрый. Четыре часа плыть, не шуточки. Обязательно после что-нибудь напишу, героическое. Записки морского пуделя". (Из книги Славы Сэ "Последний сантехник".)

27 мая яхта Lībava начинает регулярные двухчасовые прогулки под парусами по Даугаве, а по заказу – и дальше. На борт вмещается до 36 гостей. Подробная информация – здесь и здесь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!