Foto: Mila Po
"Последние пять лет были самыми счастливыми в моей жизни", — признается Наталья Михайлова. А ведь это был еще и период серьезных изменений: она вышла замуж, уволилась с руководящей должности, устроилась работать в дом престарелых и поступила в медицинский колледж. В ближайшее время нужно успеть завершить еще одно важное дело — поменять паспорт, поскольку, помимо всего прочего, Наталья успешно прошла процесс натурализации и получила гражданство Латвии.

15 июля Наталье Михайловой исполнилось 50. "Чувствую себя молодой, особенно сейчас, когда меня окружают люди, кому за 80, а то за 100 лет. Я для них девочка!", — смеется она. Эта стройная брюнетка действительно никак не тянет на свой возраст и совсем не похожа на фото в старом паспорте, ведь сейчас она как минимум на 15 килограммов стройнее.

"Я расположена к полноте и в какой-то момент мне стало как-то неуютно в своем теле. Нашла в интернете онлайн-группу, в которой по лицензированной программе учат придерживаться принципов питания, в соответствии с которыми можно есть фактически все, главное правильно сочетать продукты. Добавляем физическую активность и получаем желаемый результат!".

Для Натальи всегда важен результат. Если его нет, то она не видит смысла продолжать и меняет направление своего пути. Без страха и сожаления. Так, нынешней весной, проработав больше десяти лет в эфире радиостанции Baltkom, она уволилась, распрощавшись с налаженной жизнью и конкурентоспособной зарплатой. Для многих эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Кто в 50 лет в наше время добровольно откажется от стабильности и осмелится сделать шаг в неизвестное будущее? Наталья Михайлова. Многие до сих пор не понимают, удивляются и восхищаются ее поступком.

Менять все так менять — так родилось еще и твердое намерение наконец-то пройти процесс натурализации.

"Захотелось все упорядочить", — объясняет Наталья. Об этом она тоже никому не сказала, сообщив новость пост-фактом — в день торжественной присяги.

Foto: Privātais arhīvs

Последние формальности соблюдены, осталось сделать последний шаг — до конца ноября получить паспорт гражданина Латвии.

Хотела стать врачом, а решила быть учителем

Родной город Натальи — Цесис. "Там я только родилась, потому что моя бабушка сказала: "Пока я жива, мои внуки будут рождаться тут". Через несколько месяцев мои молодые родители вернулись в Саласпилс, а потом папе, он работал на Рижской ТЭЦ-2, дали квартиру в Риге. С 3-х лет я рижанка", — уточняет Наталья.

Папа был прорабом, мама сначала работала поваром, а потом выучилась на бухгалтера. Через три года в семье появилась младшая сестра, Таня, тоже в Цесисе. "Я хорошо запомнила, как мы с папой стояли возле окна роддома, мама выглядывала в окно на первом этаже, а мы с папой ей кричали "Таня!" — просили, чтобы так назвали сестричку".

Родители были очень активными и при каждом удобном случае куда-то ездили. "И за пределы Латвии, папа родом из Краснодарского края, моя вторая бабушка жила прямо у подножья Кавказских гор. Каждое лето мы туда ездили. Два дня на поезде, потом на автобусе, потом пешком — это было целое приключение. Сейчас я могу представить, как трудно родителям давались эти поездки с двумя маленькими детьми, по жаре. Но они старались вывезти нас "на юга" — так папа говорил. А потом — Черное море! Каждый год мы отдыхали в Джубге, недалеко от Туапсе, до сих пор помню очертания горы Ёжик. Папа вообще часто был в командировках, нас тоже пристрастил ездить. Мы могли запросто всей семьей прыгнуть в автобус вечером, а утром гулять по Ленинграду. Или Калининграду".

В школе Наташе не очень нравилось, но она старалась быть примерной девочкой, чтобы не расстраивать родителей. "До сих пор помню, как мама переживала, когда ее вызвали в первом классе за мое плохое поведение. Уж не знаю, что я там совершила такого страшного, но учительница накатала мне в дневнике жирной синей ручкой "Поведение неудовлетворительное!" и вызвала маму в школу".

Тогда она еще не знала, что спустя годы и сама решит стать учителем. "Помню, одно время хотела даже быть хирургом, но как-то струсила. Теперь жалею. Но сейчас я бы выбрала другое направление — специализацию "семейный врач", поскольку это возможность видеть человека со всех сторон. Мне кажется, я была бы хорошим врачом". Так может быть все еще впереди? "Нет, нет. Уже нет", — смеется Наталья.

После окончания школы она решила поступать на педагогический факультет (русский язык и литература) и вместе с тремя одноклассниками поехала с этой целью в Москву. Это была та еще "авантюра молодости"! "Двое из нас прошли, двое нет. Я засыпалась на Достоевском, мне досталась книга "Преступление и наказание", единственная, которую я не прочитала", — вспоминает Наталья. Во время экзаменов образовалась еще одна компания и в итоге те, кто их провалил, решили поехать поступать в Курск. Подали документы, успешно сдали экзамены, получили комнату в общежитии и вскоре начали учиться. Спустя 30 лет Наталья будет очень благодарна судьбе за такой поворот событий, но об этом чуть позже.

В Курске Наталья проучилась два года, после чего перевелась в Латвийский Университет (ЛУ) на заочное отделение ("не сидеть же на шее у родителей взрослой тетке в 19 лет") и пошла работать в родную рижскую 60-ю школу, чуть позже сменив ее на 23-ю. Русский язык и литературу она преподавала в 5-7 классах и в целом проработала учителем пять лет. Но в 24 года, заканчивая магистратуру в ЛУ, ушла в декрет и больше в школу не возвращалась.

25 лет в журналистике

"У меня был друг, Олег Кузнецов, сейчас он уже давно в лучшем мире, умер совсем молодой, он работал в газете "Т-реклама" и где-то еще, по-моему. И как-то он сказал мне с подругой: "Девчонки, таких, как вы очень не хватает в журналистике". Брякнул и ладно, а потом потащил нас в Дом печати. Вот уж никогда не хотела быть журналистом, эти люди представлялись мне всегда пристающими к посторонним с глупыми вопросами. Потом, конечно, выяснилось, что журналисты могут быть разными. В том числе, и очень полезными для общества", — отмечает Наталья.

Сначала она писала в "Т-рекламу", которая потом стала еженедельником "Вести", а еще через год ушла в "Панораму Латвии". "Несколько лет я проработала в "Панораме" под руководством моего лучшего в жизни редактора — Владимира Фарбера. Он всему меня и научил — не просто писать актуально и интересно, но и вообще отношению к жизни, к людям. Он любил людей, журналистов, и мы это чувствовали. Виртуозно умел сглаживать конфликты, знал, когда человеку надо отдохнуть, берег нас, хвалил. Обожала планерки, всегда услышишь что-то хорошее, мудрое.". В "Панораме" Наталья стала быстро расти — стала завотделом информации, потом замредактора, а потом, когда Владимир Хацкелевич ушел, заняла его место.

После "Панорамы" была газета "Вечерняя Рига", потом еженедельник "МК-Латвия". Попутно Наталья работала редактором в программе "Город" на ТВ5. "Передача выходила раз в неделю, все было налажено и хотелось чего-то еще. И вскоре я узнала, что на радио ищут корреспондентов. Пришла, меня прослушали, помог поставленный учительский голос и меня взяли на работу — читать новости и делать репортажи". А примерно через месяц в Латвии начала вещание новая радиостанция под названием Baltkom. Наталья признается, что впервые присутствовала при открытии нового СМИ, работая в нем с первых дней еще в тестовом режиме. Примерно через два года она возглавила новостную службу. В целом на Baltkom Наталья проработала неполных 12 лет.

Foto: Privātais arhīvs
Foto: Privātais arhīvs
Foto: Privātais arhīvs

Оглядываясь назад, она говорит, что телевидение — это не ее история, а вот радио и печатные СМИ — то, к чему действительно лежит душа. "Новостные порталы тоже не мой формат, поскольку там — конвейер и особо не развернуться; привлекает только драйв, которым заражаешься, когда происходят события, о которых нужно быстро и качественно рассказать читателям, но в целом я текстовик и на радио мне это очень пригодилось".

У каждой истории есть начало и конец. Конец в данном случае наступил весной 2019 года. Наталья уволилась и уехала на неделю к подруге в Прагу, чтобы обнулиться, перезагрузиться и принять окончательное решение, что делать дальше.

Решение, которое зрело три года

Публично о своем уходе с радио Наталья объявила в мае. Тогда же она рассказала и о том, какой новый маршрут выбрала в своей профессиональной деятельности. Но ответ на вопрос "почему" до сих пор для многих остается открытым.

Foto: Privātais arhīvs

"Конечно, такое решение не принимается в один день. Я шла к нему года три. Это было и эмоциональное истощение, и стечение определенных обстоятельств, в том числе экономическая ситуация в русскоязычных СМИ, и политика новостей, и ощущение замкнутого круга, когда ты хочешь что-то изменить, но ничего не меняется. Темп не менялся, качество надо было удерживать, и я часто задумывалась о том, что буду делать дальше, когда мне исполнится, например, 60, где еще я могу себя реализовать и применить", — расставляет точки над I Наталья.

Поскольку в журналистике она всегда специализировалась на общественно-социальных темах, то время от времени в ее поле зрения попадали и вопросы, связанные с жизнью пожилых людей. Она делала интервью на эту тему, много общалась с людьми, которые в этой сфере работают. Да и в целом в мире этот вопрос становился все более актуальным, ведь все наперебой твердили о том, что продолжительность жизни увеличивается.

Ускорение процессу размышлений придали два мощных импульса.

Первый — голодовка работников государственных социальных центров опеки по уходу за пожилыми людьми, которая в Латвии состоялась осенью прошлого года. Они хотели добиться повышения зарплат, поскольку на тот момент каждый пятый специалист по уходу в госцентре опеки получал минимальную зарплату. "Мы пригласили этих людей в эфир, они рассказали, что к чему. Тогда эта история меня потрясла — голодать в мирное время, да еще представителям такой профессии. Их 300 евро на руки я не могла уложить в голове — как на это жить?".

Второй — интервью с руководителем отделения неотложной помощи Восточной больницы Алексеем Вишняковым, в ходе которого стало ясно, что очень актуален вопрос старческой немощности. Продолжительность жизни растет, медицина, как ни крути, развивается, но рано или поздно приходит немощь: вот идешь ты по комнате, упал и не можешь встать, а телефон в двух метрах. Хорошо, если кто-то зайдет сегодня, а если через месяц или через год? "Этот разговор стал последней каплей в моем стакане", — признается Наталья. — "Мне захотелось что-то сделать, как-то помочь людям комфортно прожить свою старость".

Foto: Mila Po

Однако одно дело хотеть и другое — перейти от слов к делу. "Это решение я обсуждала с мужем, подругой и сыном. Муж знал, насколько я вымоталась и давно подумываю о чем-то другом, поэтому поддержал и смиренно сказал": "Попробуй!". Если бы он был резко против, то привел бы всевозможные аргументы. Подруга была на моей стороне и очень поддержала, а сын сказал, что я крутая".

Учиться нужно было быстро

Дальше события развивались стремительно. Уже 4 июня 2019 года у Натальи был первый рабочий день в рижском центре социальной опеки "Межциемс". "Это был сумасшедший день. Перед глазами мелькали лица, лица, лица… И никаких поблажек, что ты работаешь первый день. Люди тут живут и для них все должно было быть, как обычно. Как это ты не знаешь, что он ест только черный хлеб, а она не пьет кислый кефир?", — вспоминает Наталья. — "Шока не было. Я отдавала себе отчет, куда и зачем я иду. Я просто ужасно устала".

Обратить внимание именно на этот пансионат посоветовала глава Департамента благосостояния Рижской думы Ирена Кондрате. "Она рассказала, что в Межциемсе новый, очень активный директор, а я когда-то очень давно делала оттуда репортаж, поэтому это как-то откликнулось в моей душе. Поскольку специализированного образования для работы в социальной сфере у меня не было, я устроилась помощником по уходу. По сути, ты становишься для постояльцев пансионата близким и родным человеком, ведь тебе доверяют интимные вещи: ты заботишься о вопросах гигиены, питания, самочувствия и настроения".

Foto: Mila Po

Учиться нужно было быстро, поэтому, помимо практики на работе, теоретическую информацию Наталья черпала в интернете в рамках доступных видеоинструкций, а применять ее на практике — правильно переворачивать, кормить, пересаживать с кровати в кресло и менять подгузник — тренировалась на муже. Это помогло приобрести необходимые для работы навыки, которые вскоре были отточены до автоматизма в ходе регулярных 12-часовых смен.

Foto: Mila Po

И уже в конце сентября Наталья вместе со своей коллегой Раисой Слога демонстрировала их, участвуя в первых в Латвии соревнованиях помощников по уходу за людьми. "Рая, конечно, втянула меня в авантюру (сколько я там проработала-то), но я согласилась. Было очень интересно. Во-первых, мы увидели, как работают другие — 13 команд приехали к нам в "Межциемс" со всей Латвии. Во-вторых, важно рассказывать об этой профессии и повышать ее престиж, чтобы в пансионаты приходили работать хорошие добрые люди. Сейчас наблюдается острый дефицит кадров, в том числе, и в частных центрах опеки. Говорю без пафоса — эта работа действительно миссия, потому что в ее центре находится забота о человеке".

Foto: Privātais arhīvs

Изначально Наталья планировала получать и образование в этой сфере, но не думала, что все произойдет так быстро. С сентября она студентка медицинского колледжа бюджетной программы "Социальная реабилитация" — лекции проходят очно с понедельника по среду с 8:00 до 16:00-18:00. Добавляем к этому выполнение домашних заданий, суточные дежурства в пансионате…

Foto: Mila Po

"Был момент, когда я подумала: "Я больше не могу, я устала, зачем мне все это!?". Куратор нашей группы Кристина Витолиня на первой же лекции предупредила нас, что такой период настанет. Но сейчас я уже втянулась в этот ритм. Раньше у меня была бессонница, без снотворного не могла уснуть. Сейчас я сплю еще меньше, но зато спокойна, нет постоянной тревоги. Я вижу смысл в том, что я делаю".

Учеба займет полтора года и еще полгода — практика. Останавливаться на этом Наталья не намерена. Она хотела бы сфокусироваться на профилактике старения — инструментах, которые позволяют как можно дольше сохранять ясный ум и когнитивные способности. "В планах — найти единомышленников и приложить свою руку и знания к тому, чтобы пожилые люди ощущали свой возраст не как конец жизни, а как ее интересную часть. Ну а те, кто становится совсем беспомощным, не оставались без поддержки. Сейчас думаю о создании общественной организации, которая будет заниматься здоровым старением".

Самой Наталье не принципиально, доживет ли она, например, до 100 лет. Главное — на своих ногах, в здравом уме и не в нищете.

Foto: Mila Po

Второй шанс любви

Череда всех упомянутых изменений в жизни Натальи началась благодаря встрече с супругом. Познакомились они еще в студенческие годы, в том самом Курске, куда девушка случайно за компанию отправилась учиться. "Мы зашли с девчонками в ресторан что-то отметить, а Валера играл там с друзьями в ансамбле. Потом все между собой перезнакомились. Когда стали расходиться, пошел меня провожать. Я взяла его номер и однажды решила позвонить. Тогда у меня был сложный период, очень хотелось домой. Так и начали общаться. Но для меня он был лучшим другом, а Валера влюбился и даже замуж звал", — вспоминает Наталья.

Выходить за него замуж она отказалась и вскоре уехала в Ригу. "Валера писал письма, приезжал в гости, пока в очередной раз я не выставила его на свой же день рождения. Он был в шоке, уехал и долгое время мы не общались. А потом он взял и женился, первый. Я ужасно разозлилась — собака на сене". А потом и у Натальи появилась семья.

Спустя какое-то время брак Натальи распался, последующие продолжительные отношения тоже не принесли счастья. "Наступил кризис, и я поняла, что больше не могу, надо найти родственную душу и сразу подумала про Валеру. Стала искать его по соцсетям, но нашла только бывшую однокурсницу из Курска, которая рассказала, где он живет и дала его номер. Долго думала, звонить или нет, очень боялась, в итоге решилась на католическое Рождество отправить смс-ку: "Валера! Это Наташа из Риги. Если помнишь, дай знать". Он помнил. Так мы возобновили общение".

Сначала долго, долго переписывались, потом стали созваниваться, затем впервые после долгой разлуки встретились… И вот снова звучит предложение руки и сердца и на сей раз долгожданное "да" в ответ. В 2014 году Наталья и Валера поженились. Ей 45 лет, он на 7 лет ее старше. Ну и что? Любви все возрасты покорны.

"Я не рассматривала вопрос переезда в Россию: у меня здесь мама, сын, дом, карьера. А Валера принял решение перебраться сюда очень легко. Получил вид на жительство, начал учить язык и устроился на работу. Сейчас понимаю, насколько глупой я была, не заметив в 20 лет подарок судьбы — худенького, невысокого инженера, альпиниста. Мне бы разглядеть тогда бесконечную целеустремленность, способность в любую минуту быть рядом без громких слов, надежность, покладистый характер и волю, короче, то, что мы и ждем от мужа. Но мы же часто дуры, ищем высоких мачо, а потом маемся с ними. Хорошо, что все это осталось в прошлом и теперь я очень счастлива. За что мне такое счастье? Почему мне выпал второй шанс? Не знаю. Надеюсь, в награду за все предыдущие страдания".

Foto: Privātais arhīvs

Наталья точно знает — в любой момент может все измениться: "Не спешите и наслаждайтесь, живите каждым днем, не тратьте время на пустое и злобное. Ничего не бойтесь. И повнимательнее смотрите на тех, кто рядом с вами".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!